Найти тему
Михаил Никольский

Тактическое ядерное оружие ВВС стран НАТО. Часть 2: США

Первым в ВВС США (и в истории авиации) носителем тактического ядерного оружия стал истребитель-бомбардировщик F-84G «Тандерджет».

В 1950 г. на авиабазе Шо началась подготовка летчиков 20-го истребительного авиакрыла Тактического командования к нанесению ударов свободнопадающими атомными бомбами Mark 7. В декабре 1951 г. 20-е истребительное авиакрыло преобразовали в 20-е истребительно-бомбардировочное в составе 55-й, 77-й и 79-й эскадрилий. Местом постоянной дислокации была определена авиабаза Лэнгли. На вооружение поступили самолеты F-84G в варианте носителей атомных бомб. Летом 1952 г. 20-е авиакрыло в составе 55-й и 77-й истребительно-бомбардировочных эскадрилий перебросили в Великобританию на авиабазу Уэзерсфильд.79-я эскадрилья 20-го авиакрыла была размещена на авиабазе Бентватер.

Перегон F-84G из США в Великобританию. Промежуточная посадка в солнечной Гренландии (см. вывеску), лето 1952 г.
Перегон F-84G из США в Великобританию. Промежуточная посадка в солнечной Гренландии (см. вывеску), лето 1952 г.
F-84G из 77-й эскадрильи 20-го авиакрыла, Уэзерфильд.
F-84G из 77-й эскадрильи 20-го авиакрыла, Уэзерфильд.

Экипажи и самолеты F-84G приступили к несению боевого дежурства, Quick Reaction Alert/Victor Alert, в 15 минутной готовности к взлету с задачей нанесения ядерных ударов по военным объектам на территории стран-участниц Организации Варшавского Договора.

Еще одно атомное авиакрыло на F-84G планировалось разместить во Франции на авиабазе Chaumont-Semoutiers, но переговоры с Парижем затянулись, а выбор авиакрыла вызывает некоторое недоумение – 132-е истребительно-бомбардировочное авиакрыло (125-я, 127-я 128-я эскадрильи) авиации Национальной гвардии штата Оклахома. Авиакрыло перебросили из США в Европу в мае 1952 г. До июля 1952 г., когда американо-французские переговоры успешно завершились, крыло временно дислоцировалось в ФРГ на авиабазе Рамштейн. На вооружении 132-го авиакрыла состоял 61 «Тандерджет», все они были носителями атомных бомб.

Европейская карьера 132-го авиакрыла получилась экстремально короткой. Боевое дежурство летчики-«гвардейцы», скорее всего, не несли – не успели. Уже в середине лета 1952 г. в Chaumont-Semoutiers прибыл личный состав 48-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла (492-я, 493-я и 494-я эскадрильи), а личный состав 132-го авиакрыла убыл в США. Самолеты, сменив маркировку, остались на месте.

F из 494-й эскадрильи 48-го авиакрыла над Францией.
F из 494-й эскадрильи 48-го авиакрыла над Францией.

В 50-е – 60-е гг. 48-е авиакрыло пользовалось большой популярностью в Европе. Визитной карточкой европейского контингента ВВС США была пилотажная группа «The Skyblazers». Группа входила в состав 48-го крыла, летала сначала на F-84G, затем на F-86F и F-100С/D. Летчики в группу отбирались из всех трех эскадрилий, а самолеты были закреплены за 494-й эскадрильей.

"Скайблэйзер" на F-84G
"Скайблэйзер" на F-84G
F-86F пилотажной группы "Скайблейзер"
F-86F пилотажной группы "Скайблейзер"
Ромб "Сейбров" над авиабазой Chaumont-Semoutiers
Ромб "Сейбров" над авиабазой Chaumont-Semoutiers
"Скайблейзер" над Парижем
"Скайблейзер" над Парижем
F-100C пилотажной группы "Скайблезер".
F-100C пилотажной группы "Скайблезер".
Проход ромба над ВПП авиабазы Chaumont-Semoutiers. Были же времена - никакого 200-метрового минимума...
Проход ромба над ВПП авиабазы Chaumont-Semoutiers. Были же времена - никакого 200-метрового минимума...

В качестве объектов для удара атомными бомбами выбирались стационарные цели – склады боеприпасов, аэродромы (Пенемюнде, в частности), командные пункты, узлы связи. Подход к целям летчикам предстояло выполнять на малых высотах, сброс бомбы выполнялся с кабрирования. F-84G нес одну бомбу Mark 7 на подкрыльевом пилоне. F-84G в варианте носителя атомной бомбы оснащался прицелом для бомбометания с малых высот, однако, по воспоминаниям летчиков 20-й эскадрильи, этот прицел совершенством не отличался и приходилось полагаться больше на собственный опыт и зоркость глаз, чем на «Low-Altitude Bombing System» (LABS).

Эскадрильи 20-го авиакрыла в 1955 г. перевооружили на F-84F. Что занимательно – часть «Тандерстриков» попали в 20-е крыло транзитом через эскадрильи авиации Национальной гвардии штата Огайо. Случай если не уникальный, то крайне редкий. Обычно происходило наоборот – «гвардейские» части получили «сэконд хэнд» из строевых.

F-84F авиации Национально гвардии штата Огайо
F-84F авиации Национально гвардии штата Огайо
F-84F 20-го авиакрыла, Уэзерфильд. На борту видна не до конца смытая надпись OHIO AIR GUARD. Этот самолет был передан ВВС ФРГ.
F-84F 20-го авиакрыла, Уэзерфильд. На борту видна не до конца смытая надпись OHIO AIR GUARD. Этот самолет был передан ВВС ФРГ.

Годом раньше F-84F получило и 81-е истребительно-бомбардировочное авиакрыло в составе 91-й, 92-й и 116-й эскадрилий. До 1954 г. 81-е авиакрыло именовалось крылом истребителей-перехватчиков, имело на вооружении самолеты F-86A и отвечало за ПВО Великобритании. Эскадрильи 81-го крыла дислоцировались на уникальной двойной авиабазе Бентватер/Вудбридж, аэродромы находились на расстоянии 40 км друг от друга.

F-84F из 91-й эскадрильи 81-го авиакрыла. Эмблема эскадрильи на борту фюзеляжа: ядерный грибок стоит, качается.
F-84F из 91-й эскадрильи 81-го авиакрыла. Эмблема эскадрильи на борту фюзеляжа: ядерный грибок стоит, качается.
-14

«Сейбр», F-86, с ядерным оружием как-то не сильно сочетается: Корея, «Аллея Мигов». В знаменитое семейство, тем не менее, затесались носитель атомной бомбы F-86F-35 и F-86H.

F-86F-35 оснащался системой LABS и мог нести одну бомбу Mk 7 или Mk 12, бомба подвешивалась на левом внутреннем подкрыльевом пилоне. Всего было построено 264 F-86F-35 - почти все попали в эскадрильи 21-го, 48-го и 388-го истребительно-бомбардировочных авиакрыльев ВВС США, дислоцированных в Европе. По штату на вооружении авиакрыла числилось 75 самолетов F-86F-35.

Первым на «Сейбры» в конце 1953 г. перевооружили «французское» 48-е авиакрыло, 75 машин по штату. К несению боевого дежурство на F-86F-35 авиакрыло приступило в январе 1954 г.

388-е авиакрыло перебросили из континентальной части США в Европу во второй половине 1954 г. С декабря 1954 г. авиакрыло формально дислоцировалось на авиабазах Étain-Rouvres во Франции. Из-за неготовности аэродромной инфраструктуры эскадрильи до весны 1955 г. де факто базировались в Германии: 561-я – в Хане, 562-я – в Шпандалеме, 563-я – в Битбурге. Несли или нет атомные «Сейбры» 388-го авиакрыло боевое дежурство сказать сложно, но основной задача авиакрыла по предназначению являлось нанесение ударов атомными бомбами, а все три германские аэродрома в не столь отдаленном будущем станут местами базирования «атомоносцев». C ноября 1955 г. по февраль 1956 г. на базе Хан на ротационной основе постоянно находилось восемь F-86 из 388-го крыла, с февраля 1956 г. и до конца 1957 г. дежурство, также по ротации, «Сейбры» 388-го крыла несли на авиабазе Шпандалем.

F-86F 388-го авиакрыла
F-86F 388-го авиакрыла

В ноябре 1954 – январе 1955 г. на европейский континент прибыли три эскадрильи (72-я, 416-я и 531-я) 21-го авиакрыла. Местом дислокации определили авиабазу Chambley-Bussières и Toul-Rosieres (416-я) во Франции. Работы в Chambley-Bussières по подготовке к базированию носителей атомных бомб завершили лишь летом 1956 г., а до того эскадрильи 21-го крыла гостевали на германских аэродромах.

F-86F 21-го авиакрыла, Франция.
F-86F 21-го авиакрыла, Франция.
F-86F 21-го авиакрыла, Франция.
F-86F 21-го авиакрыла, Франция.

F-86H эксплуатировались в 50-м авиакрыле. Это авиакрыло перебросили из США в Германию на авиабазу Хан в 1953 г. На вооружении состояли F-86F в истребительном варианте, но в 1954 г. крыло стало истребительно-бомбардировочным, а в 1955 г. получило первые носители F-86H. Германские аэродромы находились в опасной близости от границ «Свободного мира», в пределах досягаемости советских танков, поэтому в 1956 г. 50-е крыло передислоцировали во Францию – на авиабазу Toul-Rosiére.

Самолеты F-84G/F и F-86F – это первое поколение носителей тактического ядерного оружия. Век их получился коротким, ибо «я тебя слепила из того, что было».

Самолеты 100-й серии – F-100, F-101, F-104 в носители ядерного оружия тоже мутировали, зато F-105 проектировался, можно сказать, вокруг атомной бомбы.

F-101 «Вуду» создавался как истребитель сопровождения дальних бомбардировщиков, а его заказчиком являлось Стратегическое авиационное командование ВВС США. Самолет получился, во-первых, проблемным, а, во-вторых, в САК пришли к выводу о бесполезности истребителей сопровождения в принципе. Единственным в САК эксплуатантом F-101A осталось 27-е стратегическое истребительное авиакрыло; ранее это авиакрыло было вооружено самолетами F-84F в варианте «чистого» истребителя. Первые «Вуду» это крыло получило в мае 1957 г., а уже через два месяца его передали из Стратегического командования в Тактическое, сохранив номер, но сменив наименование на истребительно-бомбардировочное. Самолет обрел новый статус: one-way single-mission atomic bomber. One-way ticket, вообще-то, выписывался всем летчикам всех носителей первого и второго поколения. Шансы на возвращение из боевого вылета такого самолета, будь он F-84G или F-100D, оценивались как минимальные.

27-е истребительно-бомбардировочное авиакрыло в составе 481-й, 522-й и 523-й эскадрилий дислоцировалось в США на авиабазе Бергстром, шт. Техас. Уже в 1958 г. крыло перевооружили на F-100 и передислоцировали на авиабазу Кэннон, шт. Нью-Мексико. Атомная служба 27-го авиакрыла на этом завершилась. Недолгая карьера «Вуду» в 27-м авиакрыле примечательна единственным ярким событием: майор Эдриан Дрю из штаба авиакрыла 12 декабря 1957 г. установил на F-101A абсолютный мировой рекорд скорости полета - 1943,43 км/ч.

F-101 с/н 53-2426, на котором был установлен мировой рекорд скорости полета.
F-101 с/н 53-2426, на котором был установлен мировой рекорд скорости полета.
F-101А из 27-го авиакрыла.
F-101А из 27-го авиакрыла.

Причина отзыва у 27-го крыла ядерного статуса крылась в чрезмерном удалении места базирования от вероятного театра военных действий. Задача ядерного сдерживания вместе с самолетами F-101A и F-101C, которые 27-е крыло успело получить, перешли к «европейскому» 81-му авиакрылу. В 81-м авиакрыле самолеты F-101 эксплуатировались с 1958 по 1966 гг. Других «атомных» частей на F-101 не было, если не брать в расчет эскадрильи ПВО: в арсенал перехватчиков входили УР воздух-воздух со специальной БЧ, это – другое.

F -101С из 78-й эскадрильи 81-го авиакрыла.
F -101С из 78-й эскадрильи 81-го авиакрыла.
F-101C из 81-го авиакрыла, 1960 г.
F-101C из 81-го авиакрыла, 1960 г.
F-101C из 81-го авиакрыла, 1962 г.
F-101C из 81-го авиакрыла, 1962 г.
F-101C из 81-го авиакрыла.
F-101C из 81-го авиакрыла.

Все самолеты 100-й серии проектировались как истребители и все, кроме F-102/106, в той или иной степени превратились в истребители-бомбардировщики. Штаб Тактического авиационного командования рекомендовал фирме «Норт Американ» заняться переделкой дневного истребителя F-100 в истребитель-бомбардировщик еще осенью 1952 г. до первого полета прототипа. Термин «истребитель-бомбардировщик» трактовался однозначно: one-way single-mission atomic bomber. Больших надежд на эту машину не возлагалось, атомный «Супер Сейбр» требовался лишь для заполнения временной бреши между снятием с вооружения F-84F и принятием на вооружение F-105. Дык! Нет ничего более постоянного, чем временное. Атомная карьера «Супер Сейбра» растянулась на десятилетия.

Сброс инертной атомной бомбы с F-100С, США, 15 сентября 1962 г.
Сброс инертной атомной бомбы с F-100С, США, 15 сентября 1962 г.

Первыми носители атомных бомб F-100C/D в 1956 – 1957 гг. получили дислоцированные во Франции 48-е, 50-е и 388-е авиакрылья. Получили аккурат накануне периода турбулентности, вызванного реорганизацией группировки американских войск в Европе и требованием де Голля очистить Францию от американских ядерных боеприпасов, озвученном в 1958 г.

F-100 48-го авиакрыла
F-100 48-го авиакрыла
F-100D из 493-й эскадрильи 48-го авиакрыла, Франция.
F-100D из 493-й эскадрильи 48-го авиакрыла, Франция.
F-100D из 494-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 1971 г.
F-100D из 494-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 1971 г.

Все истребительно-бомбардировочные авиакрылья в 1958 г. были преобразованы в тактические истребительные, при этом их задачи по предназначению не менялись.

В конце 1957 г. 388-е авиакрыло переформировали в 49-е авиакрыло с сохранением места постоянной дислокации (авиабаза Étain-Rouvres) и матчасти (F-100).

Во Франции дислоцировалось четыре атомных авиакрыла Тактического авиационного командования: 21-е, 48-е, 49-е и 50-е.

21-е авиакрыло расформировали в 1958 г., чтоб восстановить уже в Японии. В состав обновленного 21-го крыла вошли также восстановленные 416-я и 531-я эскадрильи. На вооружение 416-й эскадрильи сначала поступили самолеты F-84G, а в 1959 г. – F-100. Атомная эра для 416-й эскадрильи завершилась в 1964 г. после передислокации в Таиланд – начинался Вьетнам. 531-я эскадрилья получила F-100 в 1958 г. и оставалась в Мисаве до своего расформирования в 1970 г.

49-е авиакрыло летом 1959 г. передислоцировали в ФРГ на авиабазу Шпангдалем. 50-е крыло в том же 1959 г. вернулось в свой первый европейский дом, на авиабазу Хан. 48-е авиакрыло Францию сменило в 1960 г. на Великобританию. Новым место дислокации 48-го авиакрыла стала авиабаза Лейкенхит, где ранее размещались самолеты Стратегического авиационного командования ВВС США. Лейкенхит остается «домом» для 48-го авиакрыла по сей день.

Боевое дежурство «Супер Сейбры» с атомными бомбами несли также на авиабазах Чигли (Измир), Турция, и Авиано, Италия – эти базы считались аэродромами передового базирования. Дежурили здесь самолеты из разных авиакрыльев, меняясь каждые три недели.

Редчайшее фото - "Супер Сейбры" 388-го авиакрыла с подвешенными на левом внутреннем подкрыльевом пилоне атомными бомбами Mk.7, Авиано.
Редчайшее фото - "Супер Сейбры" 388-го авиакрыла с подвешенными на левом внутреннем подкрыльевом пилоне атомными бомбами Mk.7, Авиано.

В Британии "Супер Сейбры" поступили на вооружение 20-го авиакрыла.

F-100 из 78-й эскадрильи 20-го авиакрыла над Альпами, 1958 г.
F-100 из 78-й эскадрильи 20-го авиакрыла над Альпами, 1958 г.
F-100 командира 20-го авиакрыла.
F-100 командира 20-го авиакрыла.
"Супер Сейбр" 55-й эскадрильи 20-го авиакрыла, Уэзерфильд, 1965 г.
"Супер Сейбр" 55-й эскадрильи 20-го авиакрыла, Уэзерфильд, 1965 г.
"Супер Сейбры" 20-го авиакрыла ВВС США и "Сейбры" норвежских ВВС, Норвегия, 1966 г.
"Супер Сейбры" 20-го авиакрыла ВВС США и "Сейбры" норвежских ВВС, Норвегия, 1966 г.
F-100D из 20-го авиакрыла, Германия, конец 60-х гг. На борту фюзеляжа изображена эмблема 4-й союзной воздушной армии НАТО.
F-100D из 20-го авиакрыла, Германия, конец 60-х гг. На борту фюзеляжа изображена эмблема 4-й союзной воздушной армии НАТО.

В число «атомных» частей на «Супер Сейбрах» входило и 31-е авиакрыло (306-я 307-я, 308-я и 309-я эскадрильи), весьма необычное. Оно первым в ВВС США в 1952 г. начало отрабатывать массовое перебазирование на заморские ТВД без посадки с дозаправкой в воздухе. Авиакрыло тогда входило в состав Стратегического авиационного командования и эксплуатировало самолеты F-84G. В 1957 г. 31-е авиакрыло передали в состав Тактического командования и перевооружили на F-100D. В период Берлинского кризиса 1961 г, связанного с появлением в Берлине той самой Стены, «Супер Сейбры» 31-го крыла несли в октябре – ноябре боевое дежурство на авиабазе Шпангдалем. В феврале 1964 г. 308-я эскадрилья без посадки перелетела с домашней авиабазы Хоумстед в Турцию. На авиабазе Чигли эскадрилья оставалась в течение нескольких месяцев. В последующие два года эскадрильи 31-го ротировались между авиабазами Морон в Испании и Бьен Хоа в Южном Вьетнаме, периодически меняя холодную войну на горячую.

Ядерный статус F-104G хорошо известен, но таких машин в ВВС США не имелось, а первым атомным «Старфайтером» был F-104C. В ассортимент боевой нагрузки F-104C входили атомная бомба Mk 12 и УР воздух-поверхность «Булпап» в вариантах с обычной и специальной БЧ. «Старфайтеры» модели «С» поступили на вооружение 479-го авиакрыла ВВС США (434-я, 435-я и 436-я эскадрильи), дислоцированного на авиабазе Джордж, шт. Калифорния, в 1958 г., сменив «Супер Сейбры» истребительной модификации F-100A. Эскадрильи 479-го авиакрыла до 1958 г. и после неоднократно перебрасывались в Европу. Ядерное сдерживание входило в перечень задач 479-го авиакрыла, однако экипажи больше отрабатывали нанесение ударов по наземным целям авиационными средствами поражения с обычными БЧ, кроме того, на базе 479-го авиакрыла велась подготовка летчиков F-104G ВВС ФРГ, Италии, Нидерландов и Канады. «Старфайтеры» 479-го крыла были единственными F-104, принявшими участие во Вьетнамской войне. Самолеты F-104C были сняты с вооружения 479-го авиакрыла в 1967 г.

F-104C 479-го авиакрыла, авиабаза Джордж, США, 1964 г. Красные полосы нанесены на время учений.
F-104C 479-го авиакрыла, авиабаза Джордж, США, 1964 г. Красные полосы нанесены на время учений.
F-104C 479-го авиакрыла, авиабаза Джордж, США
F-104C 479-го авиакрыла, авиабаза Джордж, США
-36
F-104C 479-го авиакрыла, Вьетнам, 1969 г.
F-104C 479-го авиакрыла, Вьетнам, 1969 г.

Самолеты F-100, взлетавшие с баз в ФРГ и Великобритании, должны были наносить удары по объектам на территории ГДР, ПНР и западных регионов СССР. Перед «Супер Сейбрами», дежурившими в Авиано, стояла задача нанесения ударов по территории Болгарии, Венгрии, Румынии и ЧССР. Маршруты из Чигли были проложены к целям на территории южных районов СССР.

Типовой вариант «атомной» боевой нагрузки (конфигурация 1-Е3) состоял из одной бомбы Mk 7 на внутреннем левом подкрыльевом пилоне, ПТБ емкостью 275 галлонов на левом внешнем подкрыльевом пилоне и двух ПТБ емкостью 250 и 275 галлонов на пилонах под правой плоскостью крыла. Радиус действия F-100 с двумя ПТБ, 800 – 900 км, позволял уверенно достигнуть объектов на территории стран Восточной Европы, однако при выполнении задания на поражение целей в СССР летчик однозначно получал билет в один конец. Цели на территории СССР намечены были, в частности – КП ПВО в окрестностях Киева. Полетное задание в этом случае выглядело так: взлет, полет на большой высоте до Вены, доворот на курс, ведущий к Киеву, со снижением до высоты 50 футов (!!!, 15 м), пролет по маршруту со скоростью 670 км/ч, сброс ПТБ на подходе к цели, выход на боевой курс, прицеливание по данным LABS, выполнение боевого разворота на скорости порядка 1000 км/ч с перегрузкой 4G со сбросом бомбы в верхней точке, подрыв заряда производился через 54 секунды после сброса (бомба пролетала за это время 450 – 50 м, самолет 16 км). Остаток топлива теоретически позволял летчику вернуться на базу – на оптимальной высоте по кратчайшему пути, на практике же встреча с советскими истребителями считалась неминуемой – либо собьют, либо носитель упадет сам после полного израсходования топлива. Как вариант, летчику предлагалось выполнить посадку в нейтральных Швеции или Финляндии, но туда тоже еще долететь надо было.

-38
"Супер Сейбры" в "атомной" конфигурации с тремя ПТБ, но без бомбы.
"Супер Сейбры" в "атомной" конфигурации с тремя ПТБ, но без бомбы.

Тренировочные полеты летчики «атомных» F-100 выполняли над Францией. Франция потребовала в 1958 г. убрать со своей территории американское атомное оружие, что, в частности, привело к передислокации в Германию 49-го авиакрыла. НАТО, тем не менее, еще долгие годы продолжали отрабатывать в воздушном пространстве Франции нанесение ударов атомными бомбами (и сейчас продолжает). Тренировочный полет на рубеже 60-70-х гг. происходил примерно следующим образом:

- Французский маловысотный маршрут начинался в Лейкенхите. На приличной высоте мы пересекали Английский канал. Над Нормандией снижались до 150 м и на этой высоте шли курсом на Юг. Восточнее мы могли наблюдать знаменитое аббатство Мон-Сен-Мишелью Роль цели выполнял большой автодорожный мост через реку западнее Тура. Имитировали нанесение удара по мосту атомными бомбами, после чего набирали высоту и возвращались домой в Лейкенхит.

Высоту полета по маршруту увеличили в сравнении с 50-ми гг. в несколько раз из-за высокой аварийности. В 1957 г. дислоцированная на авиабазе Рамштейн 53-я эскадрилья 36-го авиакрыла (авиабаза Битбург) лишилась двух летчиков и минимум двух «Супер Сейбров». В 1959 г. в тренировочных полетах на малой высоте разбилось несколько F-100 из того же 36-го авиакрыла.

F-100D работает обычным вооружением по полигону во Франции, конец 60-х гг.
F-100D работает обычным вооружением по полигону во Франции, конец 60-х гг.

«Супер Сейбры» как носители ядерного оружия ушли в историю на рубеже 60-х – 70-х гг.

Основным носителем тактического ядерного оружие командование ВВС США видело истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф». Габариты ядерного боеприпаса определили если не облик самолета, то его размеры. F-105 проектировался вокруг бомбоотсека, несколько меньшего, чем бомбоотсек самолета В-47, но способного вместить изделие того же типа, что подвешивалось на бомбардировщике В-47.

F-105 считался многоцелевым самолетом, способным вести воздушные бои с истребителями противника. Из «Тандерчифа» получился такой себе истребитель… Основные задачи этой машины сформулировали следующим образом:

- уничтожение военного потенциала противника ядерными боеприпасами на дальностях до 1600 км от аэродрома базирования. Боеприпасы могут сбрасывать с малой высоты на скорости несколько превышающей звуковую, точность бомбометания составляет 150-350 м; точность бомбометания с больших высота на скорости, близкой к М=2, составляет 600-900 м. Типовыми маневрами при сбросе бомб являются пологое пикирование, полупетля, горизонтальный полет;

- непосредственная авиационная поддержка наземных войск и нанесение ударов по тыловым районам противника обычными боеприпасами: фугасными и зажигательными свободнопадающими бомбами, неуправляемыми авиационными ракетами, управляемыми ракетами класса воздух-поверхность «Булпап».

«Тандерчифы» в качестве тактического ударного самолета неплохо зарекомендовали себя во Вьетнаме, а вот надежда на F-105 как на становой хребет тактической ядерной авиации в общем-то не оправдалась.

На F-105 перевооружили пять авиакрыльев, дислоцированных в США. Минимум два из них – 4-е и 355-е - выполняли задачу ядерного сдерживания в Европе, хотя и временно. 335-я эскадрилья 4-го авиакрыла в 1963 – 1964 гг. несколько месяцев «сидела» на авиабазе Морон в Испании, где с 1958 г. несли боевое дежурство бомбардировщики В-47. F-105D из 354-й эскадрильи 355-го авиакрыла в 1964 г. находились по ротации на авиабазе Инджирлик в Турции.

На постоянной основе в Европе дислоцировалось два авиакрыла на «Тандерчифах»: 36-е (Битбург 1962 – 1966 гг.) и 49-е (Шпандалем, 1961 – 1967 гг.). Оба авиакрыла дислоцировались в ФРГ, 36-е – на авиабазе Битбург, 49-е – на авиабазе Шпандалем. Процесс перевооружения с F-100 на F-105 растянулся почти на три года – с 1961 по 1963. В 1966 – 1967 гг. «Тандерчифы» пришлось менять на «Фантомы», поскольку потребовалось восполнить высокие потери «Тандерчифов»» во Вьетнаме.

F-105D 36-го авиакрыла, 1962 г.
F-105D 36-го авиакрыла, 1962 г.
F-105D 36-го авиакрыла
F-105D 36-го авиакрыла
F-105D 49-го авиакрыла
F-105D 49-го авиакрыла
F-105D 49-го авиакрыла, 1964 г.
F-105D 49-го авиакрыла, 1964 г.
F-105D из 49-го авиакрыла, снимок сделан в 1964 г. в Великобритании. Эта машина была сбита 21 апреля 1967 г. над Ханоем истреителем МиГ-21.
F-105D из 49-го авиакрыла, снимок сделан в 1964 г. в Великобритании. Эта машина была сбита 21 апреля 1967 г. над Ханоем истреителем МиГ-21.

Все «европейские» эскадрильи ВВС США, летавшие на F-100, F-101 и F-105, на месячный срок перебрасывались в Ливию на американскую авиабазу Уилус, где отрабатывали нанесение ударов по наземным целям с практическим применением бомб и ракет с обычными боевыми частями. Американцы вынужденно покинули Уилус в 1970 г.

Пуск УР "Булпап" с F-100D 20-го авиакрыла, Ливия, первая половина 60-х гг.
Пуск УР "Булпап" с F-100D 20-го авиакрыла, Ливия, первая половина 60-х гг.

В середине 60-х гг. началось массовое перевооружение авиакрыльев тактического авиационного командования «Фантомами». Любой F-4 являлся, в принципе, носителем ядерного оружия, поэтому точно определить количество авиакрыльев на F-4, в перечень задачах которых входило нанесение ударов атомными бомбами, по открытым источникам весьма затруднительно.

Сброс атомной бомбы В83 с "Фантома"
Сброс атомной бомбы В83 с "Фантома"

Уверенно можно говорить о пяти «европейских» авиакрыльях – 36-м (Битбург, ФРГ), 48-м (Лейкенхит, Великобритания), 49-м (Шпандахлем, ФРГ), 50-м (Хан, ФРГ) и 81-м (Бентуотерс, Великобритания). Первым на F-4 в 1965 г. перевооружили 81-е авиакрыло, последним в 1973 г. – 48-е.

F-4Е 50-го авиакрыла, авиабаза Хан, 1979 г.
F-4Е 50-го авиакрыла, авиабаза Хан, 1979 г.
F-4Е 50-го авиакрыла. Фото, внезапно, сделано в Иране в 1977 г.
F-4Е 50-го авиакрыла. Фото, внезапно, сделано в Иране в 1977 г.
F-4D 81-го авиакрыла, 1966 г.
F-4D 81-го авиакрыла, 1966 г.
Авиабаза Лейкенхит, "Фантомы" 48-го авиакрыла.
Авиабаза Лейкенхит, "Фантомы" 48-го авиакрыла.
F-4D 48-го авиакрыла, Лейкенхит, 1974 г.
F-4D 48-го авиакрыла, Лейкенхит, 1974 г.
F-4D из 494-й эскадрильи 48-го авиакрыла.
F-4D из 494-й эскадрильи 48-го авиакрыла.

49-е авиакрыло в 1969 г. передислоцировали из Европы в США на авиабазу Холломэн в рамках проводимой министром обороны Макнамарой политики сокращения расходов на содержание ограниченного контингента американских войск в Европе: никакой политики, только бизнес. Свой ядерный статус 49-е крыло, похоже, сохранило, так как оно относилось к категории частей, подлежащих первоочередной переброски в Европу в угрожаемых ситуациях. Авиакрыло, уже на «Фантомах», перебрасывали в Европу в рамках учений «Coronet» минимум трижды – в 1969, 1971 и 1975 гг. Задача авиакрыла двойного (США – Европа) базирования с 49-го авиакрыла была снята в 1977 г. с перевооружением на F-15A, также, вероятно, это авиакрыло тогда утратило и ядерный статус.

Самолеты F-111 поступили на вооружение «британских» 20-го и 48-го авиакрыльев. В 20-м крыле на них пересели непосредственно с F-100, в 48-м – транзитом через «Фантом».

В преддверии перевооружения на F-111 20-е авиакрыло в декабре 1970 г. перебазировали из Уизерфильда в Аппер-Хейфорд. Первые из 89 F-111Е авиакрыло приняло в сентябре 1970 г., процесс перевооружения всех трех эскадрилий завершился осенью 1971 г.

F-111Е 20-го авиакрыла, Аппер-Хейфорд.
F-111Е 20-го авиакрыла, Аппер-Хейфорд.

Радиус действия F-111E при работе с британских баз позволял поражать цели на территории Европы до Минска включительно, без дозаправки. F-111E 20-е крыла регулярно перебрасывались в Турцию на базу Инджирлик, откуда они могли наносить удары по объектам в южных регионах СССР.

На рубеже 1973 – 1974 гг. «ядерное сдерживание» неожиданно из главной задачи 20-го крыла превратилось во второстепенную. В США проанализировали опыт арабо-израильской войны 1973 г., отметив эффективные действия израильской авиации против сирийской бронетехники, наступавшей на Голанских высотах. Американцы рассудили, что действия авиации были бы еще эффективнее, действуй она не только днем, но и ночью. Советский танковый кулак в Европе для стратегов НАТО давно превратился в своего рода фетиш: любое оружие, от церемониального кортика до межконтинентальной баллистической ракеты оценивали, на всякий случай, под углом борьбы с бронетехникой. F-111 в середине 70-х гг. оставался единственным на Европейском ТВД по-настоящему круглосуточном и всепогодным самолетом. Экипажи 20-го крыла блестяще продемонстрировали возможности F-111Е в ходе учений «Рефорджер-74», проходивших на территории ФРГ. Погодные условия во время проведения учений в отечественной военной авиации описываются аббревиатурой СМУ – сложные метеорологические условия. На учениях «Рефорджер-74» 85% вылетов на поддержку наземных войск и изоляцию района боевых действий выполнили F-111. В течение нескольких последующих лет тактические задачи с применением обычных авиационных средств поражения экипажи 20-го крыла отрабатывали чаще чем задачи стратегические, но нанесение атомных ударов по СССР, случись чего, никто не отменял. Задача «Victor Alert» с 20-го авиакрыла была снята лишь в 1986 г.

Учения «Рефорджер-74» и последующие аналогичные маневры стали катализатором процесса придания круглосуточности и всепогодности самолету F-16, именно отсюда растут ноги у F/A-16 и F-16C/D блок 40.

Поводом для замены «Фантомов» на F-111F в 48-м авиакрыле послужило развертывание в западных районах СССР ракетных комплексов среднего радиуса РСД-10 «Пионер» (SS-20).

-55
"Пионер"
"Пионер"
Пасквиль на дорого Леонида Ильича и ракету SS-20 авторства голландского живописца, опубликован осенью 1980 г.
Пасквиль на дорого Леонида Ильича и ракету SS-20 авторства голландского живописца, опубликован осенью 1980 г.

Самолеты F-111F передали сначала из 474-го авиакрыла (авиабаза Неллис) в 366-е авиакрыло (авиабаза Моунтэйн-Хоум), а потом в 48-е крыло. «Фантомы» из 48-го передавались напрямую в 474-е авиакрыло. Размен самолетов занял чуть больше года – с марта 1977 г. по июль 1978 г.

F-111F заруливает на стоянку авиабазы Лейкенхит после перелета из США, март 1977 г.
F-111F заруливает на стоянку авиабазы Лейкенхит после перелета из США, март 1977 г.
Лейкенхит, лето 1977 г. "LN" на F-111 нанесли, с "Фантомов" стерли.
Лейкенхит, лето 1977 г. "LN" на F-111 нанесли, с "Фантомов" стерли.
Последний взлет пары "Фантомов" с авиабазы Лейкенхит - впереди дальняя дорога в США, лето 1977 г.
Последний взлет пары "Фантомов" с авиабазы Лейкенхит - впереди дальняя дорога в США, лето 1977 г.
F 48-го авиакрыла, 1978 г.
F 48-го авиакрыла, 1978 г.

В Британию тогда перебросили 97 F-111F, а в составе 48-го авиакрыла в 1977 г. была сформирована четвертая эскадрилья (495-я), предназначенная для подготовки и тренировок экипажей трех других. Приоритетными целями для F-111F 48-го авиакрыла определили подвижные пусковые установки «Пионеров» и КП советских ракетных войск. Едва ли не впервые носителям атомных бомб предстояло наносить удары не по стационарным, а по мобильным объектам, которые сначала требовалось обнаружить, причем в полете с высокой скоростью на малой высоте.

Европейские F-111 обычно ассоциируются именно с 48-м авиакрылом, поскольку именно они принимали участие в налете на Ливию (операция «Каньон Эльдорадо») в апреле 1986 г. в операции «Буря в Пустыне» 1991 г.

FF из 492-й эскадрильи 48-го авиакрыла над Северным морем, 1984 г.
FF из 492-й эскадрильи 48-го авиакрыла над Северным морем, 1984 г.
Посадка F-111F из 493-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 1989 г.
Посадка F-111F из 493-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 1989 г.

Во второй половине 70-х гг. на два европейских авиакрыла F-111 повесили еще одну задачу: поиск и уничтожение, в том числе атомными бомбами, крупных кораблей ВМФ СССР, БПК и тяжелых авианесущих крейсеров прежде всего.

20-е авиакрыло было расформировано в 1993 г., самолеты F-111E отправили на базу хранения Дэвис-Монтан. В 48-м авиакрыле на смену F-111F в 1992 - 1993 г. пришли F-15E; самолеты F-111F передали в 27-е авиакрыло, дислоцированное в США на авиабазе Кэннон. Четвертую, 495-ю, эскадрилью расформировали, истребители-бомбардировщики F-15E получили лишь 492-я и 493-я эскадрильи; 494-ю эскадрилью перевооружили air superiority fighter’ами F-15C/D с задачей сопровождения ударных машин двух других эскадрилий. Ядерный статус 48-е авиакрыло сохранило.

F-15E из 492-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 1995 г.
F-15E из 492-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 1995 г.
F-15E из 492-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 2001 - 2002 гг.
F-15E из 492-й эскадрильи 48-го авиакрыла, 2001 - 2002 гг.
F-15E из 48-го авиакрыла, 2018 г.
F-15E из 48-го авиакрыла, 2018 г.

Во второй половине 70-х гг. военное противостояние в Европе пошло на спад. Количество атомных авиакрыльев ВВС США в Европе сократилось минимум на две. В 1977 г. 36-е авиакрыло перевооружили истребителями F-15A/B, 81-е в 1979 г. – штурмовиками А-10А. На вооружение 50-го авиакрыла в 1979 г. поступили F-16A/B задачи нанесения ударов атомными бомбами с этого авиакрыла также сняли, на некоторое время.

Часть 1 https://dzen.ru/a/ZrJyaPQtDR0gBX5Y

Часть3 Великобритания: https://dzen.ru/a/ZreyQZai0mq5lcmI