Импортозамещение. Возможно ли в кратчайшие сроки сделать свое, да еще и лучше чужого? Еще в 19 веке Россия столкнулась с европейскими санкциями. И уже тогда «умные головы» Морского министерства сделали выводы о том, что заказывать комплектующие для кораблей за границей — не самая лучшая идея.
Сегодня наш рассказ о том, как талантливый русский промышленник Николай Путилов спас Россию. Считая, что
«главное — обустроить все так, чтобы все делать самим на русских заводах и не зависеть от иностранцев»,
он стал прародителем импортозамещения в нашей стране.
Тогда, впервые со времени царствования Петра I перед руководителями флота встал вопрос его технического переоснащения.
Было понятно, что в той или иной форме необходимо воспринять новые изобретения, в частности, паровую корабельную энергетику. Из-за отсутствия современных производственных мощностей на верфях Российской империи в то время могли собирать только деревянные корпуса. Вооружение и энергетика поставлялись исключительно из-за границы, поэтому на начальной стадии Морское министерство намеревалось оснащать флот, закупая корабли за рубежом.
Для заключения договоров о постройке таких судов в Америку и Англию были направлены коммерческие агенты и морские офицеры. Специально для наблюдения за поставкой кораблей был образован Пароходный комитет, призванный выполнять функции как планирующего ведомства, так и органа по обработке технической информации.
Одновременно делались попытки вербовать на русскую службу морских инженеров и механиков. Началась работа по обновлению верфей в Кронштадте, Николаеве и Ижоре. Однако, сделанного было явно недостаточно, продвигалось все очень медленно.
БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ
Передовые русские морские офицеры, особенно хорошо знакомые с состоянием промышленности в Англии и Франции, направляли множество рапортов и донесений в Морское министерство о необходимости принятия срочных мер по переоснащению флота и развитию промышленности, но результата не было.
- Одним из них был Иван Алексеевич Шестаков — морской офицер, беззаветно преданный Родине, впоследствии ставший адмиралом и одиннадцатым Морским министром Российской империи.
- С его именем связаны появление на Черном море первой винтовой шхуны «Аргонавт», построенной в Англии, строительство паровых канонерских лодок и паровых корветов на верфях Петербурга в годы Крымской войны, сооружение в США самого крупного винтового фрегата российского флота «Генерал-Адмирал» и становление броненосного кораблестроения.
Но это все в будущем, а пока тогда еще капитан-лейтенант Шестаков, наблюдающий за постройкой в Англии винтовых корветов «Витязь» и «Воин», говорил о том, что в Морском министерстве часто встречал «недоброжелательство, упорную медленность, даже порицания. Многие доказывали, что отправка офицеров в Англию вредна, потому что они привыкают к ее средствам и потом подают разные проекты, будто те же средства существуют и в России. Надо бы подождать».
ЭСКАДРА ПРОТИВНИКА НА ПОРОГЕ
И дождались! Началась Крымская война, объединенная Европа двинулась на Россию, вражеский флот был в Крыму, у Петропавловска-Камчатского и на Балтике. В марте 1854 года английские корабли вошли в Финский залив, в июне к англичанам присоединилась французская эскадра, и объединенный флот противника двинулся прямо на Кронштадт.
Нам повезло в том, что из-за мелководья Финского залива крупные корабли не смогли подойти непосредственно к Санкт-Петербургу.
Ситуация на Балтике летом 1854 года пока ограничивались бомбардировками прибрежной линии, атаками на торговые суда, боями с нашими кораблями в финских шхерах. Англо-французская эскадра имела значительный перевес по всем типам кораблей, в том числе с паровой энергетикой и винтовым движителем, а в российском флоте тогда подобных кораблей еще не было вообще.
Кроме того, накануне начала войны британское правительство конфисковало двигатели и механизмы, заказанные Россией предприятиям Роберта Непира и Джона Пенна для нескольких линейных кораблей и фрегатов.
Англо-французская морская блокада Балтики помешала доставке построенных в Америке крупных винтовых судов, на которые русский флот заключил договор.
Подобные действия стали серьезным уроком и предупреждением руководству морского ведомства о необходимости обеспечить независимость от иностранных верфей и заводов в производстве новых кораблей.
- Для эффективной защиты побережья и столицы империи к следующей летней навигации 1855 года Балтийскому флоту было жизненно необходимо иметь достаточное количество винтовых канонерских лодок с паровой энергетикой.
Инициатором этого предложения выступил адъютант великого князя Константина Николаевича капитан 2-го ранга Шестаков. Кстати, первые винтовые канонерки были прозваны в его честь «шестаковки».
ПРОВАЛ ЛЮДВИГА
В короткие сроки с января по май 1855 года для защиты мелководного Финского залива было предложено построить 32 деревянные паровые канонерские лодки с винтовыми механизмами.
А в последующие 8 месяцев еще 35 винтовых канонерок, а также 14 винтовых корветов и клиперов.
Морское министерство предприняло первые шаги по реализации этого проекта и обратилось к частным русским фирмам. В результате проведенных торгов заказ на производство трех двигателей и винтовых механизмов стоимостью 592,5 тысячи рублей и сроком исполнения не позднее весны 1856 года получил механический завод Людвига Нобеля. Однако, знаменитый швед не справился с поставленной задачей. Созданная паровая машина оказалась ненадежной и дорогостоящей.
Из воспоминаний адмирала Шестакова:
Нужно было выстроить суда, снабдить их механизмами и экипажами, ознакомить служащих с действием артиллерии, набрать механиков и, наконец, согласовать совокупные маневры на случай борьбы. Все это предстояло сделать в пять-шесть зимних месяцев, при коротких световых днях и морозах, прекращавших работу в обыкновенных обстоятельствах
Задача была сложной и масштабной, требующей всеобщей вовлеченности и неравнодушия.
ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ
Выход из затруднительного положения нашел генерал-майор Михаил Николаевич Гринвальд, директор Кораблестроительного департамента.
Он предложил доверить снабжение лодок механизмами чиновнику особых поручений Николаю Путилову.
С этого момента вся хозяйственная часть дела переходила под полный контроль гениального промышленника. Все закипело, начало двигаться по дням и часам.
Получив кредит в сумме 640 тысяч рублей с условием поставки 32 комплектов оборудования по цене 20 тысяч рублей за каждый к лету 1855 года, Путилов приступил к найму рабочих и управленческого аппарата.
Всего за несколько месяцев Путилов смог многократно увеличить численность цехов на заводах города, производящих паровые котлы. Причем к изготовлению деталей механической установки с паровыми котлами привлекались не только крупные предприятия, но и мелкие мастерские.
Работы по строительству винтовых канонерок начались одновременно на Охте и на Галерном острове под наблюдением Шестакова. Такая кооперация была очень эффективной, со всего Петербурга стягивались изготовленные механизмы на верфи.
Сам Путилов принимал активное участие в производственных процессах и в итоге он обеспечил поставку всех 32-х комплектов оборудования, да еще и сэкономив деньги для казны.
Продолжение с следующей статье.
Игорь Ивановский