Добрая половина человечества (отнюдь не по моральным качествам, просто по количеству) вынула камни из-за пазухи, чтобы закидать "отверженных". Ведь она-то, эта половина, праведная, практически святая!
С тем, что делает голый Вакх на "Тайной вечере", мы разобрались вот в этой статье:
Настала очередь его окружения. Оно, пожалуй, шокировало значительную часть человечества даже больше. Напомню, что мы разбираем сцену продолжительностью несколько минут из четырёхчасового сложносоставного театрального перформанса open air, каковым является открытие 33 олимпийских игр в Париже.
Кстати, я нашла видео, в котором очаровательная девушка, что называется, "без шума и пыли" разбирает большую часть аллюзий, заложенных в этом театральном действе. Раскладывает по полочкам, как средствами театрального искусства показана история Франции и её культуры. Очень рекомендую:
Кстати, автор видео живёт и учится в Париже, как я поняла. И вот там отношение к этому событию совершенно другое. Да и у нас многие высоко оценили. Недавно также я общалась с подругой, живущей в Германии, она говорит, что сама и её друзья в восторге от церемонии.
Если не все знают, что такое аллюзия, то вот:
Чтобы понять, есть ли смысл читать дальше, пройдём два маленький теста. Первый: какие аллюзии вы увидели в этих слоганах? Если во втором высказывании вам на ум пришло имя Рене Декарта, идём дальше.
Сколько из перечисленных пяти картин французских авторов были показаны в церемонии открытия Олимпиады в Париже?
1. Т.Жерико "Плот "Медузы"
2. К Коро. "Деревенский концерт"
3. Э.Делакруа "Свобода на баррикадах Парижа"
4. К. Моне "Руанский собор"
5. Ж.Давид "Смерть Марата"
Если ваш ответ "три" - смело идём вперёд.
Предшествует песенке Вакха довольно длительный эпизод показа мод, чередующийся с зажигательными танцевальными сценами. Действие происходит на мосту через Сену. Режиссёр проекта Томас Джолли прекрасно использовал узкое длинное пространство моста в качестве сцены. Он превратил его сначала в подиум, затем в пиршественный стол. Про "Пир богов" и застольных композициях мы уже писали. Подиум же совершенно естественно вписывается в повествование о культуре Франции как законодательницы мод. И вполне ожидаемо, что его пространство и зрительские места заполнили самые непредсказуемые персонажи в самых фантазийных костюмах. Именно они и стали главной мишенью критики. Почему мужчина в длинном платье - женоподобный? Ну, во-первых, это уже старый тренд. А во-вторых, чем не угодила одежда, закрывающая тело? В-третьих, во многих культурах мужчины носили и носят длинную одежду! Листайте:
А вот у другого мужчины, в микрошортах, ноги совершенно открыты. Но, учитывая его балетные па, это вообще не вызывает вопросов. Про то, в чём иногда танцуют в современном балете, мы уже тоже писали. Да и в конце-концов, игра с длиной одежды - самый банальный стилистический приём! У пышной дамы, восседающей в центре, на голове вовсе не нимб. У нас такое головное украшение называется "кокошник", у французов, думаю, разновидность ободка.
Ну а дальше то, что окрестили ЛГБТ-парадом, мужеподобные женщины и женоподобные мужики. Скажу сразу, к радужным я отношусь отрицательно. Точнее, я ими не интересуюсь и не обсуждаю. Может быть, именно потому что я не в теме, я заметила только одного явно "не такого" персонажа. Это, конечно, женщина с бородой! И это, конечно, отсылка к известной личности Кончите Вурст. С той только разницей, что та - брюнетка, а эта - блондинка. А вообще, это сценический персонаж, созданный австрийским поп-певцом Томом Нойвиртом, точно так же, как всеми любимая Верка Сердючка - Андреем Данилко. Персонаж, однако, стал победителем Евровидения, как все помнят. Понятно, что не всем это понравилось. Но съели же! И, может, не все помнят, что в том же 2014 году персонаж был объявлен "человеком года". Нравится нам это или нет, - селебрити, уже десять лет как!
А калеку на подиуме никто не заметил? Он пришёл на костылях, бросил их и давай крутить брейк-данс!
А ещё был немой, который "пел" с помощью сурдоперевода. И что, никаких аллюзий не считываете? То есть вот совсем никаких? Да это же абсолютно французская тема: отверженные! Вспомните знаменитый роман Виктора Гюго, вспомните знаменитый мюзикл "Les miserables". Как пояснил режиссёр проекта Томас Джолли, в церемонии открытия была заложена идея инклюзивности. Олимпиада - это праздник жизни не только для здоровых, но и для инвалидов, не только для худых, но и для толстых, а также для всяких "инаких". Все хотят радоваться жизни: и официально благополучные, и неблагополучные. Только во времена Гюго отверженными были каторжники, то есть, убийцы, воры, а также проститутки и аферисты. А сегодня - "фрики". Правда, это тоже очень старая тема. Помнится, ещё праотец Авраам просил Господа за Содом и Гоморру. Не помогло. Дождь из огня и серы не оставил содомитам никаких шансов! Надо ещё сказать спасибо, что не вот такую "красоту" нам показали. Просто привожу фрагменты из оскароносного фильма по мюзиклу "Отверженные", полистайте:
Особенно если учесть, что именно эта сцена поставлена в жанре "театра абсурда". Ещё и ещё раз: всё это просто - театральный перформанс, представление! Игра, ряженье! Никто не обкурился, просто жанр такой и креатив зашкаливает! Всего несколько минут в многочасовом представлении! И эти несколько минут с "отверженными" поднимают вопрос о том, что нет непроходимой стены между грехом и праведностью. Вспомните высоту покаяния беглого каторжника Жана Вальжана и его преображение! А что, все критики данной сцены открытия - святые? Грехи ведь разнообразны! О чём пел Вакх? Примерно так: "Я голый, и мне некуда положить револьвер. Давайте будем голыми, чтобы не носить револьверов!" То есть, давайте будем более открыты, потому что все мы очень уязвимы! По русски это называется "не держать камня за пазухой". И что же? Добрая половина человечества (отнюдь не по моральным качествам, просто по количеству) вынула камни из-за пазухи, чтобы закидать отверженных. Ведь она-то, эта половина, праведная, практически святая!
На мой взгляд, костюмы персонажей представления вообще очень мало отличались от того, что я обычно вижу в театральных постановках. Приведу картинки из моих любимых детских (!) спектаклей:
А теперь посмотрите на это! Это что, сатанинские извращения? Нет, это сам Творец пошутил! Просто креатив у Него зашкаливает)))
Просто улыбнитесь, обнимитесь и не сочтите этот призыв за что-то подозрительное!
"Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!"
Фридрих Шиллер, если что. Стихи использовал Бетховен в финале Девятой симфонии, которая давно уже стала гимном Евросоюза.
Если вам было интересно, подпишитесь на канал! Он посвящён искусству, в основном, музыкальному. Изучайте произведения искусства, составляйте собственное мнение о различных явлениях!
Ваша Татьяна Брунько.
О церемонии закрытия Олимпиады 2024 читайте:
Анализ скрытых смыслов здесь: