Найти в Дзене
Исторический понедельник

Ракетный удар по Стамбулу допустил греческий генерал. Как Турция, сильно ослабленная экономически, может этому противостоять?

В 2022 году греческий генерал в отставке Яннис Эгольфопулос призвал нанести ракетный удар по Стамбулу и разрушить расположенные в этом древнейшем греческом городе мосты между Европой и Азией. Ясно, что отставной генерал – «это другое», тем не менее, это все же генерал со своими представлениями о войне и с огромным авторитетом в армии. В декабре 2023 года президент Турции, подсчитав многомиллиардные убытки от случившегося в начале года землетрясения, и поехал в Грецию мириться, потому что понимал, что в нынешнем своем положении Турция очень уязвима не только в экономическом плане, но и в военном. Но геополитика меняется, поэтому сегодня уже никакие мирные договоры не защитят никакую страну, если она станет на пути сильных мира сего. А многие аналитики начинают считать, что ранее более слабая Греция очень быстро становится сильнее, особенно учитывая, что у нее гораздо больше военных союзников, чем у Турции.

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время совместной пресс-конференции по итогам встречи
Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время совместной пресс-конференции по итогам встречи

Недавно я познакомился с одним турком Ахметом, который работает в Москве на разных ударных стройках и делает активные движения в сторону получения российского гражданства для себя и своей семьи. До 2023 года он жил в Стамбуле, но потом переехал в Синоп, подальше от центров цивилизации, но не потому, что в провинции жизнь гораздо дешевле, а из-за военной угрозы.

Интересно, что о какой-то военной угрозе для Турции я узнал только от него, всегда считая ее какими-то фантазиями, но оказалось, что многие турки этой проблемой озабочены очень сильно.

Принципиально, хотя и теоретически, угроза для Турции имелась всегда после того, как Первая мировая война разрушила Османскую империю, в 20-х годах прошлого века Греция вполне серьезно собралась оттяпать у нового турецкого государства всю его западную часть вместе со Стамбулом, но позорно проиграла. Правда, за ней были оставлены очень многие острова у берегов Турции, что, в свою очередь сильно не устраивало турков. Вот как раз с тех самых пор между Грецией и Турцией существуют такие напряженные отношения, что они в любой момент готовы перерасти в войну.

На этой карте можно увидеть греческие острова у побережья Турции - закрашены, как и Греция, зеленым
На этой карте можно увидеть греческие острова у побережья Турции - закрашены, как и Греция, зеленым

То есть турки хотят вернуть острова, которые серьезно ограничивают их присутствие в Эгейском море, а греки не отказались от мечты отвоевать всё, что некогда у них отняли османы, в том числе и древний греческий Константинополь. И проблема эта не решится никакими переговорами или улучшением отношений между государствами, потому что она трижды принципиальная, и уже совсем не теоретическая.

Ну, война все откладывается и откладывается, и каждый раз по разным причинам. То Турция вступила в НАТО, то оказалось, что греческие вооруженные силы в сравнении с турецкими сильно слабые, то еще что-то.

Вверху - Византийская империя до захвата турками Константинополя, внизу - Османская империя во время наивысшего пика своего расширения
Вверху - Византийская империя до захвата турками Константинополя, внизу - Османская империя во время наивысшего пика своего расширения

Правда, обе стороны попробовали свои силы в 1974 году, когда начали войну друг с другом на Кипре. Эта война закончилась разделом Кипра на греческую и турецкую части, на том все и закончилось. Но турки недовольны тем, что им досталась всего треть острова, а это еще один повод к непримиримым отношениям со своим эгейским соседом.

Однако проблема возврата исконных греческих земель в самой Турции гораздо более нервирующая. Пока существовал установленный после Второй Мировой войны миропорядок, туркам не было о чем беспокоиться, но вот пару лет назад этот миропорядок нарушился, и теперь возможность передела мира приблизилась к своей наивысшей вероятности.

И это уже не игрушки. Любая сторона – Греция или Турция, - может начать осуществлять свои исторические претензии в любой момент, и этому не сможет помешать уже никто. И когда в 2022 году греческий генерал Яннис Эгольфопулос призвал нанести ракетный удар по Стамбулу, мой турецкий знакомый Ахмет понял, что пора собирать манатки и переселяться туда, куда греческие ракеты вряд ли долетят.

Рисунок, относительно хорошо иллюстрирующий ракетную проблему для Стамбула, о которой заявил греческий генерал Яннис Эгольфопулос
Рисунок, относительно хорошо иллюстрирующий ракетную проблему для Стамбула, о которой заявил греческий генерал Яннис Эгольфопулос

Ясно, что генерал, сделавший это громкое заявление – отставной, но если кто не знает, то в любой армии даже отставные генералы имеют огромный авторитет и могут влиять на события весьма определенно. Не надо забывать, что гражданское руководство Греции, давно потерявшее доверие у населения из-за ряда финансовых и экономических кризисов, держится в основном на армии, и потому должно учитывать все ее пожелания.

То же самое касается и Турции, которая сегодня привела свою армию и флот в полную боевую готовность из-за конфликтов со своим соседом, который, по мнению турецких генералов и адмиралов, нарушает все договоренности касательно островов у берегов Турции. И когда министр обороны Греции Никос Дендиас уже недавно заявил о коренной модернизации греческой армии и флота, гастарбпйтер Ахмет наконец-то сообразил, что пора уносить ноги вообще из Турции.

Конечно, у него имеются какие-то возможности уехать в Европу, но он человек наблюдательный, и прекрасно видит, куда эта Европа катится. К тому же его соотечественники, проживающие в Берлине, не советуют ему приезжать в Германию, потому что работы нет уже и для коренных немцев, а новоприбывшие турки даже пособия не получат.

Появившаяся во французской газете 16 мая 2023 года карта, на которой многие греческие острова показаны турецкими. По мнению многих политологов, это было сделано французами специально, чтобы еще больше раздуть вражду между Грецией и Турцией с целью дальнейшей эскалации конфликта
Появившаяся во французской газете 16 мая 2023 года карта, на которой многие греческие острова показаны турецкими. По мнению многих политологов, это было сделано французами специально, чтобы еще больше раздуть вражду между Грецией и Турцией с целью дальнейшей эскалации конфликта

Но Ахмет уже довольно хорошо устроился в России, и ему нет никакого смысла присматриваться к каким-то другим «хлебным» местам. В Турцию ему возвращаться не хочется, особенно учитывая, что отношения с Грецией накаляются все больше, и ракетных ударов, разрекламированных генералом Эгольфопулосом, можно ждать в любую минуту. А чем все закончится – вообще неясно, потому что греки, как и турки – народ по-восточному импульсивный, а НАТО уже не имеет того влияния на некоторых слишком амбициозных своих членов, как прежде.

Ну, после рассказа Ахмета я начал интересоваться тем, что же на самом деле происходит в отношениях Греции и Турции. Оказалось, что все еще более серьезней, чем можно было бы предполагать. В прошлом году президент Турции Эрдоган ездил в Грецию улучшить отношения между государствами, но и так ясно, что это просто жест отчаяния. Турция сейчас находится в страшном кризисе после разрушительного землетрясения, 2023 года, после которого чуть не рухнула не только турецкая экономика, но и международная репутация Турции. Ущерб страны составил более 100 миллиардов долларов - вы представляете, что это за сумма?

Это сумма, которая может стереть с карты мира любое государство, и поэтому сейчас правительству Турции не до своих вооруженных сил. Этим прекрасно может воспользоваться Греция, которая, в противовес Турции, озабоченной каким-то «Великим Тураном», задумывается о создании своего собственного «Турана», только не тюркского, а христианского - православного. Может кто не знает, что родина современного православия – Греция, поэтому имеет полное право считать себя на этом поприще главной.

Вот так была бы разделена Турция после Первой мировой войны, если бы не помешал Ленин, устроив в России революцию
Вот так была бы разделена Турция после Первой мировой войны, если бы не помешал Ленин, устроив в России революцию

В общем, Ахмет прекрасно понял, почему тут надо держаться не погрязшей во всяких разратностях за последние десятилетия Европы, а России, в которой мусульмане живут даже свободнее, чем в Турции, которую нынешний президент решил довести до уровня арабских, а то и вообще афганских стандартнов.

Ну ладно, дела религиозные меня никогда не интересовали, тут главное – геополитическая ситуация. А ситуация такова, что Турция сегодня находится в самом настоящем тупике по всем направлениям. Во-первых, у нее в мире нет ни одного по-настоящему бескорыстного союзника, а соседние славяне, арабы и персы турков не любят по историческим причинам. И это я уже не говорю про греков, которые начинают заявлять о каких-то ракетных ударах по Стамбулу.

Понятно, что по конкретному жилому Константинополю греки бить не собираются. Генерал Эгольфопулос призвал разрушить только мосты через Босфор, а в устах профессионального военного это звучит очень плохо для Турции. Понятно, что генерал выбрал мосты целью не для того, чтобы их просто разрушить в пропагандистских целях, а для того, чтобы исключить переброску турецких военных сил в европейскую часть страны, если это понадобится. Но, как видно, греческий генерал прекрасно знает, что как раз это властям Турции может понадобиться из-за событий, которые могут инициировать греческие вооруженные силы, и поэтому переброску надо исключить.

Короче, я так далеко заглядывать не хочу, поэтому решил довериться мнению Ахмета, который разбирается в ситуации гораздо лучше, чем я. И раз он, правоверный мусульманин, решил свинтить вместе с семьей в православную Россию, с которой Турция воевала чуть ли не 400 лет подряд, то становится понятно, что для его родины наступили и на самом деле скверные времена. Как только в Турции начнется заварушка, инициированная нетерпеливыми греческими генералами, то страну не спасет никакое НАТО, с которым Турция тоже начала портить отношения очень серьезно.

Вот интересная новость, которая, правда, датируется аж 2020 годом, но она прекрасно показывает, кто в случае чего, может вписаться за Грецию против Турции:

«…7 августа (2020 г.) Турция из-за действий Греции, по данным Reuters, начала военно-морские учения около греческих островов. В ответ Афины, как сообщал Ekathimerini, заявили, что они «не приемлют шантажа» - и предупредили о готовности направить флот «туда, где это необходимо».
Ответом на действия Анкары и агрессивную риторику Эрдогана стали совместные военные учения Греции, Кипра, Франции и Италии, которые проходили с 26 по 28 августа. К их учениям также присоединились ОАЭ, отправив на Крит истребители F-16. Тем самым эти страны поддержали Грецию в споре с Турцией».

Вот вам и всё. Против Турции выступили не только христианские европейские страны, члены НАТО, но и мусульманские ее «сородичи» - арабы, которые готовы выступать против турков в любой коалиции.

На фото: фрегат ВМС Греции Hydra Class (Meko 200HN). Администрация США заяила о передаче Греции четыре новых многоцелевых кораблей типа MMSC (Multi-Mission Surface Combatant) и проведении модернизации входящих в состав греческого флота фрегатов типа MEKO. Об этом 10 декабря 2021 года сообщило управление Пентагона по оборонному сотрудничеству и безопасности
На фото: фрегат ВМС Греции Hydra Class (Meko 200HN). Администрация США заяила о передаче Греции четыре новых многоцелевых кораблей типа MMSC (Multi-Mission Surface Combatant) и проведении модернизации входящих в состав греческого флота фрегатов типа MEKO. Об этом 10 декабря 2021 года сообщило управление Пентагона по оборонному сотрудничеству и безопасности

А кто спасет в таком противостоянии Турцию? В случае чего против нее активизируются как минимум все ее соседи, не будем забывать, что сегодня Турция владеет не только греческим Константинополем, но и армянским Араратом, сирийской Александреттой, да и у Ирана с Грузией имеются определенные исторические виды на турецкие кавказские территории. Не забываем и про Кипр, с которого греки давно уже хотят выселить всех мусульман, и только ждут момента.

Интересно, что единственный ситуативный (кстати, отчасти и военный тоже) союзник Турции сегодня – это Россия, которая якобы не имеет к ней территориальных претензий, а желает развивать экономические отношения. Но мне думается, что Россия, учитывая нынешнюю обстановку в регионе, все же начнет действовать в направлении собственных интересов. Скорее всего, российские власти не станут работать по принципу «падающего – подтолкни», для нее более разумный принцип - «разделяй и властвуй».

России Турция нужна как геополитическая фигура, а то, что от этой фигуры пооткусывают соседи – это неважно, если речь идет об исторической справедливости. Главное, чтобы осталась сама фигура, которую можно двигать туда, куда надо. В этом смысле России невыгодно отдавать Греции Босфор и Дарданеллы, но и исторических претензий на эти Проливы она не может иметь даже самых приблизительных.

Ну, нет у России исторических оснований присоединять к себе Константинополь, а с Грецией вряд ли можно будет договориться, потому что эта страна больше предпочтений отдает Великобритании, чем России, несмотря на то, что когда-то Россия поспособствовала получению независимости Греции в гораздо большей степени, чем Британия.

Именно поэтому Константинополь рискует навсегда остаться Стамбулом, но при этом известный на весь мир исторически христианский Софийский собор будет освобожден от всех мусульманских регалий и снова превратится в православный храм.

А на Проливах появятся иностранные военные базы, сами понимаете, чьи. И воцарится вечный мир на Черном море, а насколько долгим будет этот мирный век – это мы загадывать не будем.

ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:

Почему никакого Великого Турана не может быть, а идеи пантюркизма – одна неосуществимая фантазия?

При каких условиях развалится Турция, и какие территории у нее отнимут соседи?

Минимальная зарплата в Турции – 494 доллара, а в России – всего 185. Почему тогда в России полно турецких гастарбайтеров?

Почему ни Китай, ни Турция не имеют вообще никаких шансов внедриться в страны Средней Азии?

Кого в России больше – православных или мусульман?