Найти тему
Шемякин дизайн

Венецианский карнавал: роскошь, упадок, вечность | Часть 1

Оглавление

Венецианский карнавал – одно из самых знаменитых событий в мире. Сейчас это – грандиозный праздник, который захватывает целый город. Его насыщенная история уже неотделима от богатой и самобытной культуры Венеции – живописного города, который не оставляет равнодушным. Конечно же, Венецианский карнавал не всегда был именно таким; в нём сочетаются традиции, которые складывались столетия назад ещё в эпоху Возрождения, и особенности современного времени. Шемякин Дизайн посвятит в некоторые интересные тонкости вопроса, которые известны только исследователям и большим любителям Венецианского карнавала – например таким, как Михаил Шемякин, который с 1992 обязательно посещает его каждый год.

Михаил Шемякин и Анвар Либабов в костюме Петрушки (по эскизу Михаила Шемякина). 2000-е.
Михаил Шемякин и Анвар Либабов в костюме Петрушки (по эскизу Михаила Шемякина). 2000-е.

Исторические корни карнавала

Условно историю карнавала можно разделить на два этапа: «исторический» и «современный». Официально карнавал был узаконен в 1162 году, а последний исторический карнавал был проведён в 1797 году; завоевание Венеции Наполеоном положило конец многим важнейшим традициям грандиозного события. В том или ином виде маскарады продолжали проводиться почти каждый год. Только в 1867 году Венецианский карнавал был восстановлен официально и начал возрождаться. А в 1967 году он приобрёл свой нынешний вид и размах.

Но не стоит тосковать по прошлому: как показывает опыт истории, время способны пережить только самые важные и интересные традиции. Возможно, карнавал прошлого был бы для нас слишком церемонным, символичным и таким же абсурдным, как мы сейчас воспринимаем картины Иеронима Босха (которые в среднем на 200 лет младше Венецианского карнавала). В XII веке площадь Сан-Марко представляла собой обычное дикое поле, на которой часто устраивались встречи, стихийные собрания, размещались ярмарки и уличные представления. Тогда же постепенно начала складывать традиция порой прятать своё лицо под «маскереттой» - маленькой масочкой, которая могла предложить немного анонимности в глазах случайных прохожих.

Пьеро Лонги. Игорный дом. 1720-1790. Источник изображения: rijksmuseum.nl
Пьеро Лонги. Игорный дом. 1720-1790. Источник изображения: rijksmuseum.nl

Маски, которые носят люди

Именно эти две традиции – уличные театры и маски – до сих пор являются главными ингредиентами яркого карнавального коктейля. Костюмы, которые скрывали лица и наряды, уравнивали простолюдин и аристократов; в период карнавала даже дожи, правители Венеции, могли скрыться в толпе незамеченными. При этом существовали определенные типажи масок и персонажей, в которых можно было переодеться. Одна из первых форм – «баута», закрывавшая лицо до рта и имевшая анатомические черты лица; «гатто» – маска в форме кошачьей мордочки; маска шута, которая венчается хвостами с бубенчиками; «вольто», или маска горожанина – простая овальная маска, повторяющая черты лица. Её аналог «маска Дамы» – анатомическая маска женского лица, как правило богато украшенная – хотя и является символом Венецианского карнавала, на самом деле очень современна.

Со временем помимо характерных масок появились и характерные персонажи. Большинство из них происходило из комедии del arte – уличного народного театра. В мир их сюжетов и образов мы погрузимся в следующий раз.

Палантин из мериноса «Венеция. Фиолетовый». Коллекция Симфония цвета
Палантин из мериноса «Венеция. Фиолетовый». Коллекция Симфония цвета

Отголоски карнавала резонируют во многих сериях Михаила Шемякина. Например, коллажи из красных лепестков в серии «Гербарий», в общем создают впечатление особого оттенка «венецианский красный», который напоминает о кирпичных фасадах палаццо, украшенных к карнавалу. Эти произведения – одни из самых завораживающих в серии – использованы в коллекции «Симфония цвета» Шемякин Дизайн. Сотрудничество с художником и высокие стандарты производства позволяют сохранить этот самый венецианский оттенок в каждом изделии бренда.

Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»