Найти тему

История латвийских русских #5. Славяне–варяги: мореходы,пираты, воители

Кто они -- скандинавы, или славяне?
Кто они -- скандинавы, или славяне?

И внезапно, где играют
Всплески белые прибоя,
Из–за мыса выбегают
Волнорезы Боривоя,
Расписными парусами
Море синее покрыто.
Развилось по ветру знамя
Из божницы Святовита.
Плещут вёсла, блещут брони,
Топоры звенят стальные,
И, как бешеные кони,
Ржут волынки боевые.

А.К.Толстой

В советской школе тема балтийских славян совершенно отсутствовала в курсе истории той эпохи. Про балтийских славян знал лишь особо искушённый исторический гурман. Знал немногое, лишь то, что жили они на землях сегодняшней Восточной Германии, что их истребили или покорили немцы, что у них был храм Святовита в Арконе, на острове Рюген и святилище Сварожича в Радигоще. То, что славяне являлись полноправными участниками кипучей и кровавой жизни европейского Севера, официально старались нигде не упоминать.

Былое славянское Поморье, легендарный остров Рюген
Былое славянское Поморье, легендарный остров Рюген

Вендами, или венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Например, средневековый автор Давид Хитреус в «Саксонии» (III) констатирует предельно чётко: «Генетские, или венедские, народы, которые германцы называют вендами (Vuenden), итальянцы славянами, а наши также вандалами, заняли всё это побережье Балтийского моря».

Иоанн Магнус Готландский в 21–й главе VI книги пишет: «Относительно того, кем были эти венеты, Иордан, ссылаясь на Аблавия, утверждает, что они были частью славянского племени. В те времена (так же как и теперь) славяне, будучи разделены на различные племена, имели множество различных наименований; и славяне ничем не отличаются от вандалов, за исключением
одного только имени».

Иоганн Авентин отмечает: «При императоре Марциане, примерно в 453 году, венеды, именующие себя славянами, древнейшее племя Германии (как пишет Тацит), совершая набеги на леса и горы, лежащие между певкинами и финнами, за грехи наши (как пишет Иордан) начали ожесточаться, расти и усиливаться, так что постепенно упомянутыми славянами оказался занят и заполнен весь промежуток от Эльбы до Танаиса на всю длину и ширину между морями Коданским и Адриатическим».

Удивительно, но и сегодня венды остаются в нашей истории своеобразным «белым пятном». До недавних пор, чуть ли не единственное серьёзное исследование про них — «История балтийских славян» А.Ф.Гильфердинга —
которое увидело свет в 1855 году. Труды по истории России, где подробно рассказывалось про вендов —
«Варяги и Русь» С.А.Гедеонова, «История русской жизни с древнейших времён» И.Е.Забелина — переизданы также достаточно недавно.

Итальянец Мавро Орбини писал в своей книге «Славянское царство» (1601 г.): «Если бы у славян были свои преданные историки, которые написали бы обо
всех их древних деяниях, насколько более знаменитыми были бы они сегодня! Какой немалой доли славы, полагаю, они лишились из–за отсутствия на протяжении длительного времени тех, кто поведал бы жителям будущих столетий об их неисчислимых подвигах. И если то тут, то там, едва ли не вопреки намерению автора о них встречаются кое–какие упоминания у историков, принадлежавших к враждебному лагерю и стремившихся возвеличить деяния собственных народов, то, видя малочисленность этих упоминаний… ты ни на минуту не усомнишься, что они обошли молчанием врага, привычного сражаться с мечом в руках, а не на бумаге.

Было и ещё одно обстоятельство, которое затмило славу и в немалой степени способствовало подрыву господства славян — раздоры и междоусобицы. Если бы не это обстоятельство, то славяне, как пишут Пётр Крусбер и Карл Вагрийский, без сомнения овладели бы не только побережьем Балтийского моря, но и всей Германией и Франкией… А если бы они не были столь разобщены, то могли бы противостоять не только одному франкскому королю или императору, а целому их союзу». Как актуальны эти слова в нашем XXI веке!

Поговорим теперь о торговле.

Славянин в роли купца нам всё же привычнее, чем в роли морехода–воителя.
Кто не помнит удалого Садко? Славянские купцы отнюдь не плелись в хвосте у норманнов. Наоборот, клады серебряных арабских монет в славянской Прибалтике появляются с конца VIII века, а первые скандинавские клады
датируются лишь концом IX. То есть на сто лет позже. Уже из этого очевидно, кто главенствовал в Балтийской торговле. И не зря богатую городами Русь скандинавы называли Гарды, или
Гардарики («Страна городов»). По–вендски, это звучное слово «гард» означало вовсе не «хутор» и не «ограда», а именно «город». На северо–западе Польши, на былом вендском Поморье, до сих пор существуют Старгард, Новогард и Бялогард. Известен средневековый торговый союз Ганза. Состояли в нём бывшие вендские города Бремен, Любек, Росток.

Русский Новгород, хотя официальным членом Ганзы не являлся, но как в Лондоне, Бергене и Брюгге, там располагалась ганзейская торговая контора — «Немецкий двор». Один из торговых городов вендов, Волын в устье Одера–Одры монах Адам Бременский называл «самым большим городом Европы»!
Это писал монах Римской церкви, не питавший особого пристрастия к славянским язычникам.

Славянское влияние оставило свой языковой след в скандинавском, охватывая область бытовой дружинной культуры (sQđull — «седло», katse — «кошъ», «сума», lavi — «лава», «скамья», «лавка», humle — «хмель»), государственной практики (græns — «граница»), торговой сферы: torg — «търгъ», tolk — «тълкъ» (переводчик, «толковнин»), besman — «безмънъ», «весы», lodje — «ладья»,
loka — «лука», «хомут», sobel — «соболь», silki — «шёлк».

Любопытно, что ни одно слово из морского словаря норманнов в славянские языки не попало. У славян имелись свои термины для мореходного дела, появившиеся ещё до эпохи викингов. Древнерусские суда летопись называет не «драккары» или «кнорры», а «корабли», от вендского korab.

Польский хронист Викентий Кадлубек описывает, как славяне, победив воинов Даномалхийских (Датских) островов, предложили им платить дань, или носить,
в знак поражения, женские длинные волосы, убранные в косы. Пока датчане выбирали, славяне вновь напали, довершили разгром и принудили побеждённых и к тому, и к другому. Сами славяне, волосы и бороды коротко
стригли, а то и брили. Знатные воины в знак высокого рода оставляли на макушке, или на передней части головы
длинный локон волос. По словам Саксона Грамматика, арконский кумир Святовита имел остриженные головы
и обритые бороды, так что
«усердие художника подражало обычаю руян в уходе за волосами». Наоборот, жрецы носили длинные волосы и бороды «вопреки всеобщему обычаю». Длинные, часто убранные в косы, волосы и бороды скандинавов изрядно веселили варягов.

О том, что варяги–русь до крещения брили головы и бороды почти поголовно, сообщают арабы и византийцы. Бог Перун изображался с «серебряными усами», а на миниатюрах Радзивилловской летописи — с воинским чубом на голове. Современник Крещения Руси, франк Адемар Шабанский писал: «пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно ращения бороды и всего прочего».

Для русов Х века отпускать бороду — чужеземный обычай, который не торопятся перенимать даже крещёные князья. На монетах Владимира и Святополка, на печати Ярослава Мудрого, на миниатюре Святославова Изборника мы видим бритые лица с густыми длинными усами.

В записанной в XIII веке в Швеции «Тидрек саге» повествуется о подвигах и завоеваниях «конунга Вилькина, славного победами и храбростью». Вилькин —
вождь и прародитель
вилькинов. Так сага зовет вендское племя, известное как вильцы, велетабы, велеты, вельты, а по русским летописям — лютичи. Вождь Вилькин «силами и опустошением овладел… Свитьодом (Швецией) и Гуталандом (островом Готланд), и всем царством шведского конунга, Сканией (Сконе, южный берег Швеции) Скаландом, Ютландом (Данией), Виндландом
(землей вендов), и всеми царствами, какие к тому принадлежат»
.

Западное Поморье в VIII–XI вв. Полабские славяне.
Западное Поморье в VIII–XI вв. Полабские славяне.

Франкские хроники времён императора Карла и араб Аль–Масуди в один голос объявляют велетов самым сильным славянским народом, господствующим чуть ли не над всеми славянами Средней Европы.

Средневековый Утрехтский летописец сообщает, что лютичи–вильцы поддерживали тесный союз с фризами и саксами, имели колонии в голландских землях — города Вильтбург и Славенбург. В окрестностях этих городов до XIX века сохранялось немало славянских названий — Воденице, Бела, Камнь, Свята и т.д.. Более того, Утрехтский летописец сообщает, что лютичи вместе с саксами
ходили походом в Британию ещё со времён Хенгиста и Хорсы, с V века, основав там город Вильтон и графство Вильтшир. В VIII–XI веках
лютичи не раз тревожили Англию набегами.

Археология подтверждает факт славянского присутствия в Скандинавии. Не только лютичи оставили там свой след. Воинственностью славились в XI веке
вагры–ободриты (последние отличились и на суше — в 1010 году князь Мстивой предпринял конный поход в северную Италию) и руги с острова Рюген. Вагры постоянно терзали Скандинавию набегами.

Грозные датские викинги, облагавшие англичан данью и осаждавшие Париж, соседям–варягам страха не внушали. В IХ веке датские короли попытались отгородить свой полуостров так называемым Славянским валом. Помогло лишь отчасти. Варяги на десятках лёгких судов проникали в многочисленные проливы между островами и, возникая ниоткуда, обрушивались на датские города. Более того, они сами стали селиться там. Кольцевые укрепления на острове Лоланд считаются славянскими, как и крепость близ Соре в центре Зеландии, где найдена очень архаичная славянская керамика.

Городище ободритов. Берен–Любшин, XI в.
Городище ободритов. Берен–Любшин, XI в.

Абсолютное большинство датских кладов содержит славянские вещи и даже зарыто в славянской посуде. Сохранилось множество славянских названий: Крамнице, Корзелице, Тиллице и Биннице (новгородско–ободритское «цоканье»). Названия очень похожи на новгородские Зимятицы, Глобицы, Гостилицы.

Следы славянских колоний обнаружены на Сконе, на острове Эланд, у берегов Швеции. О стоявших там славянских дружинах упоминают Саксон Грамматик
и
«Сага о Книтлингах». Крепость Экеторп на Эланде — типичное ободритское кольцевое укрепление. Особенно сильные следы славянского присутствия мы находим в Средней Швеции. Связи с южным берегом Балтики заметны в блестящей культуре, угасшей до начала походов на Запад, и получившей название Вендельской. Наряду с явно скандинавскими сюжетами и героями, в вендельском искусстве часто мелькают фигуры, более уместные для славянской Прибалтики. Воины в шлемах, увенчанных изображением птицы (как у кумира Сварожича в Радигоще, главной святыне лютичей). Лица мужчин с остриженными волосами и выбритыми подбородками. Бьющиеся в сече всадники. В Скандинавии воин, сражающийся верхом, выглядел дико и внушал землякам суеверный ужас. Не зря Святовит, как верили славяне, верхом на белом коне бьётся с врагами, а Один на знаменитом Слейпнире только ездит.

По сагам заметно, что жителей округи Вендель, где находился центр этой
культуры, прочие шведы считали за чужаков, и честили
«вендельскими воронами». Бирка, знаменитый торг эпохи викингов, тоже давала приют огромной славянской колонии. Это заметно по керамике, по погребениям, в том числе женским, с юбками поморской отделки и вышитыми славянскими рубахами, со славянскими лунницами, колтами и височными кольцами.

Женская одежда из захоронений в Бирке (Швеция) — славянского покроя
Женская одежда из захоронений в Бирке (Швеция) — славянского покроя

Матвей Парижский среди народов, тревоживших в IX веке набегами с севера, упоминает вандалов — так средневековые книжники именовали вендов–славян. Адам Бременский между скандинавскими народами называет
sklavi — славян. Знаменитые «лагеря викингов» — Аггерсборг, Треллеборг,
Фюркат — выстроены по плану славянских укреплений Средней Европы, и в них находят славянскую керамику.

Лишь наша застарелая привычка заставляет видеть в ватагах балтийских мореходов исключительно скандинавов.

Что до материальной культуры — мы не можем уверенно судить о том, кто
сделал ту или иную вещь. В Венделе, у колыбели скандинавского ремесла, стояли пришельцы с юга Балтики.
Затем уже ремесло шведов и датчан оказывало влияние на вендов. Различия шли на уровне этнографических тонкостей, зачастую не оставлявших
археологических следов (причёска, татуировки вендов и отсутствие таковых
у норманнов).

Разумеется, венды не ограничивались западным направлением походов. Их первенство в торговле на Волжском пути, не могло быть достигнуто без проникновения на Восток. В устье Западной Двины (Даугавы) хронист Генрих
Ливонский (Латвийский) констатирует присутствие
вендов ещё до XIII века. Они передали ливам и латгалам свои имена (Дабрела, Русин), и некоторые обычаи.
Ливы гадали проводя священного коня через скрещенные копья, наблюдая левой или правой ногой он через них переступит.

Ливы испытывают монаха Теодориха белым конём, 1186 год. Рисунок Фридриха–Людвига фон Майделя (1795–1846).
Ливы испытывают монаха Теодориха белым конём, 1186 год. Рисунок Фридриха–Людвига фон Майделя (1795–1846).

Именно так гадали венды о боевых походах в храме Арконы с белым конём Святовита, и в храме Щецина — на чёрном коне Триглава, и в Радигоще — с белым конём Сварожича. Так гадали потом девушки на русском севере, водя коня через сложенные во дворе
оглобли, принесённые разными парнями — через какую конь переступит да какой ногой, за кого замуж идти и хорошо ли за ним будет.

Далее на восток за Вендским (Рижским) заливом лежала вендская торговая колония Колывань, будущий тевтонский Ревель, нынешний эстонский Таллин. А уж за ним, от чуди до «предела Симова», лежала Новгородчина, земля «людей от рода варяжска», «варягов мужей словенских».

Славянские племена и их соседи в конце I тыс. н.э.
Славянские племена и их соседи в конце I тыс. н.э.

Не были балтийские славяне — варяги, венды племенем домоседов. Именно они первыми освоили Волжский торговый путь, господствовали не только в восточноевропейской, но и в Балтийской торговле. Они ходили набегами на скандинавские берега Балтики, и обкладывали их данью. Их поселения
располагались в Восточной Европе, в Эстонии, на Готланде, в Швеции, Дании, южной Норвегии, Голландии и Британии. Их торговые города производили впечатление на европейских путешественников, их дружины не боялись викингов, державших в страхе Западную Европу, и сами они принимали активнейшее участие в боевых походах.

Не шведам, не норманнам, а именно вендам император Карл запретил продавать мечи в 805 году. Не зря Балтийское море называлось когда–
то Варяжским!

История латвийских русских #3. Неожиданные факты о распространении славян в европейских землях...

Подкарпатские русины. Трагические уроки всему русскому народу

История латвийских русских #4. Необходимое разъяснение про «загадочных варягов»

История латвийских русских #7. Про Сыновей Сокола. Тотемный родовой знак Рюриковичей

Продолжение следует