Найти тему

Битва при Каннах. Полевые лагеря римлян

Интересная дискуссия развернулась на историческом форуме на тему обсуждения битвы при Каннах в 216 году до новой эры, в частности о непонятном бездействии во время сражения 10 000 римских легионеров в большом лагере. Многочисленные комментарии со ссылками на различные источники привели только к большей путанице в изучении данного вопроса. Напомню, что в битве при Каннах численность римской армии оценивается историками примерно в 79 000 человек: 63 000 пехотинцев и 6000 всадников. В двух укрепленных лагерях римлян – большом и малом во время битвы по разным оценкам находилось от десяти до семнадцати тысяч легионеров. В комментариях отдельные авторы утверждают, что помимо десяти тысяч римлян в большом лагере консулы также оставили семь тысяч легионеров в малом лагере. При этом они делают ссылки на публикации российских авторов и некий зарубежный источник в лице Г. Хилари, со слов которого на страницах Википедии говорится, что в двух укрепленных римских лагерях во время сражения находилось 7400 легкой пехоты и 2600 легионеров. Мне было бы крайне любопытно узнать имя античного летописца, у которого данный историк позаимствовал озвученные цифры. В данной публикации я предлагаю рассмотреть возможный вариант развития событий авторов комментариев, в которых говорится, что внезапный удар во фланг карфагенянам 10-тысячного отряда римлян из большого лагеря мог бы внести коренной перелом в ход неудачно развивающегося для римлян сражения.

Основными дошедшими до нас источниками на тему битвы при Каннах являются летописцы Ливий, Аппиан, Плутарх и Полибий. Рассмотрим данный вопрос согласно их повествования, но предварительно я в сокращенном варианте процитирую мнение историка П. Коннолли о ходе битвы: «Полибий четко называет место сражения – около Канн, на южном берегу реки. Офанто много раз меняла свое русло, поэтому сегодня нам бессмысленно искать место сражения, опираясь на ее нынешнее месторасположение… Римляне выступили к Каннам. На второй день они оказались на виду позиций Ганнибала и расположились лагерем примерно в восьми километрах от неприятеля. Изучив окрестности, римляне решили передвинуть лагерь поближе к реке для того чтобы прекратить деятельность карфагенских фуражиров. Но следующее утро Павел перевел одну треть войска через реку, и они встали к востоку от брода примерно в трех километрах от главного лагеря и немного дальше лагеря Ганнибала… Римская конница на обоих флангах бежала. Гасдрубал с конницей напал на легионы сзади. Манипулы были вынуждены развернуться для того чтобы встретить атаку с различных направлений. Римляне ушли так далеко вперед, что отодвинулись от брода, поэтому десять тысяч оставшихся в лагере человек ничем не могли им помочь».

Со слов Ливия мы знаем, что: «Римляне расположились на виду неприятеля двумя лагерями, по обе стороны реки Ауфида. Назавтра Варрон переправился на другой берег Ауфида к меньшему лагерю и соединил все силы римлян вместе. Карфагеняне поспешили последовать примеру врага – перешли реку и построились. Десять тысяч римлян остались охранять лагерь с приказом во время сражения атаковать лагерь карфагенян». После битвы по сообщению летописца: «Семь тысяч римлян бежали в меньший лагерь, десять в больший лагерь».

По Аппиану: «Римляне стали лагерем около одной деревни, называемой Каннами. Ганнибал разбил лагерь напротив римлян… Когда же пали полководцы римлян, они сильным натиском пробились через середину врагов и стали разбегаться в разные стороны. Одни в лагеря, которых было два, куда уже собрались бежавшие до них, и всех их оказалось около пятнадцати тысяч. Из бежавших с поля битвы те, которые собрались в большом лагере, выбрав себе предводителем Публия Семпрония, прорвались силой через охрану, поставленную Ганнибалом, но заснувшую от усталости и около полуночи быстро дошли до Канусия в числе около десяти тысяч. Пять тысяч же собравшихся в меньшем лагере, на следующий день были взяты в плен».

Плутарх скупо дополняет интересующую нас информацию: «Варрон расположился лагерем против Ганнибала на берегу реки Ауфида, вблизи Канн… Число взятых в плен римлян после сражения в обоих лагерях было не меньше десяти тысяч человек». Более подробные сведения, объясняющие нам причину мнимого бездействия 10-тысячного отряда римлян в большом лагере, не оказавшим своевременную помощь попавшим в окружение легионам мы находим у Полибия:

«На следующее утро Луций (Луций Эмилий Павел) с двумя третями войска расположился станом возле реки, именуемой Ауфидом. Третью часть войска он расположил по другую сторону реки, к востоку от места переправы, стадиях в десяти (1.85 километра) от собственной стоянки и немного дальше от неприятельской. Ганнибал возвел частоколы и расположился лагерем на том самом берегу, где находилась и стоянка неприятеля. Между тем Гаий (Гай Теренций Варрон), очередь которого в главнокомандовании наступила на следующий день, разом двинул войска из обоих лагерей. По мере того как воины из большого лагеря переходили реку, он тут же строил их в боевую линию, потом присоединял к ним воинов из другого лагеря. В это время Ганнибал переправил через реку копейщиков и выстроил их впереди войска. Остальные войска он вывел из окопов и, переправивши через реку в двух местах, выстроил против неприятеля».

И уже в самом конце своего рассказа о битве при Каннах Полибий дает нам главную подсказку, на которую не обратили должного внимания ни П. Коннолли, ни один из авторов комментариев на историческом форуме: «Взятые в плен римляне были в стороне от сражения по такому поводу. Луций оставил у своей стоянки десять тысяч пехоты с тем расчетом, чтобы они, если Ганнибал не позаботится об охранении лагеря и выведет в поле все войска, напали на неприятельский обоз во время битвы и завладели им. Если же Ганнибал, предугадывая будущее, оставит в лагере значительный гарнизон, то настолько же уменьшатся силы неприятеля для решительной битвы. Пленение римлян произошло приблизительно при таких обстоятельствах: достаточно сильный гарнизон был оставлен Ганнибалом у стоянки, и лишь только началась битва, римляне согласно сделанному распоряжению повели приступ против воинов, оставленных в карфагенских укреплениях. Первое время карфагеняне выдерживали натиск одни, а когда положение их стало трудным, явился Ганнибал, который везде уже покончил со сражением, теперь помог своим, обратил римлян в бегство и запер их в собственной стоянке. При этом две тысячи неприятелей было убито, все прочие взяты в плен».

Таким образом, авторитетный историк П. Коннолли не прав, говоря о том, что десять тысяч римских легионеров большого лагеря не помогли во время сражения пробиться из окружения своим соплеменникам по причине удаления легионов в ходе сражения от брода реки. Во-первых, река Ауфид не так полноводна, чтобы ее нельзя было при желании перейти в любом месте. Согласно сведениям летописцев на трехкилометровом участке возле Канн река имела как минимум три брода. Во-вторых, 10-тысячный отряд римлян в большом лагере выполнял поставленную консулами задачу по взятию укрепленного лагеря карфагенян и даже не планировал оказать своевременную помощь гибнущим в окружении легионерам. Лагерь карфагенян находился на возвышенном месте, и был основательно укреплен частоколом и рвом. Поэтому для его взятия потребовалось длительное время, и в ходе приступа у легионеров отсутствовала возможность интересоваться положением дел на основном участке ведения боевых действий.

По моему мнению, решение консулов захватить во время сражения лагерь неприятеля, было принято не целью овладеть неприятельским обозом, а лишить возможности карфагенян в случае поражения отступить в укрепленное место. Без надежного укрытия на открытой местности в случае неудачного исхода битвы армия Ганнибала становились легкой добычей римлян.

Я не согласен с утверждением отдельных авторов, которые в своих статьях и картографических схемах дополнительно оставляют во время битвы в малом римском лагере от 5000 до 7000 легионеров, так как об этом нет упоминания в хрониках летописцев. В таком случае мне абсолютно не понятна причина их нахождения в лагере, на который карфагеняне при всем желании не могли совершить попытку нападения в отличие от находившегося на другом берегу реки большого полевого стана.

Карта битвы при Каннах, исполненная подписчиком Петром У.
Карта битвы при Каннах, исполненная подписчиком Петром У.
Карта битвы при Каннах с указанием 10 000 и 5000 легионеров в большом и малом римском лагерях
Карта битвы при Каннах с указанием 10 000 и 5000 легионеров в большом и малом римском лагерях
-3
Река Офанто
Река Офанто
Река Офанто
Река Офанто
Река Офанто
Река Офанто
-7
-8