Почему-то считается, что Китай может вытеснить из стран Средней Азии Россию, и то же самое со своей идеей Великого Турана может сделать в этом регионе Турция. Но на самом деле жители этих стран не хотят видеть на своей территории никаких китайцев и никакого Великого турецкого Турана. Причины простые – первых они очень не любят, а вторые им совсем чужие.
Средняя Азия – это большая область на Азиатском континенте, включает такие страны, как Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Туркмению, Узбекистан и Афганистан. Также это пространство называется по старинке Туркестан, но при этом оно включает в себя и немалую часть Китая - Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.
В советские времена этот регион назывался Центральной Азией, только без включения Афганистана и территории Китая, но с включением Азербайджана. Более современное советское определение – «советские республики Средней Азии», хотя, вообще-то тут Азербайджан странно выглядит, потому что это по географии чистый Кавказ, то есть он ближе к Европе, чем к Азии.
Практически на всей территории Туркестана живут тюркские народы, за исключением Таджикистана, потому что таджики – это народ иранский, а не тюркский. Если говорить об Афганистане, то там этнический состав населения почти 50/50 разделен между пуштунами (иранцами) и афганскими таджиками (тоже иранцами). Это в целом, потому что в Афганистане живут и некоторые другие народы и расы, но в очень небольшом количестве.
Но если исключить Афганистан и Таджикистан, то мы видим, что основу населения Среднеазиатского региона составляют тюрки. От этого и будем плясать, рассматривая тему – какие есть шансы у Китая и Турции в этом регионе.
Чтобы не превращать публикацию в длинное научное исследование, сразу скажу – не любят тюрки китайцев, а турок они вообще не знают и не испытывают к ним никакого пиетета. Правда, с китайцами тут неприязнь идет сразу по нескольким линиям.
Первая линия – это то, что китайцы, захватив некогда свою часть Туркестана и превратив ее в свой Синьцзян-Уйгурский автономный район, колонизировали 11,3 миллиона уйгуров и 1,5 миллиона казахов. Это очень большая цифра, но не было бы в ней ничего страшного, если бы, присвоив себе чужие земли, китайцы не задумали все эти народы превратить в китайцев, причем самыми не современными методами.
Как вы думаете, как после этого к китайцам будут относиться родственные уйгурам и казахам тюркские народы? Не думаю, что по-добрососедски, причем даже очень.
Во-вторых, китайцы во всех странах, в которых они начинают вести бизнес, ведут себя очень жестко, стараясь получить максимум прибыли любой ценой, и это местному населению тоже не нравится. Но еще больше туземному населению тех стран Средней Азии, в которые проникают китайские бизнесмены и промышленники, не нравится, что китайцы ведут себя по отношению к ним столь высокомерно, что часто это становится просто невыносимо. К тюркам Казахстана, Киргизии и других тюркоязычных стран они относятся с огромным пренебрежением, словно это их рабы или, по крайней мере, что-то им исторически должны. Именно поэтому часто китайцы завозят в эти страны своих соотечественников, потому что местные работать с ними просто не хотят.
Таким образом мы видим, что китайцам в Туркестане, включая и Афганистан, ничего не светит. Если из этого региона уйдет по каким-то причинам Россия, то казахи, узбеки, туркмены, таджики и киргизы скорее талиибов к себе пустят, чем китайцев. А если какой-то китайский бизнес они на своих землях еще терпят, то только ради инвестиций.
Но от Китая инвестиций в Туркестан поступает все меньше и меньше, потому что эти республики начинают исчерпывать свой экономический, то есть ресурсный потенциал, а вкладываться в разработки новых, более дорогих месторождений полезных ископаемых китайцы ни за что не станут – им дешевле просто закупать ресурсы у России.
Конечно, эти земли Китай еще интересуют в демографическом отношении – заселить их «лишними» китайцами, как это происходит в том же Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где китайцев уже насчитывается почти половина от всего населения, но тут у них нет вообще никакой перспективы.
А теперь выясним, могут ли захватить этот регион турки в экономическом и ментальном отношении.
Всем известно, что президент Турции сегодня вовсю носится со своей идеей Великого Турана, чтобы создать какое-то мифическое объединение тюркских государств – Казахстан, Узбекистан, Туркмению и Киргизию, попутно прихватив Азербайджан. Теоретически объединить под своим началом эти страны Турция может, а вот земли с тюркским населением, принадлежащие Ирану, Афганистану, Таджикистану, Китаю и России у нее нет возможности заполучить даже теоретически.
Но что касается четырех суверенных государств, перечисленных выше (исключая Азербайджан), то тут великая проблема для турецкого президента. Ни казахи, ни киргизы, ни узбеки, ни туркмены вообще с турками незнакомы. Эти земли никогда не входили в Османскую империю, потому никакого физического родства среднеазиатские тюрки с тюрками ближневосточными не имеют, хотя когда-то давно (около 1000 лет назад) предки турок из этих мест и вышли.
Но те времена давно прошли, и сегодня отождествлять турок со среднеазиатами – это то же самое, что отождествлять латиноамериканцев с испанцами или американцев с великобританцами. Давайте сделаем Испанский Туран в Мексике или Английский Туран в США. Эффект будет тот же самый, который получится, если турецкий президент захочет свой проект продвинуть из области высоких фантазий в практическую плоскость.
Единственное, что от Турции нужно Средней Азии – это деньги. А есть ли у Турции сегодня деньги? Может и есть какие-то, но в сравнении даже с довольно вялыми китайскими инвестициями турецкие инвестиции покажутся среднеазиатам совсем уж оскорбительными.
Мало того – на каком это основании страны Средней Азии должны объединяться с далекой Турцией, с которой они вообще не имели никаких исторических отношений? Даже ментально казахи и узбеки далеки от турок настолько, насколько далеки друг от друга Солнце и Туманность Андромеды. Ясно ведь, что Турция захочет в этом гипотетическом союзе быть главной. А с какого это бодуна?
В общем, и Турции тоже ничего в Средней Азии не обломится, даже если бы она начала инвестировать в экономику Великого Турана денег больше китайцев. Просто никакие турки в Средней Азии вообще никому не нужны, что они могут дать тем же казахам или своим очень далеким предкам туркменам? У этих народов свои древние культуры, которые так же отличаются от культуры турецкой, как повидло от горчицы.
Как мы выяснили, ни Китай, ни Турция в Средней и Центральной Азии или Туркестане не имеют вообще никаких шансов – ни экономических, ни сакральных ни вообще никаких других. В этом плане соседняя Россия выглядит куда как привлекательнее сразу по множеству параметров, если вообще не по всем мыслимым. А кто считает иначе – попрошу высказать свои сомнения в комментариях. Только прошу – без всяких оскорблений и прочих ругательств!
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Почему никакого Великого Турана не может быть, а идеи пантюркизма – одна неосуществимая фантазия?
Почему Китай критически зависит от России, и почему будет зависеть от нее всегда?
Кого в России больше – православных или мусульман?
Почему Украина не имеет никакого наследственного права на Киевскую Русь?