Найти тему
Юридический канал

Защищаем деловую репутацию: как распределяется бремя доказывания?

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Кто должен доказывать действительность распространенных в интернете сведений по иску о защите деловой репутации юрлица?

Гражданским законодательством предусмотрена возможность защиты деловой репутации юридическими лицами.

Юридическое лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения, или иным аналогичным способом.

Если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, распространены в сети «Интернет», юридическое лицо вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей этой сети.

Обстоятельствами, имеющими значение для дела по иску о защите деловой репутации, являются: факт распространения сведений о юридическом лице, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из этих обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, следует понимать публикацию таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, других средствах массовой информации, распространение в сети «Интернет», а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи.

Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных сведений

В силу конституционных положений, гарантирующих каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, при рассмотрении дел о защите деловой репутации следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты. Поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

В обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 16.03.2016, указано, что по таким спорам необходимо устанавливать, является ли эта информация утверждением о фактах либо оценочным суждением, мнением, убеждением.

Обязанность доказывать соответствие действительности сведений лежит на лице, распространившем сведения. Юридическое лицо обязано доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

С учетом этого при заявлении требования о защите деловой репутации юридическое лицо должно доказать факт распространения сведений о юридическом лице и порочащий характер этих сведений. Бремя доказывания соответствия действительности распространенных сведений лежит на лицах, распространивших эти сведения.

Подробнее о несоответствующих действительности сведениях читайте Защита деловой репутации юрлица от порочащих сведений в сети «Интернет».

Благодарим за внимание и ждем ваших комментариев!

Подписывайтесь на наш канал, поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях и будьте в курсе изменений в законодательстве!

© Кирпиков и партнеры, 2024

Вас также может заинтересовать:

9 важных дел из нового обзора судебной практики

В обзор судебной практики включили, но изучить забыли

Верховный суд обобщил экономические споры

Как взыскать компенсацию морального вреда за негативные отзывы в интернете

Новый обзор судебной практики по спорам о госрегистрации юрлиц

Больше новостей законодательства на сайте Кирпиков и партнеры, ВКонтакте и Telegram.

Для поиска интересующей информации и ответов на вопросы воспользуйтесь поиском по ключевым словам.

Если вам требуется юридическая консультация, изложите вопрос, воспользовавшись формой Задай вопрос юристу.

#бизнес #законы #интернет #ответственность #юридическиеуслуги #юрист #юристы