Так получилось, что я не особенно давно был вынужден просмотреть художественный фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. О том, что из этого вышло… ну, многие знают, что я ещё и про кино пишу. Если кто-то желает ознакомиться с той статьёй, я, конечно, оставлю на неё ссылку. Но, на самом деле, я не про сам фильм тут говорить буду. Про фильм я писал там. Тут… я хотел бы попробовать как-то реабилитировать фильм. Просто, скажем так, решил от скуки попробовать дать ему шанс…
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформах Boosty и Sponsr.ru: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович, Reader Marver, Сергей Соловьёв, Дмитрий Кац, Саня Номад, Vladimir Sedov, Бразильский аллигатор и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Итак, давайте вспомним то, чем заканчивается «Пикник на обочине». После того, как Мясорубка очень жестоко убивает хорошего мальчика Артура Барбриджа (блин, парня на самом деле жалко!), Шухарт доходит до Золотого Шара, но ничего, кроме «Счастья, для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!», он просто не может даже подумать. Не факт, что он в этот момент вообще говорить может.
Тут, наверное, стоит сделать отступление. Шухарт, значит, пошёл к Шару с Артуром. На самом деле, я не могу знать, сам он додумался Артура взять, или сам Стервятник решил. Впрочем, в Стервятника я не верю – тот не просто так просил здоровых детей у Шара, чтобы вот так, запросто их убивать потом. Более того, сам Артур, как я понял, отца любил. И тут можно задать вопрос – а почему не Дина, которая отца ненавидела? Сдаётся мне, что в Зону она прошла бы – физически барышня была отлично развита. Да, конечно, она не захотела бы одеваться в разного рода некрасивую одежду, но – сказать ей про то, что она сможет попросить у Шара всё, что захочет – она не просто пошла бы туда, она туда полетела бы! Скажем так, понять, что за человек эта самая Дина, можно, буквально с одной сцены, в которой она появляется… И, знаете, несмотря на то, что Стервятник – нехороший человек, всё равно, так отзываться о своём отце, при чужом человеке… не дело! И, кстати говоря, я специально сейчас перечитал концовку повести – Артур сам решил пойти с Шухартом. Понятное дело, что парень ничего не знал, но Шухарт-то, в курсе был, что и как. И он взял парня с собой? Чтобы что? Отомстить Стервятнику? Так лучше бы придумал, как Дину туда затащить – её, в самом деле не жалко…
Так вот, это всё лирика, конечно. А мы давайте проанализируем конец повести. Шухарт на самом деле потрясён смертью Артура – это прямым текстом сказано. Он даже говорить не может. И да, по сути, он сошёл с ума. Возможно, что Шар как-то уловил эти его мысли о том, что «счастье, для всех, даром», и… на самом деле исполнил это желание. Только вот, насколько я понимаю (а я, уж поверьте, многое понимаю), с таким желанием можно таких дел натворить… Ведь «счастье» – такое понятие, растяжимое. Для кого-то – это что-то хорошее для всех, а для другого человека… может быть чем-то ужасным для окружающих. И вполне себе можно предположить, что как раз это и сработало. Получили своё исполнение все самые сокровенные желания, которые только были у людей. Только вот, кто-то мечтал о чём-то хорошем для всего мира, а кто-то – хотел убить соседей, что мешают спать. И все эти желания исполнились. В мире наступил Хаос. Как из Зоны выбрался Шухарт – вообще, тема отдельная, но то, что с ума он сошёл, было понятно ещё в самом конце повести…
И вот то, что показал всему миру Тарковский – это мир после того, как Шухарт добрался до Шара. В мире царит Хаос – по этой причине, вокруг всё странное, чёрно-белое, повсюду грязь, руины и разруха. Потому что, как я уже говорил, желания у всех разные. Понятное дело, что теперь в Зону просто так не попасть, как это делалось в те времена. Там теперь оцепили всё, что только можно и нельзя. Понятное дело, что Сталкер (Шухарт и имя своё забыл уже от пережитого), пробовал туда пройти, у него не получилось, и он теперь понимает, что если они пойдут теперь, то пути назад не будет. И теперь он решается на такой вот прорыв. Тем двоим – показать, что ничего хорошего из этого «исполнения желаний» не выйдет, а себе – попробовать хоть как-то изменить то, что он сам и натворил…
И вот, если рассматривать фильм именно с такой вот точки зрения, то да, он заслуживает право на жизнь. Эта идея, как минимум, была бы интересной. Была бы – сделай режиссёр хоть что-то, чтобы зрители думали именно так. Но, он не сделал вообще ничего. И опять же, если говорить о фильме. Там есть и интересные моменты, и довольно неплохой экшн в начале. Опять же, то, как герои проникали в Зону – это вполне себе работает на теорию о том, что Сталкера и остальных, это билет в один конец. Назад их просто не выпустят. И если бы Тарковский хотя бы намекнул, что «теперь нам только вперёд!», было бы сильно интереснее. А то – туда они, значит, прошли со стрельбой. Охрана за ними почему-то, как-то особенно не торопится. «Они Зону боятся!», – говорит Сталкер. Ну да, а то, что туда только что тепловоз (кстати, кто понимает – это ТЭМ-2, да?) с платформой прошёл, наверное, не считается. Кстати, я могу предположить, что какие-то работы по изучению Зоны всё же идут – ну, мало ли, может, удастся как-то это всё на благо Человечества направить…
То есть, с одной стороны, даже из такого фильма, как «Сталкер» Тарковского, можно что-то «выжать». Придумать что-то интересное, что-то, с чем можно было бы работать. Но, это я – простой сисадмин, который любит интересные сюжеты. Проблема «Сталкера» в том, что Андрей Тарковский не хотел, чтобы было интересно. Он и о сюжете повести не особенно думал, ему был нужен именно юродивый Сталкер, чтобы показать нам Зону именно такой. И, как мне кажется (а я могу ошибаться, ведь я просто сисадмин!), Тарковский никогда не думал о том, как будут смотреть его фильмы именно простые зрители. Или те зрители, которые (упаси, Боже!) любят фантастику. В самом деле, эти фильмы снимались, скорее всего, не для нас с вами, а для участия в конкурсах, для того, чтобы как-то показать себя, показать, что «вот что я умею!». А на зрителей ему было… откровенно говоря, всё равно…
И я даже могу понять, почему за такое надругательство над сюжетами, ему ничего не было. Потому что фантастику в СССР… как-то не особо жаловали. Уж простите, читал я о том, как снимал свои фильмы Ричард Викторов, какие у него трудности были. Читал о других проблемах в этом деле. И, вот, смотрите, снял, значит, Тарковский свой фильм. Ну, посмотрела его комиссия. Они ничего не поняли, а он сказал, что «сценарий сами братья писали! Мы тут избавились от капитализма, тут нет вот таких вот сцен и так далее!» – и всё, вопросов нет. А то, что в повести сюжет вообще другой – ну, а что, комиссия её читала? Скорее всего – нет… Вот так и вышло то, что вышло…
Интереса ради - зайдите на этот канал. Этот молодой человек только развивает свой канал... Напишите ему что-нибудь мотивирующее...
И подпишитесь сюда...