Несколько раз я писал о шаманах на Алтае. Можно посмотреть ссылку Перепись Алтайских шаманов. | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
Летом я живу на Телецком озере. Все, что касается истории озера мне интересно. Про шаманов на озере есть два упоминания. Первое из художественной литературы, это повесть Алексея Малышева «Золотое озеро» изданная в Москве в 1952 г.
«- В горы мы с тобой не сходим? Здесь кам Мамат близко живет. Слыхать, буен его гремит. Должно нынче камлает. Вечерняя заря занялась. Самое его время».
Шаман в этой повести помогает бандитам, действие происходит в 1942 – 43 годах. Нельзя сказать, что он отрицательный герой, но автор, конечно, осуждает кама Мамата.
Второе упоминание о шамане касается села Яйлю, находящегося на берегу озера, недалеко от залива Камга, что принято переводить - река шамана.
«В 1973 году алтайский писатель Укачин в Яйлю, видел человека в шаманской одежде, который ритмично ударял в бубен, звеня колокольчиками, весело и легко приплясывал на берегу. Это был семидесятисемилетний старик по имени Аднай Каланкович Туймешев из рода чагат. Родился он в Яйлю, в 1896 году. Его отец - Каланак - был известным сказителем-кайчи, исполнителем народного эпоса. Учёные из Алма-Аты, работавшие на Телецком озере попросили Туймешева показать, как пели и плясали шаманы»
Прославленным исполнителем фольклора Аба-Йыш был Туймешев Аднай Колонкоевич. Он происходил из тёлёсского рода чагат. Он жил, как и все его предки, в поселке Яйлу. От А.К.Туймешева записан К.Е.Укачиной уникальный, единственный вариант эпоса «Эр-Тоштюк», относящийся к циклу «АлыпМанаш» (Архив ГАИГИ, ФМ № 184). Говоря о творчестве А.К. Туймешева следует отметить, что он более прославился тем, что устраивал театрализованные представления камлания на берегу Телецкого озера перед туристами. Таким образом, он выступал в качестве сценического «шамана». Аднай Колонкоевич был прекрасным знатоком фольклора.
Шаманы, это всегда интересно, сейчас на берегах Телецкого озера нет шамана.
Не так давно меня стала интересовать тема гражданской войны на Алтае. Об этом я тоже писал, можно посмотреть по ссылке Тени гражданской войны. В Горном Алтае. | Вадим Климов. | Дзен (dzen.ru)
Недавно наткнулся на цитату: «Под скалой Ак Каяк проходит тропа из с. Артыбаш на Яйлу. Пониже села есть впадина – Тал Ойык (Талаик). 12 декабря 1921 г. здесь происходил бой между белогвардейской бандой Словарецкого, в составе которого числился и шаман Темдек, с частями красной армии. Бандиты переправилась через залив Камгу и ушла в Чолушманскую долину».
Я давно хожу по прителецкой тайге, на правом берегу, где с 1931 года располагается заповедник, бывал не часто, но предполагаю сложность маршрута. Сначала отряду надо было подняться по реке Малый Шалтан до вершины Корбулу, по р. Котагач спустится к р. Кокши и по гриве правого берега р. Тузакту выйти на хребет и далее спустится к мысу Челюшь, откуда тропа идет вдоль берега Телецкого озера и можно за два дня дойти в Чулышман. Итого переход от села Яйлю до Чулышмана минимум 4 дня.
Упоминаний в документах белогвардейского командира Словорецкого я почти не нашел, только в одном справочнике есть сообщение: «Партизанский инородческий отряд войск Горно-Алтайской области 1920 г. 300 сабель, 100 штыков, пулеметная команда, взвод артиллерии. Действовал до 1922 г. командир: штабс-капитан А.П. Кайгородов (взят в плен и убит «при попытке к бегству» 10.04.1922), отряд братьев К. и Г. Чегураковых, отряд Т. Ташкинова, отряд С. Тадышева, отряд есаула В. Кусургашева, отряд поручика Шерстобитова, отряд Бурлакова, отряд Штанакова, отряд Турданкина, отряд Словарецкого». Кто такой Словарецкий мне неизвестно.
О шамане Темдек, можно найти любопытную информацию: «В июле 1983 г. я в числе участников экспедиции Томского государственного университета под руководством Е. Е. Ситниковой работала в дер. Язула (Горный Алтай), основное население которой составляют теленгиты. Напротив медпункта, где мы жили, находился дом (аил) человека, который считался душевнобольным. Имя его - Прокопий Темдеков. В то время ему было 50 лет. Прокопий несколько раз был в психиатрических больницах, где ему ставились различные диагнозы, в том числе и «алкогольный синдром». По словам медсестры, Марии Исаковны Чалчиковой, официальный диагноз Прокопия Темдекова, записанный в его медицинской карточке - шизофрения. Мы постоянно видели его сидящим около дома с отрешенным видом и ни с кем не разговаривающим. Надо отметить, что Темдековы — одна из известных семей, из которой вышло немало знаменитых шаманов».
Больше об Алтае можно прочитать в книге. Алтай. Телецкое озеро. География, история, сказки, Вадим Климов – скачать книгу fb2, epub, pdf на ЛитРес (litres.ru)
Благодарю, что дочитали. Подпишитесь, пожалуйста, на страницу, если это не противоречит вашим принципам.
.