Найти тему
"Хомо люденс"

«Властелин колец»: как в кино переборщили с Оком вразрез с книгой

Одним из эффектнейших образов, символов кино Питера Джексона «Властелин колец» стало огромное Всевидящее око. Но мало кто в курсе, что как таковому Оку в книгах Джона Рональда Руэла Толкиена значение придавалось гораздо меньшее. Там оно и в сюжете появлялось значительно реже, и на героев влияло намного слабее.

Не верите? Удивляетесь: почему такая разница в, казалось бы, одном из наиболее важных, ключевых моментов книг Толкиена?

Кадр из кино Питера Джексона «Властелин колец»
Кадр из кино Питера Джексона «Властелин колец»

На самом деле писатель об Оке, разумеется, упоминал, но лишь как о виртуальности (если можно так выразиться). По большому счету это был артефакт, венчавший пирамиду волшебств Средиземья: палантиры – кольца – и т. д. и т. п.

Все мы помним, сколь впечатляюще смотрелось Всевидящее око в кино. Оно возвышалось над большой частью Средиземья и мониторило всё на довольно большом пространстве.

В книге Толкиена Саурон также пронзал взглядом дальние просторы. Но далеко не всегда. Этот падший майар воплощался в Око лишь тогда, когда некие силы хотели разглядеть его. В частности:

  • в фильм Джексона вошли лишь в режиссерскую (не массовую) версию кадры, как Арагорн с помощью палантира давал знать о себе этому главному врагу. И режиссер даже хотел показать, как черный чародей на миг явил себя представителю королевского рода Элендила.

Однако до массового зрителя эта сцена не дошла. И, в принципе, понятно – почему: там враг выглядел хоть и ярким, но не столь эффектным.

Так вот в подобном случае Саурон-книжный вполне мог бы подключиться к каналу видения/общения – Оку;

  • по этой логике, Саурон также должен был бы подключаться (что и было показано в кино Джексона) к использованию Ока в момент, когда некто надевал Кольцо всевластия;
  • как следствие, посредством Ока он должен был бы мобилизовать свои войска, то бишь иметь канал связи и с ним самим либо, как минимум, с их военачальниками;
  • можно предположить, что Саурон активизировал данный канал и тогда, когда разные персонажи задействовали не только Кольцо всевластия, но и остальные важные артефакты – кольца магов и эльфов, палантир Сарумана, чашу Галадриэли и др.;
Кадр из голливудского кино Джексона «Властелин колец»
Кадр из голливудского кино Джексона «Властелин колец»
  • и проч.

Так с какой стати в фильме Джексона Око сделали единственной (ну, почти) формой воплощения Саурона? Многие зрители даже решили, будто этот основной антагонист именно таким и существовал – в виде громадного глаза «с кровавым подбоем».

Причин было как минимум пять.

1. Лента была ограничена во времени. Даже с учетом, что сняли целых три серии, многое в них не вошло. Слишком большой массив информации пришлось укладывать в хронометраж картины.

Поэтому порой приходилось жертвовать довольно интересными моментами. Вот так «под нож» сценариста попал Саурон, кастр… э… уменьшенный до единственного органа – Ока.

2. В картине важно было подчеркнуть, что враг видит всех и везде, во всяком случае движущиеся объекты на подступах к своим непосредственным владениям.

Вы наверняка сталкивались в обсуждениях в Сети с известной темой «почему было бы не передать миссию Орлам – донесли бы по-быстрому Кольцо до Ородруина, и дело с концом?». Так вот сценаристу важно было подчеркнуть, что мимо Ока ни одна муха не пролетела бы, не то, что огромные Орлы в воздухе и даже большие отряды а-ля первоначальное Братство Кольца в полном составе на земле.

3. Технология «высоко сижу – далеко гляжу» должна была акцентировать безысходность – и тем самым еще более возвысить подвиг героев, взявшихся бороться с таким неприятелем, который всё видит, никогда не спит и в любой момент мобилизует свои войска при необходимости.

Кадр из голливудского фильма  Джексона «Властелин колец»
Кадр из голливудского фильма Джексона «Властелин колец»

4. Око помогло режиссеру представить зрителям главного врага в наиболее яркой и всем понятной форме. По большому счету мы тут видим сведение элитарного символа до масс-ширпотреб-образа.

Это как если бы Мону Лизу рисовали на пластиковых пакетах, с которыми вы ходите в магазин... даже если это магазин интеллектуальных книг или фильмов.

Без обид, Джексон, фильм все равно получился отличным; потому мы его тут и разбираем по косточкам, что любим и ценим! :)

5. Разумеется, крайне важна была зрелищность. В том числе в связи с только что отмеченной массовой культурой.

Сущность, против которой боролся весь мир, надо было представить в ярком, не слишком сложном – но информационно-объемном образе. И таковым стал колоссальных размеров глаз.

А чтоб добавить эффекта – глаз сделали красным. Ведь этот цвет:

  • с одной стороны, сразу привлекает внимание;
  • с другой стороны, подсознательно воспринимается как опасность;
  • с третьей стороны, запоминается.

Всё это было на руку режиссеру.

Вот так и вышло, что сущность падшего демона, величайшего (после Мелькора, чьим прислужником он числился) врага всего Средиземья в голливудском кино была сведена к глазу. То, что Толкиен в книге описал лишь как форму, оболочку, способ, инструмент, здесь стало самóй сутью.

Философы могли бы сказать, что получился этакий вариант решения древнего спора о соотношении формы и содержимого, как если бы кувшин Омара Хайяма стал вином.

Уточним, что в трилогии Джексона «Хоббит» также представлен один из обликов Саурона – Некромант. Кстати, в него воплотился Бенедикт Камбербэтч, известный заглавной ролью в сериале BBC «Шерлок».

Так вот. Если вы вспомните данный образ в сцене в башне с магами в «Хоббите», то наверняка согласитесь, что он получился, хоть и впечатляющим, но не настолько глобально наводящим yжac, как кровавое Всевидящее око, возвышавшееся над огромными просторами.

Впрочем, это согласовалось с сюжетом: в приквеле к «Властелину колец» Некромант еще не успел обрести достаточных сил, чтобы претендовать на всемогущество.

Словом, как ни крути, а выходит, что в голливудском фильме с Оком слегка переборщили – вразрез с книгой Толкиена. Порой даже «терзает смутное подозрение»: а не сделали ли это специально, чтоб получить говорящий символ, который можно припечатывать врагам в реальном мире?

Однако это с большой вероятностью неверно. Просто кино стало настолько популярным, что его (условно) расхватали на символы.

Как неверно и то, будто Джексон в визуализации Ока пытался завуалировать либо Вавилон, либо масонский символ. Конечно, на 100% точно мы утверждать этого не можем. Но, скорее всего, Вавилон и вольных каменщиков здесь пытаются подтянуть за уши только любители конспирологии. Или?..

П. с. Уважаемые читатели, а что думаете о книжном и кино-образе Ока вы?

Ну, а в развитие поднятых вопросов читайте Дзен-статьи о том, какие уже отснятые сцены удалили из кино Джексона правильно, а какие – убрали несправедливо. И о том, что с Саруманом и Сауроном разобрались не Фродо с Гэндальфом, а Сэм с Горлумом… но в разборки зачем-то (зачем??) втянули хоббитов. Ну, и отгадывайте тест «Вспомните ли вы названия из "Властелина колец"?».

#кино #фантастика #культура #фентези #Толкин #Толкиен #фэнтези