Найти тему
Александр Долгих

Как русский актёр Глеб Котельников изобрёл парашют

День ВДВ уже прошёл, а я всё ещё не рассказал о том, как изобрели парашют. Так что исправляюсь. На заре русской (да и не только русской) авиации большинство аварий, происходящих в воздухе, становились для пилотов фатальными. Оно и понятно, в воздухе ты никуда не денешься. Но ситуация кардинально изменилась после изобретения ранцевого парашюта. К слову сказать, парашют начали придумывать задолго до изобретения самолётов. Ещё Леонардо да Винчи рисовал эскизы спасательного купала, однако применения оно не нашло.

Современная реконструкция парашюта Леонардо да Винчи.
Современная реконструкция парашюта Леонардо да Винчи.

Позднее, в эпоху, когда уже появились первые самолёты, в ходу были специальные «зонты», которые хоть и открывались при возникновении внештатной ситуации, значительно увеличивали вес самолёта, поэтому массового применения они не нашли. Первые же подобия индивидуальных парашютов вышли столь большими и тяжёлыми, что снабдить ими каждого пилота и пассажира оказалось нереально: в самолёте не осталось бы места. Да вес и громоздкость изделий явно не способствовали массовости.

История же современного парашюта началась осенью 1910 года, когда наш соотечественник Глеб Котельников, родившийся в семье потомственного дворянина, вместе с женой посетил фестиваль воздухоплавания. Там, во время авиасоревнований, Лев Мациевич, известный морской офицер и лётчик попытался исполнить трюк, поднявшись на самолёте «Farman IV» на рекордную высоту. Трюк не удался: на высоте чуть больше 400 метров аэроплан буквально развалился на две части прямо в воздухе, а лётчик разбился на смерть.

Обломки самолёта «Farman IV», в котором погиб Лев Мациевич
Обломки самолёта «Farman IV», в котором погиб Лев Мациевич

На Глеба Котельникова это событие произвело сильнейшее впечатление. Он понимал, что имея надёжный парашют, лётчик бы почти точно выжил. И Котельников решил создать такой парашют самостоятельно. Интересно, что Глеб не был инженером, он был актёром театра, а в числе прочего просто лишь интересовался воздухоплаванием.

Фрагмент памятной открытки посвящённой Мациевичу
Фрагмент памятной открытки посвящённой Мациевичу

Уже к середине осени 1911 года коллежский асессор (соответствовало званию майору в Табели о рангах) Глеб Евгеньевич Котельников смог «добыть» привилегию на спасательный рюкзак, из которого автоматически выбрасывался парашют. Инновационное изобретение «РК-1» ― парашют ранцевый, Котельников создал всего за 10 месяцев, не отвлекаясь от актёрской работы.

Главной проблемой было найти подходящий материал, который мог бы уместиться в небольшой сумке, имея площадь как минимум 50 квадратных метров, ведь именно столько потребуется, чтобы предотвратить быстрое падение взрослого человека весом около 80 кг. Однажды, наблюдая за зрителями в зале, Котельников увидел, как одна дама достала из крошечной сумочки шёлковую шаль. В тот момент он определился с материалом, который был не самым дешёвым.

Котельников со своим изобретением за плечами
Котельников со своим изобретением за плечами

В июне 1912 года Котельников начал первые испытания, используя для этого машину. Автомобиль максимально разогнали, после чего Котельников выдернул ремень спуска. Парашют, который был закреплён на буксировочных крюках, раскрылся в одно мгновение, затормозив машину настолько, что двигатель почти заглох.

Парашют, когда развернулся, даже остановил машину
Парашют, когда развернулся, даже остановил машину

Спустя пару недель изобретатель провёл и показательное испытание в гатчинском лагере школы воздухоплавания. Для большей наглядности к парашюту привязывали в двух точках (за подмышки) 80-килограммовый манекен, и скидывали его с аэростата, так как на самолёт получить разрешение не удалось. На мероприятии присутствовало множество военных и журналистов.

Котельников и манекен, для наглядности и солидности одетый в военную форму
Котельников и манекен, для наглядности и солидности одетый в военную форму

Но до совершенства было ещё далеко: конструкция была тяжеловата. Круглый парашют складывался в металлический ранец, который закреплялся у лётчика на спине. К дну ранца, под куполом, крепились пружины: именно они выбрасывали парашют, когда лётчик дёргал за вытяжное кольцо.

Местные «знатоки авиации» отказались понимать и признавать значение парашюта «РК-1». Изобретение всё ещё казалось им смешным и непрактичным. Военные, хоть и с восторгом встретили изобретение Котельникова, применять его также не спешили.

Схема парашюта Котельникова
Схема парашюта Котельникова

«Царские» генералы решили, что внедрять парашюты «экономически не выгодно». Зачем заботиться о «пушечном мясе», если его пока вполне достаточно? Так, великий князь Александр Михайлович написал в своей резолюции, что парашюты, для русской авиации вредны. По его мнению, имеющие парашют лётчики, вместо выполнения воинского долга, будут просто катапультироваться, чтобы выжить.

Но котельников не отчаялся и уже в конце 1912 года представил своё изобретение европейцам. Презентация проходила в Париже и Руане от лица фирмы «Ломач и К°». В начале января 1913 года было проведено первое испытание парашюта «РК-1» с живым добровольцем. Им стал Владимир Оссовский ― студент консерватории из Петербурга. Прыжок он совершил в Руане с 60-метрового моста через Сену. Испытание прошло успешно.

В марте 1912 года Котельников во второй раз предпринял попытку зарегистрировать изобретение официально. Во Франции, в отличие от России, ему всё-таки удалось получить патент. А вот правительство Российской империи якобы узнало о парашюте Глеба Котельникова только в начале Первой мировой.

Когда началась война, Глеба Котельникова мобилизовали, как специалиста, имеющего военный опыт. Однако в боях ему посчастливилось не участвовать. Котельников продолжал свою изобретательскую деятельность, а один из военных лётчиков даже убедил вышестоящее начальство использовать парашюты «РК-1» в русской авиации. Парашютов изготовили всего 75 штук, но лётчики их так и не увидели.

В послевоенные годы Котельников продолжил работать над усовершенствованием конструкции парашютов. В 1923 году он выпустил облегчённую модель «РК-2», а в 1924 году ― «РК-3», имеющую мягкий ранец. На последнюю модель изобретатель получил патент в России. К концу 1924 года Котельников представил парашют «РК-4»: это была грузовая модель с диаметром купола 12 метров. На таком парашюте можно было спускать грузы в пределах 300 кг. Советское правительство оценило эти изобретения в 1926 году.

Однако, несмотря на всю очевидность, полезность и нужность парашютов, их массовое производство началось лишь ближе к 1930-м годам. И то лишь потому, что к этому времени советское правительство узнало, что американцы уже во всю используют ранцевые парашюты. На первом этапе СССР даже закупил у США 2000 парашютов!

Изобретение же Котельникова пошло в массовое производство после 1930 года, когда были основаны воздушно-десантные войска. Про Глеба Евгеньевича лётчики и парашютисты вспоминают каждый год, когда празднуют день ВДВ.

-8

Если было интересно, подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы быть в курсе новых статей и видео, а ниже я подобрал для вас ещё кое-что интересно: