Находясь на вершине достижений, олимпийцы тренировались всю свою жизнь, чтобы достичь своей цели — оказаться на пьедестале победителя. Олимпийские спортсмены не только доводят свои тела до почти идеального состояния, но и оттачивают свой разум. Сила духа, сосредоточенность и стойкость не приходят без усилий, даже к лучшим спортсменам мира. Исследователи изучали олимпийцев десятилетиями и обнаружили, что у них есть некоторые общие черты, привычки и качества, которые вы тоже можете использовать для развития мышления победителя.
Психолог Джефф Браун, доцент клинической медицины Гарвардской медицинской школы и соавтор книги «Мозг победителя: 8 стратегий, которые великие умы используют для достижения успеха», напоминает нам о простых и банальных вещах, о которых мы постоянно забываем.
«Вы должны двигаться — работа мозга улучшается, если вы двигаетесь. Это одно из лучших дел, которые вы можете сделать для своего мозга», — пишет Джефф Браун. «И вы должны спать — сон имеет решающее значение для консолидации памяти и обучения».
«Мозг победителя не рассчитан на быстрые решения. Вам нужно лелеять свой мозг и заботиться о нем». «Вы должны кормить его хорошими жирами, такими как омега-3. Ваш мозг — это 3 фунта, которые вы не хотите терять», — считает Браун, спортивный психолог Бостонского марафона.
Рассматривайте стресс как позитивное явление
По словам другого спортивного психолога Дэна Гулда, бывшего директора Института изучения юношеского спорта и почетного профессора кинезиологии Мичиганского государственного университета, многие олимпийцы, особенно те, кто достиг больших успехов, воспринимают стресс как вызов, а не как нечто, чего следует бояться. За свою карьеру, он консультировал Олимпийский комитет США и Ассоциацию тенниса США и изучал олимпийцев на протяжении десятилетий.
«Исследования, проведенные среди профессиональных пловцов в Англии, все из которых были способны к плаванию, показали, что пловцы, показавшие лучшие результаты, считали стресс скорее способствующим, чем ослабляющим», — сказал он.
«Любой элитный спортсмен знает, что будет давление, и лучшие спортсмены научились воспринимать это как вызов, либо методом проб и ошибок, либо работая над ментальной подготовкой, например, оставаясь в настоящем. Это имеет много последствий для каждого», — считает Гулд.
Известный эксперимент, опубликованный в январе 1998 года (Защитные и повреждающие эффекты медиаторов стресса), изучал, как люди воспринимают стресс, и обнаружил, что риск преждевременной смерти вырос на 43% для людей, которые воспринимали стресс негативно. Те, кто воспринимал стресс позитивно, имели самый низкий риск смерти среди всех участников исследования, даже ниже, чем люди, сообщавшие об очень небольшом стрессе. Исследователи пришли к выводу, что людей убивает не стресс. Это сочетание стресса и убеждения, что стресс вреден.
Научитесь приходить в норму
Многие из самых стойких и выносливых спортсменов имеют историю преодоления невзгод в прошлом. Это может быть личные или профессиональные проблемы, болезнь или даже смерть близкого человека.
«Очень сложно развить устойчивость, если вам не бросали вызов», — считает Гулд. «Если я защищал вас всю жизнь и никогда не позволял вам разбираться во всем самостоятельно, вы обязательно будете испытывать стресс, когда столкнетесь с препятствием».
Устойчивость — это часть нас, которая позволяет нам подниматься каждый раз, когда нас сбивают с ног. Истории наших и зарубежных олимпийских чемпионов доказывают, что они действительно хорошо справляются со стрессом и намного более устойчивы, чем люди, которые никогда не терпели провал. Связь между трудностями и максимальной умственной работоспособностью настолько сильна, что современные спортивные тренеры используют «тренировки под давлением», чтобы помочь своим спортсменам подготовиться к соревнованиям. Цель: отработать все возможные проблемы, с которыми может столкнуться умственная или физическая деятельность, а затем исправить их.
«С разрешения спортсмена тренер усиливает давление, как будто-то заражая вас болезнью страха, а затем позволяет вашим антителам накапливаться и обрести психологическую устойчивость», — делится Гулд. «Затем тренер ставит спортсмена во все более сложные ситуации, в которых ему нужно вызвать выработку этих антител».
Намеренное совершение ошибок развивает внутренний голос, который может немедленно сказать: «Ладно, я уже совершал эту ошибку. Вот как ее исправить». У олимпийских спортсменов, способность восстанавливаться должна быть такой же хорошей, как и способность выступать.
Изгоните неуверенность в себе
По словам Гулда, в умах спортсменов-олимпийцев нет места сомнениям.
«Они должны верить, что способны хорошо выступить, иначе они уже дали конкурентам преимущество», — считает Гулд. «Они должны выйти на мероприятие с полной уверенностью».
Олимпийцы часто чувствуют себя невероятно уверенными в себе, поскольку они потратили сотни или даже тысячи часов на отработку своих результатов и на то, чтобы извлечь уроки из неудач. Это то, что мозгу нужно для хорошей работы, потому что вы создаете те нейронные пути, которые позволяют вам быть точными. Это своего рода мышечная память для мозга.
Эксперты утверждают, что существует ряд инструментов, которые спортсмены и их тренеры могут использовать для развития психологической устойчивости, например, внутренний диалог, воображение, визуализация и осознанность.
«Олимпийцы занимаются тренировкой осознанности, где они стараются не судить и не беспокоиться, а просто оставаться в настоящем моменте», — делится Гулд. «У них могут быть определенные фразы для внутреннего диалога, например: «Доверься своей подготовке» или «Я уже попадал в такие сложные ситуации, следуй плану».
Еще один инструмент — визуализация. Олимпийские лыжники идут по трассе, планируя свои движения, затем оттачивают их до совершенства на практике, прежде чем визуализировать это безупречное выступление непосредственно перед событием.
«Вы учитесь верить в это благодаря повторению и постоянному внутреннему совершенствованию — не в сравнении с конкурентами, а внутри себя», — считает Гулд.
Регулируйте свои эмоции
Гулд отметил, что эмоциональная регуляция так же важна, как физическая или умственная подготовка.
«У каждого из нас есть набор эмоций, которые, как мы считаем, важны для нас, чтобы проявить себя наилучшим образом: я уверен, но не слишком самоуверен. Я тревожусь, но это хорошая тревога. Может быть, я немного боюсь, но это не подавляет», — считает Гулд.
Существует оптимальное сочетание подобных эмоций, которое позволяет вам работать на пике своих возможностей, но вам нужен термостат — способ регулировать эти эмоции, когда это необходимо.
Проверенная техника, чтобы успокоиться, основана на глубоком дыхании, но есть и другие тактики, которые могут быть столь же эффективны. Некоторые спортсмены надевают резинку на запястье и щелкают ею, когда хотят вернуться в нужное состояние, что является формой заземления.
Практикуйтесь, пока это не станет рутиной
Эксперты утверждают, что выдающиеся спортсмены не только тренируются до тех пор, пока физические навыки не станут почти врожденной физической реакцией, но и часто совершают особые ритуалы перед каждым соревнованием.
Процедуры действительно важны. Спортсмены могут разминаться одинаково, они могут всегда представлять, что идеально справляются с выступлением, некоторые даже рассказывают анекдоты за 60 секунд до начала выступления.
«Спортсмены, которые показывают хорошие результаты, особенно под давлением, придерживаются своей программы. Спортсмены, которые показывают плохие результаты, по какой-то причине отклоняются от этой программы», — считает Гулд.
Не только физическая готовность нуждается в рутине. Тренеры по выступлениям часто помогают спортсменам подготовиться к любым чрезвычайным ситуациям или задержкам, которые могут возникнуть перед выступлением. К примеру, при опоздании, спортсмен может начать разминку прямо в автобусе или сократить разминку до необходимого минимума упражнений. А затем сделать что-то, чтобы успокоиться, например, глубоко дышать или произнести определенные фразы для внутреннего диалога.
Сосредоточьтесь на процессе
Лучшие исполнители не могут позволить себе отвлекаться, когда наступает время большого события. Опять же, важно определить любые триггеры, с которыми вы можете столкнуться, и испытывать их во время практики, пока они не отойдут на второй план.
«Спортсмены должны быть готовы к отвлекающим факторам, таким как шум толпы, чей-то смех, даже шутка, рассказанная поблизости», — считает Гулд. «Мы будем вводить отвлекающие факторы во время тренировок, такие как безумные громкие звуки через громкоговорители, чтобы позволить им практиковать сохранение концентрации и эмоционального контроля».
Некоторые называют это «нахождением в зоне», когда всё, кроме текущей задачи, исчезает. Например, олимпийский пловец сосредоточится на технике, необходимой для установления мирового рекорда, например, на количестве гребков и положении рук в воде. Когда наступает стресс, они сосредотачиваются на том, что могут контролировать, то есть на процессе, который им необходимо выполнить для достижения цели.
«Когда вы сталкиваетесь с одним из самых важных событий в своей жизни, лучшие спортсмены не сосредотачиваются на результате, они сосредотачиваются на процессе, необходимом для достижения своей цели», — считает Гулд.
Сейчас в Париже на олимпийских играх присутствуют тысячи олимпийцев, и большинство из них приехали на Игры относительно неизвестными. Чьи-то достижения уже стали настолько новаторскими, а имена нарицательными, что они определенно вписали своё имя в историю. Многим из нас, не обязательно иметь прекрасную физическую форму и побеждать на олимпийских играх, чтобы вписать своё имя в историю. В конце концов, у каждого из нас своя история, и только нам решать, как она будет звучать. Надеюсь статья будет вам полезна, и вы сможете написать искромётную историю, где вы чемпион/ка и победитель/ница по жизни.
Александра Кочергина | психолог | executive коуч | бизнес-трекер Подписывайтесь, здесь всё о том, как стать успешным и счастливым в современном мире. Ставьте лайки и рекомендуйте друзьям-это важно для нас с алгоритмами, чтобы статью увидело как можно больше хороших людей. Всегда ваша, Александра Кочергина
Запись на встречу в шапке профиля