Найти тему

Как я по Енисею на теплоходе ходила

Уж не помню, в какой момент моего путешествия прозвучало название «Угрюм-река». Специально поизучала вопрос: какая же река стала прототипом той, что в романе/сериале. Большинство считает, что Нижняя Тунгуска (не путать с Верхней Тунгуской, которая Ангара).

Берега и русло Енисея с палубы теплохода "Александр Матросов"
Берега и русло Енисея с палубы теплохода "Александр Матросов"

Меньшинство считает, что Витим, на котором много порогов и перекатов, описанных в романе.

Но никак не Енисей.

Однако слова Угрюм-река звучат здесь время от времени. Наверное, потому что в Сибири любая река видится угрюмой, опасной, коварной.

Енисей считается самой сложной для судоходства рекой России (слова капитана теплохода). Он очень быстрый — скорость течения от 5-6 до 10 км/ч. Это скорость бегущего человека!

Енисей очень холодный. Когда подходишь к нему, ощущение, будто подходишь к раскрытым воротам гигантского морозильника. А временами по реке плывет комок тумана, небольшой такой, метров 50 длиной, и обдает стоящих на берегу таким холодом, что кажется, будто ты встретил айсберг.

Такими клоками плывет по Енисею туман. Появился и исчез совершенно неожиданно
Такими клоками плывет по Енисею туман. Появился и исчез совершенно неожиданно

Енисей встречает судоводителей двумя порогами. Казачинский и Осиновский. Здесь река пересекает Енисейский кряж, здесь камни, буруны, водовороты, здесь течение бурлящей воды ускоряется до 20 км/ч. Здесь можно сесть на мель, получить пробоину в днище, здесь не каждое судно может подняться вверх по течению. Здесь есть светофор, не позволяющий идти судам навстречу другу другу, здесь работает особый буксир — туер — без которого баржи не могут взобраться почти на 4 метра вверх. Здесь капитан никогда не сходит с мостика, пока судно не пройдет пороги.

Енисей величественный. Почти три с половиной тысячи километров с жаркого сибирского юга до каменных объятий Карского моря. Как пишет википедия,

в его верховьях живут верблюды, в низовьях — белые медведи.

Ширина реки в черте Красноярска превышает полкилометра, а в устье достигает 5 километров. И это самая полноводная река Сибири.

А Сибирь, как известно, делится на Западную и Восточную. Так вот, Енисей — граница между ними.

Енисей чистый. Жители Красноярска пьют его воду, только чуть хлорируя, и не потому что в нем гадость какая водится, а потому, что питьевая вода по трубам течет. И прозрачный, словно юная горная речка.

Был соблазн не только умыться, но и испить
Был соблазн не только умыться, но и испить

По Енисею ходит несколько теплоходов с заоблачными (шестизначными) ценами: «Максим Горький», «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Но это если рассматривать их как круизные лайнеры.

Однако попалась мне как-то заметка о том, что одиннадцатиклассника из поселка Верещагино везли на ЕГЭ в поселок Бор на вертолете — часа три лету, представляете, каково после этого экзамен сдавать?

Значит, автомобильной дороги вдоль реки нет. Стало быть, местные добираются по воде. Но из Красноярска до того же Верещагино 959 км по прямой, на моторке тоже не айс. Так и обнаружилось, что существуют еще и грузопассажирские теплоходы, на которые можно купить билет, словно на поезд дальнего следования.

А вот так пассажиров отправляют на берег, если поселок совсем маленький и на нем нет дебаркадера
А вот так пассажиров отправляют на берег, если поселок совсем маленький и на нем нет дебаркадера

А это уже совсем другие деньги. Причем каюты те же самые, питание то же самое (местные свое берут в дорогу или покупают на остановках), санузел и душевые на этаже (весьма приличные) те же самые. Потому что теплоход тот же. В моем случае это был «Александр Матросов».

Вот он, красавец, во все свои 96 метров, с высокого берега. Синее здание - это дебаркадер, плавучая пристань.
Вот он, красавец, во все свои 96 метров, с высокого берега. Синее здание - это дебаркадер, плавучая пристань.

Интересно, что на теплоходе есть первый и второй класс, а также сидячие места в трюме. Правда, трюм - это не как в кино: бочки, крысы и вода. Нет, трюм - это те же каюты, только без возможности лежать и подниматься на верхние палубы.

Корма на главной палубе. Всего палуб три. Штурвал здесь в качестве экспоната.
Корма на главной палубе. Всего палуб три. Штурвал здесь в качестве экспоната.

Путешествие Красноярск — Дудинка длится четыре дня и три ночи. Кому-то может показаться скучным, но мне в самый раз. Я не могла надышаться чистейшим воздухом, я гуляла по палубам и трапам, я сидела на носу (одеться надо серьезно, особенно если северный ветер в лицо), я читала в каюте. Удовольствие от ощущения скорости теплохода (до 28 км/ч вкупе с течением) непередаваемое!

Такими видами могу любоваться круглосуточно
Такими видами могу любоваться круглосуточно
Подходим к Дудинке. В июле на берегах можно увидеть снег.
Подходим к Дудинке. В июле на берегах можно увидеть снег.

Я наблюдала за швартовкой и спуском мотобота, за тем, как обладатели круизных билетов (тех самых, за шестизначные цифры) катаются на мотоботе, за редкими рыбаками, проходящими навстречу баржами и сплавом леса. Я прошла 1996 км по самой полноводной нашей реке, пересекла три природные зоны, от лесостепи, в которой стоит Красноярск, до лесотундры, в которой стоит Дудинка. Но главное — я пропиталась насквозь, до самой маленькой косточки, величием русской природы.

Нет, Угрюм-река — это совсем в другом месте!

А вы бывали на Енисее?А хотите побывать?

Круизы
6937 интересуются