Фильм длинный, идет два с половиной часа, и досмотрели до конца его наверняка не все. И в принципе он не всем понравится. Но раз я досмотрела, то расскажу о нем. Хотя сразу скажу, что всем его смотреть и не надо.
Меня привлекла Леа Сейду, мне эта актриса понравилась в фильме «Суперзвезда», кроме того, она внешне и по манере игры напоминает Скарлетт Йоханссон (которая мне тоже нравится). «Предчувствие» (2023) режиссера Бертрана Бонелло — фестивальный фильм, а такие я тоже стараюсь не пропускать.
Кроме того, у него редкий жанр — романтическая антиутопия.
У «Предчувствия» непростая композиция, действие происходит в трех временных пластах, но герои одни и те же — это Габриэль и Луи.
Все начинается в 2044 году. Романтичная Габриэль (Леа Сейду) слишком эмоциональна, и по этой причине не может устроиться на работу, подходящую ей по интеллекту. Обществом правит искусственный интеллект, и он расставляет людей по рабочим местам. ИИ предлагает Габриэль избавиться от лишних эмоций путем медицинской процедуры.
Процедура несложная — погрузиться в ванную с каким-то переливающимся субстратом и просто закрыть глаза. Введением иглы в ухо лишние эмоции будут вытянуты. Неприятно, но не больно.
Процедура пробуждает в Габриэль воспоминания о ее прошлых жизнях. Их было две. В первой, которая случилась в Париже в 1910 году, Габриэль была пианисткой и женой бизнесмена, владельца фабрики кукол.
На одном из светских вечеров Габриэль знакомится с молодым красавцем Луи (Джордж Маккей). У девушки предчувствие, что с этим молодым мужчиной она встречалась раньше, только вот где? Влюбившись в Луи, она решит расстаться с мужем.
Но впереди — не радости любви, а катастрофа. Предчувствие грядущей катастрофы переполняет Габриэль. Она физически ощущает приближение невообразимой потери.
Она еще не знает, что произойдет. Пока она лишь стоит перед выбором — идти на поводу у вспыхнувшего чувства или остановиться.
«Самое разрушительное — это нежелание делать выбор. Катастрофа случится из-за ваших сомнений. Не стоит сомневаться», — говорит Луи.
На Леа Сейду в костюмах начала 20 века можно любоваться бесконечно — это примерно как смотреть на огонь, воду и на то, как кто-то работает. В актрисе открылась какая-то магия — ее героиня словно соткана из предощущений и внутреннего смятения.
Второй временной пласт, в который мы попадаем — это 2014 год. На этот раз Габриэль — актриса в Лос-Анджелесе, которая ходит на кастинги и ищет работу, а живет тем, что сторожит богатый дом, где и ночует.
Луи — странный 30-летний парень в нарциссическом кризисе. Он хорош собой, но он девственник — он не доверяет девушкам, обижен на них, и одержим желанием мстить всему женскому полу.
«Мужчина, который способен любить только во сне, но не в реальной жизни», — так определяет его сущность гадалка, к которой обращается Габриэль.
Во всех трех своих жизнях эмоциональная Габриэль тянется к Луи — она узнает в нем своего возлюбленного, хотя и не помнит, где и когда они встречались раньше. От жизни к жизни предчувствие грядущей катастрофы нарастает.
Предвестники катастрофы одни и те же — бушующий огонь, подступающая вода, внезапно влетевший в дом голубь. Эти образы периодически возникают на экране, и в каждой эпохе они преломляются по-своему.
«Предчувствие» — это не просто о трагической любви в разные эпохи. Эпохи, кстати, показаны очень красиво, визуализация их хорошо продумана. Работа художников и операторов — бесценна.
Мотив любви из века в век уже был и у Милорада Павича в «Хазарском словаре», и он же звучал в фильме «Облачный атлас», где эта лирическая преемственность подчеркивалась тем, что разных героев в разных эпохах сыграли одни и те же актеры.
«Предчувствие» тоже о вечной любви, которая берется неизвестно откуда — из глубин вселенной, из тайн времени — и находит двоих, которые необъяснимо притягиваются друг к другу. Только здесь чувством притяжения охвачена Габриэль, Луи остается отстраненным.
Но «Предчувствие» интересно еще и тем, как меняется жизнь в разных эпохах. И в этом нам помогает еще один предмет-символ — кукла.
Муж Габриэль владеет фабрикой кукол, где производство уходит от фарфоровых кукол к целлюлоидным, как более реалистичным.
В 2014 году рядом с Габриэль — говорящая кукла, которая время от времени подает детские реплики. В 2044 году рядом с Габриэль — подружка-андроид Келли, которая способна на целый комплекс услуг — от «поболтать» до «заняться любовью».
Но главное — то, как меняются сами герои. Эмоциональная и человечная Габриэль от эпохи к эпохе становится все более тревожной, печальной и наполненной ужасными предчувствиями.
Луи проделывает путь от холеного загадочного красавца через стадию нарцисса-маньяка к банальному инфантильному и бездушному приспособленцу.
И это своего рода приговор обществу, идущему по пути прогресса — то есть упрощения, унификации, цифровизации в ущерб человеческим качествам.
Фильм очень неспешный, длинный и может показаться скучным. Но если вы попали под магию Леа Сейду, вы досмотрите его до конца. Читала, что в роли Луи должен был сниматься трагически погибший Гаспар Ульель. Картина посвящена его памяти.
Фильм — экранизация повести Генри Джеймса «Зверь в джунглях».
Смотрели, будете?
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
А вот ссылка на фильм с Леа Сейду:
И на фильм, где моделируется грустное будущее: