В начале 1970-х министр обороны СССР Андрей Гречко предложил создать фильм о нелёгкой доле офицерской жены. За работу взялся режиссёр Владимир Роговой, в основу сюжета легла пьеса Бориса Васильева «Танкисты». Конечно, картина вышла за пределы обозначенной Гречко темы, но маршал был в восторге, как и вся партийная верхушка. Так же высоко ленту оценили ещё 53 миллиона человек, посетившие кинотеатры.
Успех фильма — заслуга не только режиссёра, операторов и сценаристов, но и блестящего актёрского состава. Ведущее трио составили Алина Покровская, Георгий Юматов и Василий Лановой, но всех троих в картине могло и не быть. Покровскую вызвали на съёмки, так как почти утверждённая на роль Любови Трофимовой Лариса Лужина ждала ребёнка. Фронтовика Юматова (Алексея Трофимова), у которого в тот период были проблемы с рабочей дисциплиной, взяли под честное слово Бориса Васильева. Лановой (Иван Варавва) сам отказывался от предложения, потому что не знал, что играть. Василия Семёновича смущало, почему его герой всю жизнь любит одну женщину, но ничего не предпринимает. В долгих беседах с режиссёром актёр уловил-таки характер Ивана:
«И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я всё-таки романтик. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но всё-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих».
Съёмки начинались со скрипом: у Юматова и Ланового были натянутые отношения. Конфликт тлел 15 лет, разгоревшись в 1956-м во время работы над фильмом «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». Сначала режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов утвердили на роль Павки Корчагина уже звёздного Юматова и после нескольких отснятых дублей поняли, что ошиблись с выбором. Постановщики искали молодого рефлексирующего парня, которого у Георгия Александровича изобразить не получилось — его персонаж был слишком уверенным. Алов и Наумов начали съёмки нового исполнителя и, когда Юматов приболел, привели на площадку третьекурсника Василия Ланового. Он моментально вжился в роль. Юматов обиделся, причём на молодого коллегу гораздо больше, чем на создателей картины — обвинил в предательстве.
«Роль Павки Корчагина — это невероятная работа Василия Ланового: уже одно только молодое лицо полубога, очень субтильного, раскрывает замысел Алова и Наумова. Они объясняли Георгию Юматову свое решение так: “Когда ты появляешься в кадре, с первых минут становится понятно, что тебе море по колено и ты перерубишь целую банду басмачей и махновцев. А вот чтобы герой Ланового это сделал, нужно сознательное духовное усилие. Вот тогда ему зритель начинает верить и понимать, какой подвиг совершил этот субтильный человек”», — считает режиссёр Дмитрий Минченок.
На съёмках «Офицеров» отношения актёров постепенно теплели, началась многолетняя дружба. Позже Юматов и Лановой появились вместе в фильмах «Огарёва, 6» и «Петровка, 38».
Фото: кадры из фильма, соцсети, афиши фильмов