Найти в Дзене
Наталия К. - Книги:

Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный детектив"

Оглавление

Я давно мечтала о такой книге. Нет, я не собираюсь писать детективы 😂 Но прочитала их столько, что уже пару раз покушалась на классификацию. Пришло время разобраться, как их пишут, чтобы они получались такими или эдакими.

Пушкина пририсовало российское издательство, на оригинальной обложке его не было
Пушкина пририсовало российское издательство, на оригинальной обложке его не было
Есть куча историй про писателей, которые до кровавого пота сидят, уставившись в чистый лист бумаги. Кровавый пот – удел писателей, творящих серьезную литературу. Для авторов детективов творческий процесс должен быть... ну, скажем, удовольствием. Создавать персонажи, придумывать никогда не существовавшие на самом деле города и даже целые миры, размышлять о том, как убийце избежать расплаты, обрекать на смерть людей, напоминающих вашу неряшливую бывшую жену, самодура-начальника, тещу-стерву – что может быть приятней?...
Увы! Большую часть времени автор детективов думает о том, как кого-нибудь убить.

Кстати, для меня было неожиданностью, что уже существует много книг и статей о том, как написать детектив: автор постоянно на них ссылается.

Что касается классификации, мне всегда казалось, что детективные романы и сериалы можно разделить на две большие группы:

  1. где сыщик - условная фигура, инструмент, а основное внимание уделяется расследуемым делам,
  2. где сыщик - живой персонаж, со своей биографией и психологией.

К первой группе относится почти вся классика - Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, Перри Мейсон, Джеймс Бонд... У такого подхода есть свои плюсы, но современный потребитель, начитавшийся психологической литературы, восстает против него. Потому и появляются сиквелы и приквелы, шерлоки социопаты/нapкоманы и страдающие в плену бонды... Книга Джеймса Н. Фрэя - первая, где я встретила намек на такое разделение. Только у него три группы: жанровые детективы, детективы мейнстрима и эстетические детективы.

В жанровых детективах ...все внимание сосредоточено на процессе расследования преступления: уликах, свидетелях, игре в кошки-мышки, которую ведет герой/сыщик с убийцей. ...Они обладают большим числом элементов, присущих триллерам: крадущимися убийцами, бомбами, которые вот-вот взорвутся, и т. д. Персонажи в лучших образцах жанровых детективов театральны, но не карикатурны. ...У них не должно быть никаких серьезных жизненных проблем....Они выдержали проверку временем, потому что воплощают в себе универсальные качества мифологического героя, несмотря на то что они одномерные, тонкие и плоские, как кредитная карточка....
Детективы мейнстрима <содержат> тот же набор черт и элементов, что и в жанровых детективах – улики, свидетели, напряжение и т. д. Отличие заключается в том, что персонажи детективов мейнстрима более многогранны, они прорисованы четче, чем герои жанровых детективов. ...В детективах мейнстрима обычно присутствует второстепенный сюжет... Герой/сыщик в детективе мейнстрима не только изобретателен и умен, не только добивается правосудия, он еще по ходу сюжета испытывает страдания. У главных героев возникают нравственные дилеммы, они оказываются на краю гибели.
Эстетические детективы также имеют многие черты жанровых..., но они очень часто написаны в унылом, угрюмом стиле. Эстетические детективы зловещи и показывают читателю темную сторону реальности. Очень часто героев таких детективов отвергло общество, они жестоки и ни во что не ставят закон. ...Романы данного направления наполнены страхом перед существованием и нравственными двусмысленностями.

Последние сейчас принято называть "нуар". Автор книги не скрывает, что ему больше нравятся романы второй группы. Мне тоже🤗

Джеймс Н. Фрэй много лет вел курсы писательского мастерства и эта книга - в каком-то смысле семинар. Подобно тому, как преподаватель кулинарного искусства к концу урока на глазах учеников создает торт🎂, здесь читатель присутствует при рождени детективного романа.

Итак, какова последовательность работы?

  • предварительная идея - кто будет убийцей. Учитель очень строг: пока нет идеи, не пытайтесь даже начинать,
  • образ героя: "Главный герой должен жить так, чтобы читатель не отказался поменяться с ним местами"
  • биографии главных персонажей,
  • выбор времени и места действия,
  • подробный план с указанием "что видит читатель/что не видит читатель"
  • писать, писать, писать, а затем править, править, править. "Переписывайте роман, пока не добьетесь нужного результата".

Некоторые советы начинающим писателям касаются литературы вообще, а не только детективов. Кстати, у автора есть еще одна книга: "Как написать гениальный роман"😉

Бесспорно, заумные бессюжетные романы, как правило, блестяще написаны. Автор глубоко погружается во внутренний мир человека, его жизнь. Однако поскольку в романе нет драмы, характер героя не проходит проверки, сфера нравственного отсутствует. Значит, этот роман никак нельзя назвать драматическим.

На наших глазах автор начинает строить сюжет согласно своей инструкции и получается весьма увлекательно. Единственное, что мне категорически не понравился образ героя/сыщика: глубоко религиозная девушка, преподающая медитацию🧘‍♀️ Меня не оставляло ощущение, что это троллинг. Но может быть, дело в том, что книга была написана 20 лет назад...

Не стоит думать, что знание секретов создания детективных романов может испортить удовольствие от их чтения. Лежа на удобном диване, мы понимаем, что это не райское облако, а высокотехнологичный продукт, у которого есть каркас и пружины. Главное, чтобы эти пружины не впивались в бок. И как раз читая эту книгу, я поняла, что есть два типа романов, которые меня раздражают: одни сделаны небрежно без плана и проработки персонажей, в других, наоборот, каркас торчит наружу и вместо истории видишь блок-схему.

А лучшие образцы жанра написаны так, как советует Джеймс Н. Фрэй.

Когда вы работаете над образом главного героя/сыщика, учитывайте, что если ваш роман будет иметь успех, вам предстоит писать продолжение. В таком случае вам придется работать с этим персонажем всю жизнь. Именно поэтому к созданию образа главного героя надо подходить крайне вдумчиво.

Так же вдумчиво следует относиться и к месту действия. Читателя должен чувствовать, что созданный автором мир шире и глубже, чем показано в романе. Что эта деревушка/фирма/клиника существует и автор всё про нее знает.

Очень приятно, когда встречаешь в тексте перечисление ошибок и понимаешь: да, и я тоже этого не люблю. Например, романы с прологом, слишком медленное начало, многословие и закручивание интриги под самый занавес.

Автор много внимание уделяет построению сюжета, но не забывает и про стиль: он должен быть ясным.

Если предложение вдруг показалось вам лишним, скорее всего, так оно и есть. Будет лучше, если вы его выбросите.
Избегайте обилия метафор. Если вам кажется, что вы перебрали с метафорами, я вас уверяю, так оно и есть.

А в конце дает совет не теряться и активно продавать плоды своего творчества.

«Простите... я тут книжку написал... не знаю, как остальным... мама прочла, говорит, вроде ничего...» – если подойдете к агенту с этими словами, считайте, что вы обречены. Вы только что наложили на свой труд страшное проклятие.

Как видно из приведенных фрагментов, книга написана с юмором. Но к советам стоит отнестись серьезно (если вы собираетесь написать детективный роман😉). Кое-что, конечно, устарело. Сегодня преступник вполне может быть движим состраданием, а сыщик не обязан быть профессионалом в том деле, которым зарабатывает себе на жизнь. Но главное осталось неизменным -

Универсальная идея детективного романа: разум побеждает зло.