Найти в Дзене
ОСК | Северная верфь

БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПРОМЫШЛЕННИКА ПУТИЛОВА

Импортозамещение. Возможно ли в кратчайшие сроки сделать свое, да еще и лучше чужого? Еще в 19 веке Россия столкнулась с европейскими санкциями. И уже тогда «умные головы» Морского министерства сделали выводы о том, что заказывать комплектующие для кораблей за границей — не самая лучшая идея. Сегодня наш рассказ о том, как талантливый русский промышленник Николай Путилов спас Россию. Считая, что «главное — обустроить все так, чтобы все делать самим на русских заводах и не зависеть от иностранцев», он стал прародителем импортозамещения в нашей стране. Тогда, впервые со времени царствования Петра I перед руководителями флота встал вопрос его технического переоснащения. Было понятно, что в той или иной форме необходимо воспринять новые изобретения, в частности, паровую корабельную энергетику. Из-за отсутствия современных производственных мощностей на верфях Российской империи в то время могли собирать только деревянные корпуса. Вооружение и энергетика поставлялись исключительно из-за г
Оглавление

Импортозамещение. Возможно ли в кратчайшие сроки сделать свое, да еще и лучше чужого? Еще в 19 веке Россия столкнулась с европейскими санкциями. И уже тогда «умные головы» Морского министерства сделали выводы о том, что заказывать комплектующие для кораблей за границей — не самая лучшая идея.

Сегодня наш рассказ о том, как талантливый русский промышленник Николай Путилов спас Россию. Считая, что

«главное — обустроить все так, чтобы все делать самим на русских заводах и не зависеть от иностранцев»,

он стал прародителем импортозамещения в нашей стране.

Николай Иванович Путилов (1820–1880), русский промышленник 19 века. Учредитель Общества путиловских заводов.
Николай Иванович Путилов (1820–1880), русский промышленник 19 века. Учредитель Общества путиловских заводов.

Тогда, впервые со времени царствования Петра I перед руководителями флота встал вопрос его технического переоснащения.

Было понятно, что в той или иной форме необходимо воспринять новые изобретения, в частности, паровую корабельную энергетику. Из-за отсутствия современных производственных мощностей на верфях Российской империи в то время могли собирать только деревянные корпуса. Вооружение и энергетика поставлялись исключительно из-за границы, поэтому на начальной стадии Морское министерство намеревалось оснащать флот, закупая корабли за рубежом.

Для заключения договоров о постройке таких судов в Америку и Англию были направлены коммерческие агенты и морские офицеры. Специально для наблюдения за поставкой кораблей был образован Пароходный комитет, призванный выполнять функции как планирующего ведомства, так и органа по обработке технической информации.

Одновременно делались попытки вербовать на русскую службу морских инженеров и механиков. Началась работа по обновлению верфей в Кронштадте, Николаеве и Ижоре. Однако, сделанного было явно недостаточно, продвигалось все очень медленно.

БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ

Передовые русские морские офицеры, особенно хорошо знакомые с состоянием промышленности в Англии и Франции, направляли множество рапортов и донесений в Морское министерство о необходимости принятия срочных мер по переоснащению флота и развитию промышленности, но результата не было.

  • Одним из них был Иван Алексеевич Шестаков — морской офицер, беззаветно преданный Родине, впоследствии ставший адмиралом и одиннадцатым Морским министром Российской империи.
  • С его именем связаны появление на Черном море первой винтовой шхуны «Аргонавт», построенной в Англии, строительство паровых канонерских лодок и паровых корветов на верфях Петербурга в годы Крымской войны, сооружение в США самого крупного винтового фрегата российского флота «Генерал-Адмирал» и становление броненосного кораблестроения.

Но это все в будущем, а пока тогда еще капитан-лейтенант Шестаков, наблюдающий за постройкой в Англии винтовых корветов «Витязь» и «Воин», говорил о том, что в Морском министерстве часто встречал «недоброжелательство, упорную медленность, даже порицания. Многие доказывали, что отправка офицеров в Англию вредна, потому что они привыкают к ее средствам и потом подают разные проекты, будто те же средства существуют и в России. Надо бы подождать».

ЭСКАДРА ПРОТИВНИКА НА ПОРОГЕ

И дождались! Началась Крымская война, объединенная Европа двинулась на Россию, вражеский флот был в Крыму, у Петропавловска-Камчатского и на Балтике. В марте 1854 года английские корабли вошли в Финский залив, в июне к англичанам присоединилась французская эскадра, и объединенный флот противника двинулся прямо на Кронштадт.

Нам повезло в том, что из-за мелководья Финского залива крупные корабли не смогли подойти непосредственно к Санкт-Петербургу.

Ситуация на Балтике летом 1854 года пока ограничивались бомбардировками прибрежной линии, атаками на торговые суда, боями с нашими кораблями в финских шхерах. Англо-французская эскадра имела значительный перевес по всем типам кораблей, в том числе с паровой энергетикой и винтовым движителем, а в российском флоте тогда подобных кораблей еще не было вообще.

Кроме того, накануне начала войны британское правительство конфисковало двигатели и механизмы, заказанные Россией предприятиям Роберта Непира и Джона Пенна для нескольких линейных кораблей и фрегатов.

Англо-французская морская блокада Балтики помешала доставке построенных в Америке крупных винтовых судов, на которые русский флот заключил договор.

Подобные действия стали серьезным уроком и предупреждением руководству морского ведомства о необходимости обеспечить независимость от иностранных верфей и заводов в производстве новых кораблей.

  • Для эффективной защиты побережья и столицы империи к следующей летней навигации 1855 года Балтийскому флоту было жизненно необходимо иметь достаточное количество винтовых канонерских лодок с паровой энергетикой.

Инициатором этого предложения выступил адъютант великого князя Константина Николаевича капитан 2-го ранга Шестаков. Кстати, первые винтовые канонерки были прозваны в его честь «шестаковки».

ПРОВАЛ ЛЮДВИГА

В короткие сроки с января по май 1855 года для защиты мелководного Финского залива было предложено построить 32 деревянные паровые канонерские лодки с винтовыми механизмами.

А в последующие 8 месяцев еще 35 винтовых канонерок, а также 14 винтовых корветов и клиперов.

Морское министерство предприняло первые шаги по реализации этого проекта и обратилось к частным русским фирмам. В результате проведенных торгов заказ на производство трех двигателей и винтовых механизмов стоимостью 592,5 тысячи рублей и сроком исполнения не позднее весны 1856 года получил механический завод Людвига Нобеля. Однако, знаменитый швед не справился с поставленной задачей. Созданная паровая машина оказалась ненадежной и дорогостоящей.

Из воспоминаний адмирала Шестакова:

Нужно было выстроить суда, снабдить их механизмами и экипажами, ознакомить служащих с действием артиллерии, набрать механиков и, наконец, согласовать совокупные маневры на случай борьбы. Все это предстояло сделать в пять-шесть зимних месяцев, при коротких световых днях и морозах, прекращавших работу в обыкновенных обстоятельствах

Задача была сложной и масштабной, требующей всеобщей вовлеченности и неравнодушия.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ

Выход из затруднительного положения нашел генерал-майор Михаил Николаевич Гринвальд, директор Кораблестроительного департамента.

Он предложил доверить снабжение лодок механизмами чиновнику особых поручений Николаю Путилову.

С этого момента вся хозяйственная часть дела переходила под полный контроль гениального промышленника. Все закипело, начало двигаться по дням и часам.

Получив кредит в сумме 640 тысяч рублей с условием поставки 32 комплектов оборудования по цене 20 тысяч рублей за каждый к лету 1855 года, Путилов приступил к найму рабочих и управленческого аппарата.

Всего за несколько месяцев Путилов смог многократно увеличить численность цехов на заводах города, производящих паровые котлы. Причем к изготовлению деталей механической установки с паровыми котлами привлекались не только крупные предприятия, но и мелкие мастерские.

Работы по строительству винтовых канонерок начались одновременно на Охте и на Галерном острове под наблюдением Шестакова. Такая кооперация была очень эффективной, со всего Петербурга стягивались изготовленные механизмы на верфи.

Сам Путилов принимал активное участие в производственных процессах и в итоге он обеспечил поставку всех 32-х комплектов оборудования, да еще и сэкономив деньги для казны.

Продолжение с следующей статье.

Игорь Ивановский