Нормальный, здоровый микроклимат в коллективе - одно из главных условий карьерного роста! Айтишники тоже вынуждены работать в команде и по роду своей деятельности общаться с самыми разными по характеру людьми.
Если ваш коллектив как одна семья, вы помогаете и поддерживаете друг друга, то считайте что вам крупно повезло. В таком коллективе сделать карьеру или просто набраться опыта новичку будет в разы проще. Но бывает и по другому!
Бывает, например, что вы говорите с коллегой и чувствуете себя не совсем нормально, хотя все вроде бы идёт как обычно? Вот просто каким-то шестым чувством чувствуете подвох или скрытый негатив исходящий от него в вашу сторону.
Возможно, на вашей работе есть токсичные люди со сложным характером? Им нужно научиться давать отпор или менять место работы. Хуже всего если такой человек - ваш непосредственный начальник. Тогда, смена места работы это единственный правильный выбор.
Как и по каким признакам определить то, что в вашем коллективе "нездоровая" обстановка? Внимательно понаблюдайте за коллегами. Существуют признаки, которые на это указывают. Посчитайте, сколько их у вас совпало и сделайте выводы.
Признаки "нездорового" коллектива
Начальник-самодур
Самый тяжелый случай! доказывать что-то, бороться, пытаться подстроиться или понравится - бесполезно! Самодур сам до конца не понимает чего он захочет от вас завтра и в каком настроении он явится на работу. Виноваты у него всегда подчиненные.
Признаки начальника-самодура:
- Вспыльчивость и неумение нормально общаться с подчиненными. Для самодура орать на подчиненных - обычная практика, норма.
- Регулярное нарушение ваших личных границ. Может проявляться в виде звонков в нерабочее время, вызовов поработать во время отпуска, попытке заставить вас сделать работу, за которую вам не платят и т.д.
- Неумение признавать свои ошибки. Такой будет всегда прав и сделает виноватым любого, но никогда не признается в своей неправоте.
- Тотальный контроль своих подчиненных. Иногда может доходить до абсурда.
- Эгоизм. Может проявляться в полном игноре банальных человеческих просьб или требований сотрудников. Любому из нас хочется, чтобы в нем видели человека и относились по человечески, даже на работе. То так бывать не всегда.
Руководство считает ваши переработки нормой
Очередной тезис в копилку «семейных» коллективов, где в ответ на фразу об усталости можно услышать: «Мы тут все так работаем!». Не вы один устали, потерпите.
Если руководство никак не поощряет постоянные переработки, а только возводит их в ранг обычного дела, подумайте: готовы ли вы жертвовать временем ради того, чтобы угодить такому горе-управленцу, который решил распоряжаться вашей жизнью (в том числе и личной) под прикрытием корпоративных ценностей. Оно вам надо?
Токсичный коллектив. Все постоянно обсуждают друг друга
В принципе, сплетни есть в любом коллективе, но отделять рабочее от личного — здоровый подход, ведь любую новость могут подхватить и передавать другим, искажая факты. Это никому не понравится!
Подобных коллективов большинство в нашей стране. И не важно, мужской он или женский. Основная причина "токсичности" - культивирование личных отношений там, где должны быть производственные. Пренебрежение служебной этикой и субординацией.
Всё это обычно и делается с подачи руководства. Рыба как всегда гниёт с головы. Склоки в коллективе на руку большинству современных работодателей (эффективных менеджеров), потому что облегчают им их начальственные задачи.
Принцип: разделяй и властвуй. Управлять производственным процессом - это большой труд и ответственность. Куда легче и приятнее командовать людьми. Раздавать приказы, штрафовать, наказывать, держать в узде, шантажировать увольнением.
И ещё очень приятно этим "руководителям" со стороны наблюдать за ссорой сотрудников и ждать, кто кого одолеет, как на спортивной арене. Сплочённый коллектив - угроза начальству. Он способен отстаивать свои права. А люди, вымотанные бесконечными конфликтами не способны уже даже замечать, что их превратили в рабов.
Подаётся это всё под соусом заботы руководства о подчинённых, потому что "производственные отношения сухие и бездушные, а вот личные - это здорово, кто ещё поймёт и поможет, как не коллектив".
Большинство сотрудников, особенно новичков неопытных клюют на эту наживку и соглашаются на личные отношения. Многие даже не в курсе, что оказывать помощь в рабочих вопросах и курировать новичков - это обязанность руководителя, а не его добрая воля. Мне довелось работать в разных коллективах.
К сотрудникам начальство хорошо относится только на бумаге
У многих компаний есть сайты, на которых хочется написать о себе много красивых слов — про корпоративную культуру, открытость и атмосферу.
Хорошо, когда эти слова соответствуют действительности, а не вызывают у сотрудников приступ смеха. Ведь часто в компаниях, которые пишут про прозрачность процессов, сотрудники не знают своих непосредственных обязанностей и отвечают за всё подряд, а значит ни за что.
А там, где есть так называемая открытость, на директора боятся даже посмотреть, не говоря уже о том, чтобы возразить ему.
Вами манипулируют, когда спрашиваете о зарплате
Если вы небезосновательно считаете, что достигаете хороших результатов в работе и заслуживаете прибавки к зарплате, грамотный и умный управленец это отметит. Он будет думать примерно так: "Этот специалист знает себе цену и хочет развиваться именно здесь, а не уходить к конкурентам". Начальник-самодур думать так не будет никогда!
Иногда вперёд этого ваш руководитель может ставить личные убеждения. Например о том, что молодой сотрудник сначала должен лет 5 отработать без повышения, чтобы его заслужить. Или о том, что говорить о деньгах — невежливо, потому что работать надо за идею.
Только вот те, кто так говорит, сами почему то работают совсем не за идею, а за зарплату покрупнее, чем у тех, кому они это втирают.
Многие сотрудники тоже почему то думают, что говорить о деньгах с начальством неприлично и чувствуют себя при этом неудобно.
Не хотят вникать в вашу работу
Людей нанимают для того, чтобы каждый отвечал за свой фронт работы. Но управленцы могут не вникать в обязанности своих сотрудников, а только ждать быстрых результатов.
Их любимые фразы — «а что там сложного» и «нам надо вчера». Расставить границы решится не каждый: ответственные сотрудники могут думать, что проблема — в них. Подумайте, не торопят ли вас без причины?
Вывод
Совпало более двух пунктов или вы вдруг обнаружили еще какие-то пункты, которых нет в этой статье? Возможно, вам стоит сменить работу, и не на такую же, а должностью повыше?
На самом деле, вырасти в зарплате и работать там, где нравится можно. Сейчас для этого есть все условия. но вначале вы должны научиться уважать себя и перестать давать другим вытирать о себя ноги. Потом, понять какая профессия вам больше всего подходит, если цель - сменить сферу деятельности.
Не можете разобраться сами или не до конца уверены - пройдите бесплатную профориентацию, которая поможет вам определиться с профессией и разобраться со своими сильными и слабыми сторонами. Вот несколько вариантов:
- Бесплатный онлайн-тест на профориентацию от Skillbox с практикой по 4 профессиям, которые окажутся ближе всего вам по результатам теста.
- IT-рентген от SkillFaktoryI-бесплатная профориентация для всех, кто хочет узнать, какая профессия в it ему подходит.
Если ваша профессия вас полностью устраивает и цель только сменить место работы/коллектив, то все еще проще. Наберитесь смелости и меняйте. Возможно стоит рассмотреть удаленный формат работы, если ваша профессия это предполагает.
Не нужно тратить годы своей драгоценной жизни на то, чтобы работать там, где вас никогда не оценят по достоинству и где вы никогда не сделаете карьеру. Жизнь одна! Другой не будет!
Подписывайтесь на наш телеграмм, в котором мы публикуем анонсы новых курсов, новости, акции и скидки на обучении более чем 50 российских онлайн-школ и вы всегда будете в курсе того, что происходит на российском рынке онлайн-образования!
Реклама. Информация о рекламодателях по ссылкам в статье.