Найти в Дзене
Анна Бердникова

Жена очень уязвима в декрете психологически, потому что нет объективных метрик эффективности домашнего труда

Из рабочего процесса: Когда до собственного декрета я слышала фразу об уязвимости женщины в нем, кивала, да, наверное, уязвима, доход падает и все такое. Но всей глубины уязвимости не осознавала. Дело здесь не только и не столько в финансах. В декрет я пошла в 29 лет, после института я отработала почти 8 лет, у меня хорошо складывалась карьера. Я точно знала, что я компетентный специалист, у которого все, что нужно получается хорошо. А уже в роддоме я поняла, что не так сижу, не так лежу, не так дышу. Нет, с грубостью откровенной я, к счастью, не столкнулась, это все какие-то интонации, подтексты, которые кожей чувствуешь. Никто тебя дурой в глаза не назовет на платных родах-то, конечно. Дома, как выяснилось, я тоже некомпетентна: ни запеленать, ни массах с гимнастикой толком сделать не умею. С бытовыми навыками, которыми, как мне казалось, я вполне себе на хорошем уровне обладаю, все сложно оказалось. Даже с тайм-менеджментом, в котором я на работе собаку съела, тоже не все просто ок

Из рабочего процесса:

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Когда до собственного декрета я слышала фразу об уязвимости женщины в нем, кивала, да, наверное, уязвима, доход падает и все такое. Но всей глубины уязвимости не осознавала. Дело здесь не только и не столько в финансах.
В декрет я пошла в 29 лет, после института я отработала почти 8 лет, у меня хорошо складывалась карьера. Я точно знала, что я компетентный специалист, у которого все, что нужно получается хорошо. А уже в роддоме я поняла, что не так сижу, не так лежу, не так дышу. Нет, с грубостью откровенной я, к счастью, не столкнулась, это все какие-то интонации, подтексты, которые кожей чувствуешь. Никто тебя дурой в глаза не назовет на платных родах-то, конечно.
Дома, как выяснилось, я тоже некомпетентна: ни запеленать, ни массах с гимнастикой толком сделать не умею. С бытовыми навыками, которыми, как мне казалось, я вполне себе на хорошем уровне обладаю, все сложно оказалось. Даже с тайм-менеджментом, в котором я на работе собаку съела, тоже не все просто оказалось: пошла с коляской погуляла, в магазин зашла за продуктами, ужин приготовила – день прошел, убрать дома не успела. Перед прогулкой занялась уборкой, ужин приготовить не успела…
Ребенку год – он не говорит слов совсем, только лепечет что-то – в детском развитии что-то недорабатываю?
В общем у меня такое ощущение, что я, как та самая Алиса, бегу-бегу-бегу, а сама даже не уверена, что мне на месте удается оставаться. Как будто, когда ты дома, с ребенком, а не на работе, тебе и опереться даже не на что, абсолютно нет измерителей эффективности, все субъективно. Любой тебя во что угодно может ткнуть носом, и будет прав, потому что объективно ты не можешь привести контраргумент: это не так потому что…
Это для меня и есть центр моей уязвимости, и я в нем застряла.

Да, Вы правы, домашний труд зачастую оценивается невысоко, как раз потому, как Вы очень точно сформулировали: нет измерителей эффективности. Кроме того, домашний труд непрерывен и цикличен, процессуально ориентирован. Вы готовите каждый день – невозможно встать к плите и наготовить на сколько-нибудь длительный период, например, месяц или даже хотя бы неделю. Чтобы можно было сказать: тема готовки выполнена и закрыта в этом квартале.

Такую же цикличность и процессуальность имеют воспитание детей и наведение порядка в доме. Нельзя сделать и нажать клавишу «сохранить».

Объективные метрики отсутствуют, остается опираться на субъективные. Хорошо в таких ситуациях помогает и поддерживает отношение близких людей, которые в трудный момент, когда опускаются руки могут сказать Вам: классная мама – такой у тебя ребенок замечательный, улыбчивый! Или: запеканка у тебя – пальчики оближешь! Слышите такую фразу и с сердца как будто обруч слетает: щелк!

Если и близкие не щедры на поддержку, тогда остается культивировать ее в себе.

У Дональда Винникота есть замечательная книга «Маленькие дети и их матери». В ней врач вводит понятие «достаточно хорошей матери». На это понятие можно опираться, если неловко даже самой перед собой хвалить себя. Ребенку год, значит, Вы уже больше года в декрете, ведете домашнее хозяйство, готовите обеды и ужины, никто не отравился, значит, Вы достаточно хорошая повариха. По дому можно пройти – значит, поддерживается порядок – Вы достаточно хорошая хозяйка. Это из общих соображений.

Еще хорошо помогает стабилизироваться – замечать микродостижения, отмечать их и представлять окружающим. Понимаете, каждый человек сосредоточен на собственных переживаниях, ему нет дела до того, что чувствуют и думают люди вокруг. Поэтому Вас будут воспринимать так, как Вы будете себя представлять, никто (почти никто) не даст себе труд анализировать Ваши слова, искать несоответствия, сопоставлять их. Если Вы представляете развитие ребенка по возрасту как достижение, значит, так и будет: мама – молодец, занимается ребенком, он развивается ого-го как!

Самое главное здесь – договориться с собой: что считать метрикой эффективности и насколько Вы, согласно этой метрике, эффективны. Будете в этом убеждены Вы, окружающие с Вами согласятся. Уязвимость – внутреннее ощущение. Заменить его на ощущение эффективности в Ваших силах.

Анна Бердникова

Записаться на консультацию можно здесь