Знаете, я тут про Тарковского Андрея пару слов хотел бы написать. И нет, я сразу скажу, что я НЕ СМОТРЕЛ «Андрея Рублёва», не буду этого делать, и не буду даже говорить про этот фильм. Простите, мне эта тема, не скажу, чтобы была сильно интересна. Да, я знаю, что у этого режиссёра было много фильмов, и я очень хорошо знаю (потому что СМОТРЕЛ) два из них. И говорить, понятное дело, я буду именно про них. Да, тут будут отступления и тому подобное – всё, как вы любите.
В далёком моём детстве, папа мой сказал, что по ТВ будет какая-то «хорошая фантастика», так что домой надо поторопиться. Мы на тот момент шли от его родителе й, так что, у меня появилась причина идти домой побыстрее. Я включил телевизор (на тот момент у нас был «Горизонт-736», цветной) и… не понял. А где, собственно, была фантастика? Какие-то люди, куда-то идут, какие-то, не самые красивые пейзажи, странные разговоры… И да, наверное, вы уже поняли, что я говорю о «Сталкере»…
Конечно, я потом пересмотрел его – несколько десятков лет спустя. Узнал о том, как этот фильм снимался, о тех проблемах со сценарием и тому подобными вещами. По словами Тарковского, несмотря на то, что другой вариант сценария ему не нравился, он снял фильм, но «он был утрачен», пришлось срочно переписывать сценарий и снимать именно так, как хотелось самому Тарковскому. Злые языки говорят, что почти готовый фильм «был утрачен» только потому, что самому Тарковскому хотелось чего-то такого…
Но, давайте сначала я скажу несколько слов про первоисточник…
Братья Аркадий и Борис Стругацкие, один из периодов своего творчество посвятили Контакту. Более того, есть такой сборник, «Необъявленные встречи», в котором были такие повести, как «Извне», «Пикник на обочине» и «Малыш». Если кто-то не в курсе, то «Сталкер» был снят по мотивам повести «Пикник на обочине». И, знаете, повесть эта… довольно хороша. Назвать её «неплохой» – значит, очень сильно преуменьшить её качество, назвать «шикарной» – ну, это не самое, например, моё любимое их произведение. Так что – это хорошее, интересное произведение, в котором есть всё. И главный герой, который под конец делает очень нехорошее дело (и я тут не только про Артура, которого лично мне, конечно, жалко), и описание Зоны, и все эти аномалии, и то, как Зона влияет на окружающий мир. Собственно, несмотря на то, что многое в повести описано «очень широкими мазками», и вообще, не совсем понятно, что же там такое случилось (я, как-то, на другом ресурсе, предположил, что у кого-то просто… случилось что-то типа «аварии», они пошли «на вынужденную», починились и улетели дальше), читать всё равно очень интересно, ты проникаешься духом того, что происходит в Хармонте и остальном мире. Порой можно даже сопереживать Рэду Шухарту, так как, в самом начале повести, он, в общем-то, нормальный парень. Но вот, в конце… В общем, произведение было интересным. А судя по тому, что оно стало источником вдохновения аж для целой литературно-игровой Вселенной (хотя, мне и игра не особо была интересна, и книг тех я читал почти), наверное, можно сказать, что братья написали, на самом деле, сильную и интересную вещь?
Так вот, я не буду критиковать «Сталкера». Я даже не буду говорить, что между повестью и фильмом почти нет ничего общего. Я даже не буду ничего говорить о том, что повесть – довольно динамичное и интересное произведение, в котором авторы постарались показать, наверное, всё, что только можно. Например, тот же Стервятник Барбридж – сначала сталкер, а потом… ну, можно сказать «руководитель» сталкером Хармонта. Наверное, все худо-бедно представляют себе, сколько он «положил» народа во время своих походов к Золотому Шару? Он ведь не один раз туда ходил, а «Мясорубку» каждый раз надо было чем-то «активировать»… В его лице, кстати говоря, можно много кого увидеть, и «звериный оскал капитализма», который пойдёт на любое преступление ради трёхсот процентов прибыли, например. И то, как Барбриджа дотащил до больницы Шухарт – очень сильная сцена, как и то, как к нему относится его родная дочь Дина. Очень, знаете ли, показательно…
С другой стороны, есть и жизнь Шухарта, его жена Гута и дочь Мартышка, которая… уже не человек. Это к теме о том, как Зона влияет на человека и на окружающий мир. И это тоже довольно интересно…
То есть, если говорить о повести, то перед нами – сложное и интересное произведение, в котором, как мне кажется, философии не меньше, чем «экшна» и тому подобных вещей. Одного нет (и хорошо) – того, что потом напихали в известную компьютерную игру (я так-то ровно к играм отношусь, просто именно эти игры… очень сильно не люблю – и не из-за страны, в которой их делали).
Но что же оставил от этого, на самом деле, великолепного произведения, режиссёр Андрей Тарковский? На самом деле – ничего. То есть, есть три человека, Сталкер, Профессор и Писатель (даже имён нет!), которые идут к Комнате Желаний. По пути они ведут философские беседы обо всём и ни о чём. И, собственно, всё. Кстати говоря, о философских беседах… Знаете, я когда-то изучал философию, в институте. Получал от этого предмета искреннее удовольствие, так как мне было интересно поговорить «о том, о сём», «загрузить» преподавателя, узнать что-то новое. Но! Я отлично понимаю, что люди, обычные, нормальные люди, в обычных (и даже в необычных) условиях, так не разговаривают!
Конечно, есть и плюсы у фильма. Только не надо смеяться, но мне очень понравился «ЛэндРовер» Сталкера и то, как лихо он на нём ездил, в том числе и по рельсам. Просто внедорожники – моя страсть, и я давно хотел обзавестись именно рамной и мостовой машиной. Но, не судьба… И тепловоз – очень узнаваемый. Немало времени я ездил на таком с папой, до школы и во время… Это ведь ЧМЭ-3, если я всё правильно понял, или ТЭМ-2? Есть и очень красивые кадры в самой Зоне…
Но, если разобраться, то на самом деле, что дух повести, что её смысл… всё это просто было утрачено при съёмках фильма. И, знаете, мне вот, на самом деле, интересно – а что, мог ли Тарковский снять фильм точно по повести? Наверное, да. Это не самое сложное произведение, а как показал другой фильм того же режиссёра, «Солярис», он и со спецэффектами умеет работать. Напомню, что в повести была, например, летающая машина, «летучая галоша». Братья не написали, как именно она летала, могу предположить, что на воздушной подушке, или как-то ещё, но, наверное, снять это было бы можно…
Более того, я сейчас специально перечитал первую главу повести – она великолепна. Шухарт показан очень хорошо, как и другие персонажи. И поход за «полной пустышкой» описан очень интересно. А что у Тарковского? Увы, но ничего этого нет. Атмосфера частично сохранена – но и только…
Кстати, есть один вопрос к тем, кто смотрел фильм. Как думаете, сколько Сталкер «отстёгивал» охране Зону за такие вот «спецэффекты» входа? Потому что, как мне кажется, ходить в Зону надо тихо, незаметно и, желательно, ночью. А вот так – с громом и стрельбой… Ну, это если только с охраной договориться, чтобы стреляли мимо…
Увы, но про другой великий фильм Тарковского, «Солярис», будет следующая статья. Просто там материала примерно столько же, если не больше, и я не думаю, что кто-то будет читать статью на три с лишним листа…