Найти в Дзене

История латвийских русских #4. Необходимое разъяснение про «загадочных варягов»

Я пью за варягов, за дедов лихих,
Кем русская сила подъята,
Кем славен наш Киев, кем грек приутих,
За синее море, которое их,
Шумя, принесло от заката.
А.К.Толстой Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» рассказывает о том, как три северных народа — словене ильменские, кривичи и меря — погрязли в усобицах. «Восста род на род, и не бысть в них правды». Устав от резни, они послали за море, к варягам–руси, со словами: «Земля наша велика и обильна,
а наряда [порядка] в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву».
И откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. «И от тех варягов прозвалась Русская земля». Иные исследователи утверждают, что имя русь обозначало на староскандинавском языке не племя, но занятие: «гребцов», т.е. дружину, отправившуюся в поход на вёсельных судах. Однако в немецких актах IX века словом Ruzzi определяли русских купцов. Послы, встречавшиеся с Людовиком Благочестивым, утверждали, что «они, то есть их народ, зовутся Рос». В д
Варяжское море, худ. Н.К.Рерих
Варяжское море, худ. Н.К.Рерих

Я пью за варягов, за дедов лихих,
Кем русская сила подъята,
Кем славен наш Киев, кем грек приутих,
За синее море, которое их,
Шумя, принесло от заката.

А.К.Толстой

Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» рассказывает о том, как три северных народа — словене ильменские, кривичи и меря — погрязли в усобицах. «Восста род на род, и не бысть в них правды». Устав от резни, они послали за море, к варягам–руси, со словами: «Земля наша велика и обильна,
а наряда [порядка] в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву»
.
И откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор.
«И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Иные исследователи утверждают, что имя русь обозначало на староскандинавском языке не племя, но занятие: «гребцов», т.е. дружину, отправившуюся в поход на вёсельных судах. Однако в немецких актах IX века словом Ruzzi определяли русских купцов. Послы, встречавшиеся с Людовиком Благочестивым, утверждали, что «они, то есть их народ, зовутся Рос». В договорах с Византией Х века указывалось ясно и точно: «Мы от рода русского».
Считается, что в древнерусском языке очень много скандинавских заимствований.
Князь, смерд, гридень, вира, вервь — все эти слова признаны норманнскими. Но насколько велико вообще было скандинавское влияние
на древних русичей? И кем они были на самом деле —
варяги–русь?

Современные авторы обращаются со словом «варяги» крайне небрежно. Пишут «варяжский конунг», говорят о «варяжском витязе Харальде Суровом», упоминают о «варяжских наёмниках Рагнаре и Эймунде».

Ни в старинных летописях, ни в норманнских сагах вы нигде не найдёте словосочетание «варяжский конунг». Тем не менее, сложился стойкий стереотип, что «варяг», есть синоним слову «норманн». Даже в словарях пишут:
«древнерусское название скандинавов». Но у скандинавов никогда не было племени веринги, или варяги! В скандинавских сагах норманнов и верингов всегда чётко разделяют, как совершенно разные явления. Древнерусский летописец, перечисляя северные народы «варяги, шведы, норманны, готы», не смешивает их. Он сообщает, что по Варяжскому морю «сидят» ляхи, пруссы и чудь. «По тому же морю сидят варяги», причём к западу владения варягов простираются до земель племени англов на материке (нынешней датской провинции Ангельн). К ляхам летопись относит поморян, и лютичей. Между ними и англами находится княжество ободритов. К востоку от тех племён также живут варяги, до земель волжских булгар.

Но к востоку от эстонцев и до Волжской Булгарии жили новгородцы, словене, никак не скандинавы! Летописец отмечает: «Новгородцы же, люди новгородские — от роду варяжского, ибо прежде были словенами». «Новгородская первая летопись», древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания, автор которой наверняка хорошо знал и варягов, и новгородцев. Он чётко
констатирует:
«новгородские люди до нынешнего дня от роду варяжского».

Есть соответствующие следы происхождения и в новгородском говоре. Знаменитое «цоканье» («целовеце», «цудно» и пр.), находит подобие в нижнелужицком языке, наследнике полабского наречья, на котором говорили лужичане и ободриты. Ещё яснее сохранились черты языка прибалтийских славян в глухих углах Русского Севера и Сибири, освоенных новгородцами ещё
в стародавние времена. Антропологи, изучив средневековые новгородские могильники, установили, что ближайшее подобие черепам новгородцев — черепа из захоронений
славянского Мекленбурга, земель ободритов.

Следы балтийских славян в виде «керамических комплексов» обнаружены во Пскове, в Старой Ладоге, городке на Ловати и пр. Археологи делают вывод, что
тогда в Восточной Европе появилось немало выходцев со славянского Поморья и Полабья. Так что
варяги, приплывшие в IX веке вместе с князем Рюриком в Новгородские земли, были совсем не скандинавами, а славянами с берегов Балтики!

Летопись говорит, что в землях верхнего Поволжья и у Белого озера варяги основали города — Ростов, Муром, Белоозеро. Арабский автор X века Аль–Масуди отмечает среди славянских народов Средней Европы «аль–варангабин». Восточный географ Шемеуд–дин–Димешки, говоря о «варанк»варягах, называет их не просто славянами, а «саклаб ас–сакалиба»«наиславяннейшие» славяне, или «славяне из славян».

В середине XI века основатель Киево–Печерской лавры Феодосий беседует с князем Изяславом, сыном Ярослава Мудрого, о католиках. Феодосий «латинян» не любит и князя против них настраивает. Он сообщает об их, «латинян», злодействах на Варяжской земле. Они–де там разбой творят, людей убивают, в веру свою крестят насильно и православных христиан всячески притесняют…

После XII века этот народ почти исчезает из русских источников. В том столетии очередное крестоносное нашествие добило последние оплоты государственности и религии прибалтийских славян. В 1201 году в Новгородской летописи отмечено, что прибыло «из Варяг» посольство. Это сообщение является одним из последних упоминаний о балтийских варягах.

Впрочем, в летописях изредка мелькают варяги в Литве и даже «дунайские варяги». Известен на Дунае славянский народ, называвшийся точно так же, как обитатели юго–западного «угла» Балтийского моря — ободриты. Жители некоторых новгородских деревень называли себя варягами вплоть до времён Екатерины Великой.

Согласитесь, это немаловажно знать, кем были твои предки. К несчастью, многих уже не оскорбляет клеймо «Ивана, не помнящего родства». Но на каком пренебрежении к сведениям огромного количества исторических источников держится тезис о русских чужаках–оккупантах на земле Балтии! Конечно, за тысячу лет много кровно–родственных линий пересеклось, чтобы появился на
свет наш современник.
Но почти в каждом русском человеке есть частица крови его далёкого предка–варяга.

Продолжение следует

Русская Прибалтика #8. Являлись ли славянами венды, проживавшие на территории Латвии к началу XIII века?

Русская Прибалтика #7. Можно ли говорить о родстве балтийских славян и современных русских?

История латвийских русских #1. Обращение к Читателю

История латвийских русских #2. Удивительные свидетельства католического священника о происхождении славян