Несколько статей, в оглавлении которых я четко указала "не про бога, не про веру", пользуются популярностью. Разумеется, в комментарии периодически набегают верующие, ногой открывают дверь и бросаются в бой в защиту даже не знаю чего.
Вдруг читаю в Дзене, что воинствующие безбожники таковые потому, что знают, что бог есть и не могут с этим смириться. Хорошо, значит, воинствующие верующие знают, что бога нет и не могут смириться с этим, задаю вопрос. Ответ мне очень понравился – воинствующих верующих не бывает (опустим крестовые походы, вероятно в них участвовали атеисты), я с этим полностью согласна. То есть все открывшие ногой дверь с криками "какое ваше дело", "не лезь куда не просят", " Вы (чаще "ты") даже Бог пишете с маленькой буквы", " мое дело исповедоваться и причаститься, остальное меня не касается" и т.д, они не верующие ни разу, только притворяются.
Следующая фраза вроде бы верующего человека сразу низвела до атеиста (ведь воинствующих верующих не бывает) – в морду атеистам надо давать спокойно... и т.д. Разговор стал неинтересен – снова притворяющийся, оказалось, показалось, что верующий.
Этот же автор и читатель сказал, что "храмов много не бывает" и "в Москве их не хватает". Отсюда и появилось название этой статьи, очевидно, что храмов требуется столько, чтоб были в шаговой доступности. Наверное, пока еще не так, и именно поэтому пища телесная явно превалирует над духовной – в магазинах людей несравнимо больше, чем в церквях.
В разных храмах бываю нередко, с разными целями, бывает, что в связи с конфессиональной функцией, бывает чаще, не стану скрывать, как в памятнике архитектуры, собравшем коллекцию икон (кроме сокральных смыслов, как не крути, это вид живописи), случается и совмещение интересов. Если не брать большие праздники, Пасху, Рождество, то даже в центральных храмах народу не густо, а уж в небольших дай бог 1-2 человека. Такой парадокс – люди в церкви не ходят, но церквей не хватает по чьему-то мнению. Из той же серии, уже описывала – в Каргополе 2 действующих храма, два ничьих разрушаются, но церкви не нужны, в комментариях написали, что там 400 человек ходят в церковь и двух более чем достаточно. Но Храмов не хватает, диссонанс какой-то...
Попробую разобраться с этим вопросом. Утренние службы идут в основном в промежуток времени с 6-00 до 7-00 (далеко не во всех церквях) и с 9-00 до 10-00. Чтобы попасть на раннюю службу надо встать самое позднее в 5 часов утра. Допустим, человек очень верующий, встал, отстоял час на ногах, а к 8-00 на работу. Не, работа бывает разная, где-то и совсем праздник, но, согласитесь, нечасто. То есть, человек, вдохновленный разумеется, молитвами, приходит на работу тем не менее физически уже подуставшим. Про утренние службы с 9-00 до 10-00 понятно без разъяснений, в это время абсолютное большинство трудится.
Можно взять пример со среднеазиатских мусульман, наводнивших нашу преимущественно православную страну, для них молитва прежде всего, все остальное подождет. Мы именно к этому стремимся? К началу вечерней службы вроде бы большинство уже закончило работу, да вот только и сил не очень осталось. Вы скажете, выходные? Да, молись, не хочу, только кроме церкви ни на что не останется времени, мы хотим в средневековье?
Теперь погружусь в дореволюционное прошлое. Что была церковь тогда? При каждом храме непременно школа, не воскресная, ЦПШ. Да, там штудировали Закон Божий, но и преподавали чтение-письмо-математику-географию и много чего еще. Церкви строили и содержали богадельни, детские приюты, больницы, организовывали общества вспоможения бедным. То есть не молитвой единой жили приходы.
Сейчас есть несколько центров реабилитации наркоманов при подворьях и монастырях, хватит пальцев рук их сосчитать, кое-где возрождаются приюты. И пожалуй все, что могу назвать. Что-то мне подсказывает, что вера никак не коррелируется с количеством храмовых зданий. Понастрой церквей на каждые 500 метров, посещаемость вряд ли вырастет.
Снова экскурс в историю, возможно не все знают. В 1881 году, после трагической гибели Александра II (мне сделали замечание, что нельзя писать порядковый номер императоров арабскими цифрами, не могу сказать почему собственно, но прислушиваюсь), действительно потрясшей всю страну, было учреждено "Общество по распространению религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви". Первым председателем стал настоятель Казанского собора Петербурга Михаил Соколов, после его смерти оба поста занял Философ Орнатский. То есть, организация была более, чем серьезная.
В общество входили как духовные, так и светские лица. Они конечно построили церкви, потом, а начали с иного. Начали с распространения истин православия и нравственности путем проповедей, бесед, лекций. Сначала стали открывать школы и классы, бесплатные библиотеки и читальни, всевозможные братства трезвости, содружества молодежи, кружки законоучителей и противосектантские миссии. Конечно, печатали просветительские газеты, брошюры и книги, и продавали их по очень низким, доступным для самых бедных, ценам (сколько сейчас стоит тоненькая книжулька в церковной лавке, это, конечно, еще далеко не номера телефонов, но все к этому идет, для кого это все продают?) А потом и церкви построили.
Что все же было вначале, слово или здание? "Ведь бог – это просто любовь, любовь – это просто от бога". Может быть современная церковь сначала разбудит верующих, а потом уже храмы в шаговой доступности? Вопросы риторические.
.