Найти в Дзене

Как «помощник Врунгеля» оказался в Антарктиде

Первое возвращение России к берегам Антарктиды после открытия континента Беллинсгаузеном и Лазаревым состоялось в 1955 году, когда из Калининграда в первый антарктический рейс отправился дизель-электроход «Обь». Управлял судном легендарный полярный капитан Иван Ман, бывший на тот момент заместителем начальника Первой комплексной антарктической экспедиции по морским операциям. Имя Мана связано не только с Антарктидой, но и с литературной классикой. В 1924 году молодые студенты Морского техникума Андрей Вронский и Иван Ман нашли старую яхту и отремонтировали, чтобы отправиться в кругосветку. Из этого ничего не вышло, но оба друга - балагуры и сочинители небылиц – вдохновили своей историей хорошего знакомого и тоже в прошлом моряка Андрея Некрасова на написание «Приключений капитана Врунгеля». Вронский стал Врунгелем, а Ман – его помощником Ломом ( ведь английское слово man , то есть мужчина, легко трансформируется во французское l’homme, которое можно прочитать как [лЁм] или [лом]). Еще

Первое возвращение России к берегам Антарктиды после открытия континента Беллинсгаузеном и Лазаревым состоялось в 1955 году, когда из Калининграда в первый антарктический рейс отправился дизель-электроход «Обь». Управлял судном легендарный полярный капитан Иван Ман, бывший на тот момент заместителем начальника Первой комплексной антарктической экспедиции по морским операциям.

Иван Александрович Ман на капитанском мостике
Иван Александрович Ман на капитанском мостике

Имя Мана связано не только с Антарктидой, но и с литературной классикой. В 1924 году молодые студенты Морского техникума Андрей Вронский и Иван Ман нашли старую яхту и отремонтировали, чтобы отправиться в кругосветку. Из этого ничего не вышло, но оба друга - балагуры и сочинители небылиц – вдохновили своей историей хорошего знакомого и тоже в прошлом моряка Андрея Некрасова на написание «Приключений капитана Врунгеля». Вронский стал Врунгелем, а Ман – его помощником Ломом ( ведь английское слово man , то есть мужчина, легко трансформируется во французское l’homme, которое можно прочитать как [лЁм] или [лом]).

Еще во времена своего студенчества в морском техникуме Ман прославился тем, что совершил одиночное плавание на байдарке из Ленинграда до Астрахани! Нитки с иголкой, баночка краски для ремонта обшивки, немного денег, узелок с хлебом и колбасой - вот и всё, с чем пустился он в путь. Путешествие длиной в 3600 км было не из простых, но принесло молодому моряку первую славу.

В 1926—1927 годах Иван Александрович был боцманом учебного парусного судна «Товарищ», на котором дошел до Южной Америки. В 1929 году окончил Одесское мореходное училище. Участвовал в Первой особой северо-восточной полярной экспедиции Наркомводу СССР. Впоследствии — старпом и капитан (с 1935 года) парохода «Кола», принимал участие в арктических плаваниях. С 1936 года — капитан парохода «Правда», который совершил сквозной переход Северным морским путём.

В 1955 году дизель-электроход «Обь», капитаном которого был И. А. Ман, стал флагманом Первой комплексной антарктической экспедиции. Впоследствии ещё трижды водил его до берегов Антарктиды, регулярно доставлял грузы на советские научно-исследовательские станции. В 1957—1958 годах совершил 310-дневное кругосветное плавание с научной экспедицией на борту «Оби». Впоследствии командовал рядом судов в антарктических рейсах.

-3

В последние годы своей работы И. А. Ман возглавлял Полярную комиссию московского филиала Географического общества СССР. Работал старшим экскурсоводом на выставке «Морской флот СССР» (читал лекции, водил экскурсии). Похоронен, согласно завещанию, на острове Буромского возле станции «Мирный» в Антарктиде.

Я никогда никому не завидовал, ставил перед собой свои цели и старался идти к ним своим путём. По-моему, в этом и есть наибольшее счастье - оставаться самим собой.

✨О Иване Мане, а также о других героях Антарктиды вы сможете прочитать в наших новых книгах о станции Восток. Уже этой осенью они выйдут из печати. Следите за анонсами.