Найти в Дзене
За околицей

Это вам не в бирюльки играть

Зеркало истины. Глава 10

Краткое содержание предыдущих девяти глав: в небольшом селе Язовка живет обычная женщина, в разводе, имеет дочь, работает в школе. В её руки попадает загадочное, старинное зеркало и богатство, о котором она даже не догадывается. Получится ли у неё стать счастливой и понять для чего ей дано зеркало и в чём состоит её богатство?

Начало романа:

Глава 9

Именно после этой хмельной ночи понесла Ксения и в положенный срок родила дочь, названную Дарьей, в честь матери Степана. Жизнь неспешно текла, как вода меж берегов Исети, взбрыкивая по весне разливной волною, подтапливая поля и дома далматовцев.

Сам город прочно стоял на купеческих, промысловых, торговых ногах, наращивая пузико с ярмарочных гуляний. Имелись в Далматово промышленные, торговые предприятия, обеспечивающие не только город и его округу, но и горнозаводской Урал и даже далекую и от того кажущуюся чужой, Москву. Мещанка Наталья Ивановна Зайцева содержала салотопенное и свечное производство, правда сама в силу возраста не работала, всем заправлял любимый сын Дмитрий с помощником. По меркам того времени предприятия стоили двадцать пять рублей, что позволяло Наталье Ивановне и её сыну жить безбедно.

Купцы второй гильдии Понамарев и Иванов изготовляли пряники, а крестьяне Долгановы и Кудряшовы держали портняжные заведения, все они работали самостоятельно, без привлечения работной силы. Имелось в городе чеботарное, овчинное дело, в больших количествах присутствовали торговые лавки, винные погреба и даже питейные заведения, которые держали как купцы, так и солдатская жена, и крестьянин, прибывший в Далматово из Нижнегородской губернии. Последние уж очень раздражали Ксению, которой не раз приходилось забирать оттуда мужа, пристрастившегося проводить вечера в компании мужиков.

-Иди, Даша, за тятей своим, полдни скоро, он опять у Нахратова в питейном ошивается, -посылала Ксения дочь за Степаном в один из жарких, ветреных июльских дней 1909 года. Восемнадцатилетняя Дашутка засмеялась было, но наткнувшись на суровый взгляд шестидесятилетней Акулины, жившей вместе с ними после того, как ушел из жизни её муж, лавка которого перешла по наследству её отцу, сникла.

-Больно весела ты, девонька, -укорила Дашу бабушка,- не к лицу это девице на выданье, поспешай за отцом, дела неотложные его ждут, успеет ещё наклюкаться! Девушка согласно кивнула и быстро вышла из дома, боясь получить ещё одну лекцию от бабушки о том, как надобно вести себя незамужней девице.

Порою Акулина была невыносима, зудела словно жирная, осенняя муха, талдыча одно и тоже. Несмотря на свой приличный возраст она по-прежнему была полна сил и активна, пела в церковном хоре и умудрялась давать уроки в местной школе, заменяя порою занедужившую Ксению. Семья владела лавкой, закрытую сейчас по причине отсутствия хозяина, а Даша готовилась к учительству, пойдя по стопам бабушки и матери. Ребятишек она очень любила, вот и сейчас, не удержавшись, присоединилась к стайке детишек, игравших в «бирюльки» в тени монастырской стены.

Игра увлекала и детей, и взрослых своей простотой. Суть её была проста. Брали от 60 до 100 палочек длиной 10 сантиметров и клали их в мешок. Мешочки были разные, иные разукрашенные шитьем и вышивкой, но в основном простые, холщовые. Да и палочки могли быть в виде разных фигурок. Затем палочки высыпали на ровную поверхность, а те, ложились неравномерно, кучей –малой и задача игроков была, по очереди, поднять свою палочку крючком так, чтобы лежащие рядом не шелохнулись.

Если пошевелил, ход пропускаешь, а побеждает тот, у кого палочек после разбора кучи остается больше. У Даши и мешочек заветный при себе был и палочки особенные, любимым тятей излаженные в виде маленьких ложечек, девчачьи палочки, чего уж там, а крючок удобный, прямо по её руке. И играть она любила, словно дитя малое, а не девица на выданье.

-А ну, расступись! –скомандовала девушка ребятишкам, высыпая перед ними свои ложечки, -кто на этот раз меня победить сможет? –спросила она. Мальчишки радостно загалдели, ещё не одному из них не удалось обойти ловкую девушку, но они не огорчались, ведь после игры она щедро угощала их березовым жваком, который умела делать её бабушка. Жвак девушка носила в тряпице, завернутый в тряпочку и не жалея одаривала им детишек, не делая различий меж ними.

-Может и меня в игру возьмёте? – раздался веселый мужской голос, за спинами усевшихся прямо на землю игроков. Оглянувшись дети и Даша увидели перед собой врача местного ветеринарного участка. После учреждения в Шадринске земства, уезд был разделен на два больших ветеринарных участка, один из которых находился в Далматово.

Возглавлял его серьезный, тридцатичетырехлетний Владимир Петрович Попов. Был он среднего роста, имел пышную шевелюру и бороду, голубые глаза и часто прятал озорную улыбку под шикарными усами. Работы в городе хватало. В одном монастыре содержалось скотины больше тысячи голов, не считая животных в городе и по округе. Да и болезни животных не обходили их тихий городишко.

Мелкие скотопромышленники, закупавшие скот подешевле в неблагополучных местах и перегонявшие его в Далматово, часто заносили с ним чуму, поражавшую местный скот. Падеж скота в этом случае был так велик, что больные животные продавались беспрепятственно каждому желающему их приобрести, тем самым усугубляя ситуацию.

Одного врача на огромный участок явно не хватало и Владимир Петрович мотался по селам, чтобы хоть как-то предотвратить эпидемии ящура, сапа, чесотки и бешенства, осматривая скот перед продажей. Он только что приехал из Теченского, где бешенная собака крестьянина Лобова искусала хозяина, двух соседских мальчишек, свинью с выводком поросят и пятнадцать собак разных владельцев. Детей и хозяина собаки пришлось отправить на лечение в Пермь, свинью заколоть, а покусанных собак уничтожить. Он шел от наместника монастыря, где просил помощи о постройке здания ветеринарной амбулатории в городе, когда услышал детские голоса и заразительный, звонкий смех.

-Может и возьмём, - ответила ему Даша, смело глядя на мужчину, - проиграть не боитесь?

-Я в этой жизни уже ничего не боюсь, - Владимир Петрович присел перед кучкой ложечек на корточки и потянул крючком одну из них, игра началась. Вскоре догадливые ребятишки отошли в сторону, наблюдая, как соревнуются меж собой взрослые и огорченно взвыли, когда в руках у врача оказалось ложечек больше, заветный жвак, раздаваемый Дашей, мог так и остаться в её мешочке.

rutvor.ru
rutvor.ru

-Вот так-то! – довольно сказал Владимир Петрович, как будто одержал самую большую победу в своей жизни, -это вам не в бирюльки играть! –обратился он к Даше, не обращающей на него внимание и всматривающейся вдаль. Там, в юго-восточной части города поднимался черный дым.

-Пожар! –выкрикнул кто-то из мальчишек, и вся стайка рванула туда.

-Беда, вот беда! –сказал Владимир и вздрогнул, услышав тревожный звон колоколов на монастырской звоннице. Пожары были обычным явлением в то время несмотря на меры, принимаемые Шадринским уездным земством, такие как создание пожарных дружин, оснащение их техникой.

Причины пожаров всегда были одни и те же:

  • людская халатность,
  • худые печи и трубы,
  • скученность деревянных построек,
  • поджоги
  • да изредка удары молнией.

Но этот пожар стал особенным, такого разгула огненной стихии не видели даже старожилы. Начался он на задворках купца Гагаева, где нерасторопная хозяйка выбросила золу из бани в огород. Потухший, с виду, уголь вполне себе начал шаять и разносимый порывистым северо-западным ветром начал своё черное дело.

Стена огня пронеслась по улицам, сметя на своем пути 106 дворов вместе с хозяйственными постройками и квартирой станового пристава. В огне сгинул девяностолетний старик и умер от разрыва сердца двадцатидвухлетний парень. К счастью, многие в тот день находились на сенокосе, а скот находился на пастбищах, иначе больших жертв было бы не избежать.

Пожар не коснулся ни дома, ни лавки родителей Даши, но оставил в ней навсегда страх перед огнём. А ещё этот день стал началом большой любви между ней и ветеринарным врачом, всё-таки добившимся от земского собрания постройки здания ветеринарной амбулатории. Она была небольшой, с конюшней и передней, где Владимир на особом столе проводил в*крытия мелких, страдавших бешенством животных.

Даша разбила возле амбулатории сад и огород, с невиданными цветами, по её же просьбе был вырыт колодец для их поливки. Вскоре к врачу присоединились фельдшер и аптечный практикант, помогавшие ухаживать за выздоравливающими животными. Владимир Петрович Дашу любил и не раз проводил для ребятишек лекции в школе, куда она пошла работать. Про бирюльки девушке пришлось забыть, но иногда, когда их никто не видел, они доставали заветный мешочек и ложечки. Впрочем, Даше так и не удалось выиграть у Владимира по-настоящему, разве что только тогда, когда он специально ей поддавался, а случалось это каждый раз, когда они начинали играть.

Вспоминая свои сны, которые были яркими, словно она смотрела фильм, Надежда спешила на свой участок, чтобы открыть небольшую тепличку, день обещал быть жарким. Задумавшись, она не заметила машину бывшего мужа, притормозившего рядом и вздрогнула, когда он громко посигналил.

-Садись, поговорить надо, -сказал он, опустив стекло с пассажирской стороны.

-Всё уже на сто раз сказано! –отрезала женщина, делая шаг назад.

-Всё да не всё! Или ты меня боишься? –усмехнулся Андрей, - но я как помнишь, не кусаюсь.

-Вот ещё стану я тебя бояться, - ответила бывшему мужу Надя и быстро села в машину,-говори, что хотел, у меня ещё много дел!

-Слышь, ты бы мать свою успокоила уже! Достала, млин! Названивает нам, к Лике на работу приперлась, жалобы какие-то строчит, в налоговое целое письмо накатала, что я таксую!

-Мама? –удивилась Надя.

-Мама - передразнил её Андрей, - только не делай вид, что ты не в курсе, небось вдвоём придумали, как меня доставать! Главное не пойму, что вам от меня надо? Ну разлюбил я тебя и что? Мало ли мужиков из семьи уходит, что это трагедия века? Устроили, понимаешь, кордебалет!

-Первый раз об этом слышу, мама ничего мне не говорила, я даже не знаю зачем она это делает!

-Ты овечкой-то не прикидывайся, не знает она! Короче вправь своей мамаше мозги, иначе я за себя не отвечаю! А теперь шагай, у меня, между прочим, тоже дела имеются!

Надя долго смотрела вслед пылившей машине, силясь понять, что ей сейчас сказал Андрей. Нет, с мамой у неё всегда были сложные отношения, не сложилось меж ними тесной связи, какая бываем меж дочерью и матерью, но, чтобы так, за спиной? Тут явно что-то не то и с ней необходимо срочно поговорить. Женщина развернулась и забыв про теплицу отправилась к дому матери.

Читать далее

Друзья, огромное спасибо вам за столь долгое ожидание, понимаю, что с моей стороны это некрасиво, но ничего не могла с собой подделать, мне совершенно не хотелось писать! За время моего отсутствия канал просел в охватах, поэтому я буду благодарна каждому из вас за лайк, комментарий, репост! Заранее спасибо!

Можно начать перечитывать то, что написано мною раньше