День ВДВ уже прошёл, а я всё ещё не рассказал о том, как изобрели парашют. Так что исправляюсь. На заре русской (да и не только русской) авиации большинство аварий, происходящих в воздухе, становились для пилотов фатальными. Оно и понятно, в воздухе ты никуда не денешься. Но ситуация кардинально изменилась после изобретения ранцевого парашюта. К слову сказать, парашют начали придумывать задолго до изобретения самолётов. Ещё Леонардо да Винчи рисовал эскизы спасательного купала, однако применения оно не нашло.
Позднее, в эпоху, когда уже появились первые самолёты, в ходу были специальные «зонты», которые хоть и открывались при возникновении внештатной ситуации, значительно увеличивали вес самолёта, поэтому массового применения они не нашли. Первые же подобия индивидуальных парашютов вышли столь большими и тяжёлыми, что снабдить ими каждого пилота и пассажира оказалось нереально: в самолёте не осталось бы места. Да вес и громоздкость изделий явно не способствовали массовости.
История же современного парашюта началась осенью 1910 года, когда наш соотечественник Глеб Котельников, родившийся в семье потомственного дворянина, вместе с женой посетил фестиваль воздухоплавания. Там, во время авиасоревнований, Лев Мациевич, известный морской офицер и лётчик попытался исполнить трюк, поднявшись на самолёте «Farman IV» на рекордную высоту. Трюк не удался: на высоте чуть больше 400 метров аэроплан буквально развалился на две части прямо в воздухе, а лётчик разбился на смерть.
На Глеба Котельникова это событие произвело сильнейшее впечатление. Он понимал, что имея надёжный парашют, лётчик бы почти точно выжил. И Котельников решил создать такой парашют самостоятельно. Интересно, что Глеб не был инженером, он был актёром театра, а в числе прочего просто лишь интересовался воздухоплаванием.
Уже к середине осени 1911 года коллежский асессор (соответствовало званию майору в Табели о рангах) Глеб Евгеньевич Котельников смог «добыть» привилегию на спасательный рюкзак, из которого автоматически выбрасывался парашют. Инновационное изобретение «РК-1» ― парашют ранцевый, Котельников создал всего за 10 месяцев, не отвлекаясь от актёрской работы.
Главной проблемой было найти подходящий материал, который мог бы уместиться в небольшой сумке, имея площадь как минимум 50 квадратных метров, ведь именно столько потребуется, чтобы предотвратить быстрое падение взрослого человека весом около 80 кг. Однажды, наблюдая за зрителями в зале, Котельников увидел, как одна дама достала из крошечной сумочки шёлковую шаль. В тот момент он определился с материалом, который был не самым дешёвым.
В июне 1912 года Котельников начал первые испытания, используя для этого машину. Автомобиль максимально разогнали, после чего Котельников выдернул ремень спуска. Парашют, который был закреплён на буксировочных крюках, раскрылся в одно мгновение, затормозив машину настолько, что двигатель почти заглох.
Спустя пару недель изобретатель провёл и показательное испытание в гатчинском лагере школы воздухоплавания. Для большей наглядности к парашюту привязывали в двух точках (за подмышки) 80-килограммовый манекен, и скидывали его с аэростата, так как на самолёт получить разрешение не удалось. На мероприятии присутствовало множество военных и журналистов.
Но до совершенства было ещё далеко: конструкция была тяжеловата. Круглый парашют складывался в металлический ранец, который закреплялся у лётчика на спине. К дну ранца, под куполом, крепились пружины: именно они выбрасывали парашют, когда лётчик дёргал за вытяжное кольцо.
Местные «знатоки авиации» отказались понимать и признавать значение парашюта «РК-1». Изобретение всё ещё казалось им смешным и непрактичным. Военные, хоть и с восторгом встретили изобретение Котельникова, применять его также не спешили.
«Царские» генералы решили, что внедрять парашюты «экономически не выгодно». Зачем заботиться о «пушечном мясе», если его пока вполне достаточно? Так, великий князь Александр Михайлович написал в своей резолюции, что парашюты, для русской авиации вредны. По его мнению, имеющие парашют лётчики, вместо выполнения воинского долга, будут просто катапультироваться, чтобы выжить.
Но котельников не отчаялся и уже в конце 1912 года представил своё изобретение европейцам. Презентация проходила в Париже и Руане от лица фирмы «Ломач и К°». В начале января 1913 года было проведено первое испытание парашюта «РК-1» с живым добровольцем. Им стал Владимир Оссовский ― студент консерватории из Петербурга. Прыжок он совершил в Руане с 60-метрового моста через Сену. Испытание прошло успешно.
В марте 1912 года Котельников во второй раз предпринял попытку зарегистрировать изобретение официально. Во Франции, в отличие от России, ему всё-таки удалось получить патент. А вот правительство Российской империи якобы узнало о парашюте Глеба Котельникова только в начале Первой мировой.
Когда началась война, Глеба Котельникова мобилизовали, как специалиста, имеющего военный опыт. Однако в боях ему посчастливилось не участвовать. Котельников продолжал свою изобретательскую деятельность, а один из военных лётчиков даже убедил вышестоящее начальство использовать парашюты «РК-1» в русской авиации. Парашютов изготовили всего 75 штук, но лётчики их так и не увидели.
В послевоенные годы Котельников продолжил работать над усовершенствованием конструкции парашютов. В 1923 году он выпустил облегчённую модель «РК-2», а в 1924 году ― «РК-3», имеющую мягкий ранец. На последнюю модель изобретатель получил патент в России. К концу 1924 года Котельников представил парашют «РК-4»: это была грузовая модель с диаметром купола 12 метров. На таком парашюте можно было спускать грузы в пределах 300 кг. Советское правительство оценило эти изобретения в 1926 году.
Однако, несмотря на всю очевидность, полезность и нужность парашютов, их массовое производство началось лишь ближе к 1930-м годам. И то лишь потому, что к этому времени советское правительство узнало, что американцы уже во всю используют ранцевые парашюты. На первом этапе СССР даже закупил у США 2000 парашютов!
Изобретение же Котельникова пошло в массовое производство после 1930 года, когда были основаны воздушно-десантные войска. Про Глеба Евгеньевича лётчики и парашютисты вспоминают каждый год, когда празднуют день ВДВ.
Если было интересно, подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы быть в курсе новых статей и видео, а ниже я подобрал для вас ещё кое-что интересно: