Найти тему
Вячеслав Малежик

Чта такое русский рок: Послесловие

Что ж, я решил подвести итог дискуссии, заданной прошлой публикацией о русском роке. И залез в Википедию, чтоб посмотреть как звучит определение просто «рока» там...

Рок (англ. Rock) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово rock (в переводе с англ. — «качать», «укачивать», «качаться») возникло как сокращение от названия рок-н-ролла, хронологически первого жанра рок-музыки, и обозначает характерные для рок-н-ролла ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake.

Основная мысль из всего этого, которая прямо обозначена: рок - это направление популярной музыки. Попса, в той или иной степени. Никто пока не придумал точных критериев, линеек и лекал для четких измерений стилей, будь то «рок» или «не рок». Отсюда любые возмущения по поводу того, что Крис Норман, АББА или Агутин были мною отнесены к року в том числе, весьма и весьма субъективны. Впрочем, как и граница, разделяющая рок и попсу.
И что уж тут говорить о русском роке, если само понятие рока - относительно.

А вот как откомментировал мой соавтор Валерий Афанасьев данную тему:

Поразмыслив и почитав, написанное о роке вообще и о русском роке в частности, хотел бы сказать, что, на мой взгляд, правы те, кто считает русский рок аутентичным явлением в смысле текстов и их понимания, их социальной или романтической направленности у наших рок-групп. Т. Е. русский рок на мой взгляд явление в литературном плане - смысла, вкладываемого в стихи/тексты, антиидеологичен или социален, романтичен в меру существующих в обществе настроений и подводных (не официальных) мнений! Хотя и сейчас есть запретные темы, но русский рок сейчас более патриотичен, чем андерграунд в советское время... К чему я клоню? Рок в русском варианте это прежде всего понимаемый смысл стихов! По музыке русский рок, конечно, вторичен в смысле применяемых гармонических и ритмических ходов - риффов, в соединении с дисторшен ритм-соло гитары и мощным вокалом. А вот русская основа в нашем роке - это фольклор и народные мелодии, взятые за основу в обработку-аранжировку. При этом сохраняются основные структурные принципы западного рока... И вопрос Вячеслава о трио Емерсон, Лейк и Палмер, взявших за основу "Картинки с выставки" Мусоргского, является эта музыка роком интересен! Я бы все-таки это трио отнес к импровизационной музыке (джаз). Хотя у них присутствуют элементы фольклорной музыки, взятой Мусоргским в стилистическом и мелодийном плане из народных песен. И это, на мой взгляд, прекрасный пример сплава стилей и импровизационной основы! Все же в роке импровизация практически присутствует только в гитарных пассажах и ее соло-партиях! И в этом смысле рок достаточно "зажат" в рамках квадрата... Рок мировой имеет своей основой также текстовые социальные или романтические опусы, но не идеологизированную основу, так как он - продукт капитализма, который уничтожает все, что против него! В музыкальном плане рок вырос из рок-н-ролла и в чем-то из спиричуэлс (песен негров на плантациях белых господ о своей тяжелой доле). Оторваться после тяжелой работы, выплеснуть негативные эмоции к работорговцам ранее и к капиталистам, позднее, было той нужной основой для сброса напряжения толпы... И рок-музыка в этом смысле - очень подходящая музыка, а значит, хоть и не идеологизирована, но способствует успокоению населения.. О структуре рок-музыки в музыкальном смысле говорить не так интересно, поскольку тут все ясно и сочетание инструментов, их совместная игра может быть охарактеризована разными ее стилями от тяжелого рока, металлического рока, глэм-рока и т. д. - все, что подпадает под это!
В окончании хочу сказать, что и в России и на Западе музыкальная основа в роке одна и та же, а вот в стихах-поэзии стихов/текстов мы опередили Запад! Именно это притягивает к русскому року. И пусть он называется бардовским или еще каким-то, важно то, что он цепляет и заставляет думать о жизни, любви, дружбе, о войне и мире - о правде жизни, а не о том, чтобы сбрасывать эмоции! В этом его коренная разница и отличие от западного рока, пусть и рождённого в Англии и в США...

Наши совместные рассуждения о русском роке (в комментариях), невзирая на все мои ожидания, окончательно меня запутали...)) Теперь-то уж точно не смогу самонадеянно заявить, что за музыку я играл... Тяжела она была, легка ли... В быстром темпе она звучала или это был «умеренный» медляк... И, остановившись в беге своих размышлений, я все же для себя определил, что и как я играю! И неважно как это называется. Вставляет она? Торкает? Не отпускает? Если на эти или на подобные вопросы ты отвечаешь «да», значит ты и твой слушатель не заблудились в этих хардах, хеви, изи и прочих рокабилли. Но судя по количеству участников, ввязавшихся в наши размышлизмы, для кого-то это важно.

Я же призываю всех кайфовать от разнообразнейшей музыки, которую Вы по своему вкусу слушаете, приправляя ее перегруженными гитарами, мандолинами, балалайками, баянами или блюзовыми гармошками.

Приятного аппетита, господа!!!

P.S. Вчера посмотрел материал Николая Крупатина "Почему Английский рок настолько успешен?" (проект "Откуда Ноты Растут"). Рекомендую.

Данный текст охраняется законом РФ о защите авторских прав. Любое частичное или полное копирование и воспроизведение без разрешения автора запрещено.