Найти тему
сергей пантелеев

История древнего Рима. Вторая Пуническая война. Две крепости.

После того, как карфагенские полководцы и африканские войска , скажем так, покинули территорию Иберийского полуострова, война с Карфагеном на этой территории была окончена. Но не война вообще.

Хотя Испания была спокойна, но это было спокойствие перед грозой. Кроме того надо было показать всем, что вероломство по отношению к Риму будет наказано. Особенно большой «зуб» был у Сципиона на города Илитургис и Кастулон. Оба города изначально держали сторону Рима, но после гибели Сципионов и римской армии переметнулись к Карфагену. Кроме того, жители Илитургиса перебили римлян, которые после поражения укрылись у них. Этого нельзя было простить никак.
Сципион разделил армию, Луций Марций отправился осаждать Кастулон, сам Сципион пошел к Илитургису. Он застал ворота города крепко закрытыми, жители к Илитургиса не сомневались в намерениях римлян. Сципион обратился к солдатам:


Испанцы, сказал он, заперли перед вами ворота и тем показали, что им есть чего бояться; сражаться с ними будут ожесточеннее, чем с карфагенянами; мы на карфагенян не в гневе и сражаемся с ними за власть и славу; илитургийцев же наказываем за вероломство, жестокость и злодейство. Пришло время отомстить за гнусное избиение наших соратников, за ловушку, в которую они попали, занесенные сюда бегством. Пусть останется в веках суровый пример, чтобы никто никогда не осмелился обидеть римского гражданина или воина, даже униженного судьбой.


Атака началась с двух сторон. Илитургийцы защищались отчаянно, на стенах стояли не только мужчины, но и женщины и они раз за разом отбивали атаки покорителей Испании. Ситуация становилась опасной, римляне падали духом. тогда как их соперник становился сильнее. Тогда Сципион сам бросился в первые ряды атакующих. Его узнали, с воины новыми силами атаковали стены и ворвались в город. Ожесточение атакующих было так велико, что солдаты забыли о добыче, никого не брали в плен, убивали подряд всех: вооруженных и безоружных, женщин и мужчин;. Поджигали дома, разрушали то, что не горело; уничтожить следы города, стереть даже память о нем – вот чего хотелось римлянам.

Взяв и уничтожив город Сципион повел войско к Кастулону; Здесь стоял карфагенский гарнизон – сюда сошлись остатки разбитых войск Газлрубала. После известия о приближении римлян в их стане началась паника и раздоры, слишком разные интересы были у местного, испанского контингента и африканских наемников. Предводитель испанцев Кердубел,стоял за то, чтобы сдаться. Начальником пунийских вспомогательных отрядов был Гимилькон, ему и его людям такой исход не улыбался, африканцам было трудно надеятся на благосклонность римлян. В конце концов, Кердубел в тайных переговорах договорился с Сципионом и сдал город. Так как сдача была добровольной, то ни резни, ни массовых грабежей не было. Обошлось малой кровью.