- Читайте также: Звёзды советского кино без актёрского образования. Часть 1
Георгий Юматов
В 1942 году мечтавший стать моряком 15-летний Юматов был зачислен юнгой на торпедный катер «Отважный». К 19-ти Георгий с лихвой набрался боевого опыта и, встретив Победу, возвращался в Москву с намерением остаться в армии. Но всё изменила случайная встреча в кафе с режиссёром Григорием Александровым, который разглядел в молодом человеке актёрский талант и дал эпизодическую роль в фильме «Весна».
«Александров позвал меня к столику. Первый раз увидел Любовь Орлову. Посидели. Они поинтересовались, как жив, как здоров, как воевал. Потом Александров сказал: “Знаешь, я сейчас снимаю кино — «Весну». Приходи на «Мосфильм”».
Юматов решил развиваться как артист и в конце 40-х собирался поступать на курс Сергея Герасимова, но знаменитый кинодеятель его не взял, дав исчерпывающее заключение: «А вам учиться нечему. Идите сразу сниматься». По протекции мастера Георгий Александрович устроился в Театр киноактёра, но в будущем от сцены практически отошёл, больше предпочитая съёмки. В 50-е играл в картинах лучших режиссёров: Леонида Лукова, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна, того же Герасимова.
Самой знаменитой работой Юматова, пожалуй, стала роль Алексея Трофимова в фильме «Офицеры». Сам артист больше всего любил роль Веньки Малышева в фильме «Жестокость».
- Читайте также: Почему не ладили «офицеры» Георгий Юматов и Василий Лановой
Кирилл Лавров
В становление Лаврова тоже вмешалась война. В 1941-м ленинградский мальчик, не успев окончить школу, отправился в эвакуацию — сначала в Кировскую область, потом в Новосибирск. В тылу он работал в совхозе и токарем на заводе, производившем боеприпасы. В 1943-м 17-летний парень подался в добровольцы, его определили в авиационную школу в Астрахани.
Кирилл Юрьевич ушёл из армии только в 1950-м и намеревался стать артистом, но ни в одно театральное училище его не взяли из-за отсутствия аттестата зрелости. И это было даже хорошо, потому что в итоге отец пристроил Лаврова в Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки, где служил сам. Молодой человек, пользуясь поддержкой худрука Константина Хохлова, постигал азы ремесла прямо на сцене, получая небольшие роли.
«Я не учился театральному мастерству, но под началом отца прошёл хорошую актёрскую школу. Сначала работал статистом в Киевском драматическом театре. Затем два года играл в массовке и был счастлив выходить на одну сцену с профессионалами. Главный режиссёр Константин Павлович Хохлов, который в своё время работал со Станиславским, дал мне такое образование, какое ни один институт не даст».
В 1956-м Лавров вернулся в родной Ленинград и вошёл в труппу Большого драматического театра им. М. Горького, которому оставался верен больше полувека. С 1989-го по 2007-й был художественным руководителем БДТ.
- Читайте также: Актёры-фронтовики
Вера Глаголева
При всех внешних кинематографических преимуществах — хрупкости, утончённости, наружном и душевном благородстве — девушка не мечтала об актёрской славе. Занималась стрельбой из лука, доросла до мастера спорта, выступала за сборную Москвы. В 1974 году 18-летнюю Глаголеву, стоявшую в очереди в мосфильмовском буфете, увидели операторы грядущего фильма «На край света…» и пригласили на пробы. Но пробовалась не она: Вера помогала кандидатам, проходившим кастинг на главную мужскую роль, — говорила реплики за уже утвержденную исполнительницу. Глаголева вела себя раскованно и органично, и очарованный режиссёр Родион Нахапетов неожиданно отдал главную роль ей.
После премьеры начинающую актрису стали активно приглашать в другие проекты (продолжал её снимать и Нахапетов, за которого Глаголева вышла замуж). Талантом девушки был покорён сам Анатолий Эфрос, и после совместной работы над фильмом «В четверг и больше никогда» пригласил её в Театр на Малой Бронной, но та отказалась, о чём впоследствии очень жалела. Тем не менее, это не помешало Глаголевой стать звездой советского и российского кино.
«Она реализовалась как актриса, была востребована, сыграла массу ролей в кино — запоминающихся ролей, ролей, которые мы знаем. Её персонажи всегда вызывали совершенно позитивные и светлые чувства», — говорит режиссёр Дмитрий Астрахан.
- Читайте также: «Бедная Саша». Комедия про «маленькую мудрую женщину»
Виктор Авилов
В середине 70-х старший брат одноклассника Авилова — Виктор Белякович — решил организовать собственный театр. Так Авилов, работавший тогда шофёром в Мосстройтрансе, оказался у истоков знаменитого ныне Театра на Юго-Западе, став одним из первых его актёров. Начиналось всё с этюдов, где Виктор Васильевич играл мужчин, женщин, стариков, детей и т.д. До 1979 года лицедей-любитель днями репетировал, вечерами выходил на сцену, а ночами садился в МАЗ и развозил песок по стройкам.
«В театр бы я не попал, в кино тоже. Во всяком случае, если бы увидел где-нибудь объявление “Проводим набор в театр-студию...” — не пошел бы. Такой цели, как стать артистом, я перед собой никогда не ставил, иначе наверняка попробовал бы поступать в театральный. А так у меня образование весьма далекое от сценического — техник контрольно-измерительных приборов и аппаратуры. Впрочем, после возвращения из армии мне пришлось сменить множество специальностей. Я считался злостным “летуном” — ни на одном месте не работал больше года. А Театр на Юго-Западе считался тогда самодеятельным, и там мы играли в свободное время».
В 1980-м после премьеры «Мольера» Булгакова и «Лекаря поневоле» Мольера назвать Авилова и всю труппу «любителями» было уже невозможно. Постепенно театр застолбил за собой место на культурной карте Москвы, а сам Виктор Васильевич стал мелькать в эпизодических ролях в фильмах. Пиком его кинокарьеры стала главная роль в «Узнике замка Иф» режиссёра Георгия Юнгвальда-Хилькевича.
«Наше первое знакомство было заочным: я увидел Авилова в фильме “Господин оформитель”, где он играл главную роль. У Витьки было незабываемое лицо, я просто не мог оторвать от него взгляд. Ещё подумал: “Это какая же у Бога должна быть фантазия, чтобы сотворить человека с такой внешностью”. Одним словом — роковое лицо. Во второй раз я увидел Авилова на сцене театра. Он играл Гамлета. Это было нечто невероятное! Зрители, включая меня, сидели не шелохнувшись. И это при том, что Авилов — не профессиональный актёр. Я не мог даже вздохнуть от изумления, только выдавил по поводу увиденного: “Как он это делает?!”», — вспоминает Михаил Боярский.
- Читайте также: Три роковые красавицы советского кино
Фото: кадры из фильмов