Найти тему
Вадим Климов.

Перепись Алтайских шаманов.

Ночь жертвы. Камлание. Г.И. Чорос-Гуркин 1895 г.
Ночь жертвы. Камлание. Г.И. Чорос-Гуркин 1895 г.

Летом я живу на Алтае, работаю экскурсоводом. Когда речь заходит о шаманизме, о традиционных, до христианских верованиях коренного населения, меня часто спрашивают есть на Алтае настоящие шаманы.

Я рассказываю, что такое шаманизм, кто такие шаманы. Цитирую Вербицкого «Алтайские инородцы», «Этнографию народов Алтая и западной Сибири» под редакцией Окладникова, вспоминаю Анохина «Материалы по шаманству у алтайцев». Говорю, что на Телецком озере последний шаман дедушка Мамат, кажется, из рода Туймешевых умер в преклонном возрасте еще в середине ХХ века.

Конечно, я знаю некоторых шаманов, но когда говорят о настоящем шамане, то мне сложно ответить. Насколько я знаю, у шаманов нет духовной семинарии или медресе. Но какое-то юридическое оформленное сообщество есть. Несколько лет назад российские шаманы традиционного толка впервые в истории выбрали себе верховного лидера. Им стал главный шаман Тувы Кара-Оол Допчун-Оол. И это, по словам заместителя верховного шамана Артура Цыбикова, лишь начало процесса объединения.

На Алтае есть духовный центр тюрков "Кин Алтай" который возглавляет Акай Кине, СМИ его часто называют главным шаманом Алтая, не знаю насколько это правомерно, есть ли у Алтайских шаманов культовое объединение. Но однажды группа шаманов составила письмо к представителями одной телекомпании и его подписали следующие шаманы.

А. Казакулов

В. Яндиков

С. Язарова

С. Талкыбаева

А. Козороков

К. Кыпчакова

О. Ерехонова

Л. Тойдонов

Э. Тоедов

К. Самтакова

А. Кине

С. Басаргина

Наверное, есть еще кто-то, должна быть в соответствующих органах есть полная перепись шаманов Алтая. Особенно после истории с Якутским шаманом и большого интереса одного министра к традиционным Тувинским шаманским верованиям.

Если погуглить, то можно найти некого белого шамана Атрема Игнатенко, из села Полеводка. Он устраивает, какие-то ритуалы, возле какой то «золотой бабы». Золотая бабы - это одна из старинных легенд, связанная с древними идолами и мутной литературой иностранных путешественников еще в 16 и 17 вв. От Алтай эта история очень далеко. Все же Алтайский шаманизм исконно классический, хорошо исследован и описан.

А недавно мне кинули ссылку на девушку в интстагарме, и она называет себя «Алтынай- имя данное при посвящении в Шаманы два года назад. До этого: 10 лет обучения духовным практикам, эзотерических знаний, работы в группе психоанализа, повели меня ещё дальше -познавать себя и свое место в этом пространстве». Я очень удивился. Теперь понимаю, почему меня спрашивают про настоящего шамана. Я был настолько наивный и думал, что шаман - это очень не простое состояние духа.

Например, в одной очень алтайской деревне, в которой я давно и часто бываю, нет шамана. Потому что это не простое ремесло, оно не дает легкости бытия. Шаманы трудно живут, и после смерти вся семья долго старается ужиться с духами помощниками шамана. Они так просто не уходят.

Если вы будете на Алтае, подумайте, зачем вам шаман, это же не цирк, если вы родились в православной среде или вы из мусульманской страны или мама ваша иудейка, то обратитесь к своим родовым культам, там есть попы, имамы и раввины. А если вы буддист, то знаете, что все - суета и ловля ветра.

Я уже писал про шаманов и отношение к ним. Посмотрите

«даже настоящие сертифицированные шаманы» https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/daje-nastoiascie-sertificirovannye-shamany-5c974e383bbd5d00b356860d

(Не) Настоящий шаман.https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/ne-nastoiascii-shaman-5d9580dc6d29c100b1d11dbb

Благодарю, что читали.