Венецианский карнавал – одно из самых знаменитых событий в мире. Сейчас это – грандиозный праздник, который захватывает целый город. Его насыщенная история уже неотделима от богатой и самобытной культуры Венеции – живописного города, который не оставляет равнодушным. Конечно же, Венецианский карнавал не всегда был именно таким; в нём сочетаются традиции, которые складывались столетия назад ещё в эпоху Возрождения, и особенности современного времени. Шемякин Дизайн посвятит в некоторые интересные тонкости вопроса, которые известны только исследователям и большим любителям Венецианского карнавала – например таким, как Михаил Шемякин, который с 1992 обязательно посещает его каждый год.
Исторические корни карнавала
Условно историю карнавала можно разделить на два этапа: «исторический» и «современный». Официально карнавал был узаконен в 1162 году, а последний исторический карнавал был проведён в 1797 году; завоевание Венеции Наполеоном положило конец многим важнейшим традициям грандиозного события. В том или ином виде маскарады продолжали проводиться почти каждый год. Только в 1867 году Венецианский карнавал был восстановлен официально и начал возрождаться. А в 1967 году он приобрёл свой нынешний вид и размах.
Но не стоит тосковать по прошлому: как показывает опыт истории, время способны пережить только самые важные и интересные традиции. Возможно, карнавал прошлого был бы для нас слишком церемонным, символичным и таким же абсурдным, как мы сейчас воспринимаем картины Иеронима Босха (которые в среднем на 200 лет младше Венецианского карнавала). В XII веке площадь Сан-Марко представляла собой обычное дикое поле, на которой часто устраивались встречи, стихийные собрания, размещались ярмарки и уличные представления. Тогда же постепенно начала складывать традиция порой прятать своё лицо под «маскереттой» - маленькой масочкой, которая могла предложить немного анонимности в глазах случайных прохожих.
Маски, которые носят люди
Именно эти две традиции – уличные театры и маски – до сих пор являются главными ингредиентами яркого карнавального коктейля. Костюмы, которые скрывали лица и наряды, уравнивали простолюдин и аристократов; в период карнавала даже дожи, правители Венеции, могли скрыться в толпе незамеченными. При этом существовали определенные типажи масок и персонажей, в которых можно было переодеться. Одна из первых форм – «баута», закрывавшая лицо до рта и имевшая анатомические черты лица; «гатто» – маска в форме кошачьей мордочки; маска шута, которая венчается хвостами с бубенчиками; «вольто», или маска горожанина – простая овальная маска, повторяющая черты лица. Её аналог «маска Дамы» – анатомическая маска женского лица, как правило богато украшенная – хотя и является символом Венецианского карнавала, на самом деле очень современна.
Со временем помимо характерных масок появились и характерные персонажи. Большинство из них происходило из комедии del arte – уличного народного театра. В мир их сюжетов и образов мы погрузимся в следующий раз.
Отголоски карнавала резонируют во многих сериях Михаила Шемякина. Например, коллажи из красных лепестков в серии «Гербарий», в общем создают впечатление особого оттенка «венецианский красный», который напоминает о кирпичных фасадах палаццо, украшенных к карнавалу. Эти произведения – одни из самых завораживающих в серии – использованы в коллекции «Симфония цвета» Шемякин Дизайн. Сотрудничество с художником и высокие стандарты производства позволяют сохранить этот самый венецианский оттенок в каждом изделии бренда.
Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»