Найти тему
Наталия К. - Книги:

Какие бывают детективы. Попытка классификации от поклонника жанра

Оглавление

Моему увлечению детективами уже больше 30 лет и массив прочитанного давно просит какой-то систематизации, чтобы навести порядок хотя бы в своей голове. Ни в коем случае не претендую на истину, но вдруг кому-то будет интересно😀

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Для начала отмечу основной признак детектива вообще: завязкой является преступление. Убийство, подозрительное самоубийство, загадочное исчезновение, пропажа ценностей, письма с угрозами, возвращение старого дела на доследование. Книги, начинающиеся как научный поиск или экспедиция за сокровищами, строго говоря, детективами не являются. Что не делает их менее увлекательными👍

Классификация первая. Кто расследует.

Заниматься расследованием могут правоохранительные органы, как бы они ни назывались, тогда это полицейский детектив👮 А может - любитель: как частный сыщик, так и вообще посторонний. Если любитель - сам себе хозяин, то полицейский должен соблюдать процедуры, подчиняться начальству и иногда руководить командой, за ним авторитет и ресурсы государства. Популярны и тандемы - полицейский+гражданский. Относительно новый тип, я их называю "тематические", когда сыщик-любитель является экспертом в той сфере, в которой ведется расследование (врач, психолог, искусствовед). Если это судебно-медицинский эксперт, то англичане называют такое forensic crime fiction. Я начинала читать Патрисию Корнуэлл и Кэти Райх, но почему-то не увлеклась🤷

  • Джон Кризи, Эд Макбейн, Эдуард Хруцкий; Роберт Брындза, Анджела Марсонс, Йэн Рэнкин, Николай Свечин, Тана Френч - авторы полицейских детективов.
  • почти весь "Золотой век", Дик Фрэнсис, Рекс Стаут, из современных Джон Вердон, Шарлейн Харрис - здесь рулят любители,
  • тандемы: Тесс Герритсен (полицейская+судмедэксперт), Энн Гренджер: цикл о Лиззи Мартин (полицейский и его девушка); Элли Гриффитс (археолог+полицейский), Джонатан Келлерман (полицейский+психолог), Камилла Лэкберг (писательница+полицейский),
  • эксперты: Саймон Бекетт (цикл о докторе Дэвид Хантере), Влада Ольховская "Зимнее солнце" (профайлеры)

Классификация вторая. Когда происходит действие

Здесь всё просто: либо основное действие современно автору, либо это исторический детектив. Его обязательный элемент - достоверное описание эпохи (поэтому сюжеты типа "Визит к Минотавру", вероятно, тоже следует отнести к историческим). Иногда автор берет за основу какое-то реальное событие, а наряду с вымышленными героями могут действовать, а иногда и вести расследование, исторические личности.

  • Эллис Питерс: цикл о брате Кадфаэле, Умберто Эко "Имя розы", Кристофер Сэнсом

Моя любимая эпоха здесь - с конца 19 века по начало 1990-х. Она достаточно недавняя, чтобы можно было себе представить повседневную жизнь, но уже - История. Этот подвид можно назвать ретро-детектив. В идеале должно возникать ощущение, что читаешь книгу от современника описываемых событий.

  • Чарльз Тодд: цикл об инспекторе Йене Ратлидже; Жаклин Уинспир, Карен Одден, Николай Свечин, Валерия Вербинина: цикл об Иване Опалине; Лиза Лосева, Мария Воронова: цикл о судье Поляковой.

Классификация третья. Закрытость.

Большинство современных образцов жанра относится к открытому типу. Герметичный же детектив - более редкая птица:

  1. преступление должно быть совершено в замкнутом пространстве,
  2. круг подозреваемых минимальный,
  3. сыщик оперирует ограниченной информацией и собственными "серыми клеточками".

Если даже классикам приходилось изощряться, чтобы загерметизировать сюжет: остров, непогода, корабль в открытом море, горный отель, то современникам еще сложнее: при наличии мобильных телефонов и интернета невозможно соблюсти третью герметичность - информационную. Но авторы не оставляют попыток.

  • Агата Кристи "Смерть в облаках", Сирил Хэйр "Чисто английское убийство", современные: Арно Штробель "Офф-лайн", Мила Бачурина Василий Криптонов "Холодные тени"

Классификация четвертая. Настроение.

Она самая спорная и субъективная. Но и самая важная - всё таки художественную литературу мы читаем ради эмоций.

  • 😡выпустить пар - крутые детективы (hard-boiled). Сам термин очень интересен. Русское жаргонное слово "крутой" не имеет отношения к варке яиц, в то время как английское hard-boiled означает именно сваренное вкрутую яйцо. Этот вид отличают жёсткие методы расследования, здесь больше стреляют и бьют мopды, чем думают, а иногда сыщик не лучше преступников. Сюда же можно отнести детективы мщения. Создатели и основные представители жанра - американцы: Дэшил Хэммет, Раймонд Чандлер, Харлан Кобен.
  • 😂посмеяться - иронические. Было время, когда такие писали только женщины: Иоанна Хмелевская, Дарья Донцова, Лилиан Джексон Браун: "Кот, который...", но теперь появились и мужчины - Куив Макдоннелл.
  • 🤔применить имеющиеся знания, узнать новое и подумать - интеллектуальные. Отличие этого вида в том, что он требует от читателя знаний по предмету и/или желания узнать. Предмет любой: психология, история, искусство, наука, политика, компьютерные игры. Яркий пример - "Имя розы": часто встречается мнение, что книга слишком перегружена рассуждениями о религии и монашеских орденах. Расследование может быть посвящено произведению искусства, древней рукописи, новому лекарству, заговору в правительстве. Автор является специалистом в этой области или должен проделать большую подготовительную работу. В качестве примеров могу вспомнить Джона Кейза, Дэна Брауна, Йена Пирса, Дарью Дезомбре.
Не вполне ясно, стоит ли причислять сюда книги, основанные трактовке фактов, настолько произвольной, что ни в какие ворота ... Вероятно, да. Интеллектуальный роман может быть неумным, как и юмористический - несмешным.
  • 😱почувствовать мурашки - триллеры. Слово "триллер" чаще относят к фильмам, чем к книгам. Но разве "Собака Баскервилей" и "Десять негритят" не триллеры? Кстати, триллер не обязан быть детективом, например, "Ребекка" Дафны Дю Морье. Но основная масса того, что мы называем современным детективом, является именно триллерами. Если через две главы на третью слово дается убийце, это триллер. Если описаны страдания похищенного, особенно, если похищен сам сыщик, это триллер.
  • 😇отдохнуть душой - уютные (cozy mystery). Этот термин появился совсем недавно, когда литературное сообщество устало от насилия и попыталось возродить "Золотой век". Но уютными по настроению можно назвать не только романы Патриции Вентворт о мисс Сильвер. В 1960-е выходили книги Гарри Кемельмана о расследованиях раввина Смолла. Из всего, что упомянуто на соответствующей странице английской Свободной Энциклопедии, я читала только книги Кэролы Данн, они издавались на русском языке в серии "Чай, кофе и убийства".

Стоит отметить, что в этой классификации некоторые категории могут пересекаться. Уютный+иронический, интеллектуальный+триллер.

Если детективный сюжет поместить в нереальный мир, то мы получим гибридные варианты: 👽фантастический детектив или 👻мистический детектив. Они могут классифицироваться так же, как и "реальные". А вот термин "романтический детектив" мне не нравится: если романтическая линия является основной, то это любовный роман, только с убийством внутри. То же касается и "шпионского детектива": мир шпионажа построен на другой этике и говорить о расследовании там не приходится, это будет просто роман о шпионах. А вот "психологический детектив" - вообще странная категория, ведь любое расследование основано на психологии. Ну кроме тех случаев, когда информацию выбивают кулаками или получают на спиритическом сеансе...

А как же одинокая женщина классический детектив? Это какой-то неуловимый Джо🐎: большинство просто не хочет его ловить, даже если говорят обратное. Ни "10 заповедей детективного романа" Рональда Нокса, ни "20 правил для пишущих детективы" С.С.Ван Дайна не соблюдались на сто процентов даже их современниками, а что уж говорить о сегодняшнем дне. Но как живет в людях тоска по мифическому Золотому Веку Человечества, так и поклонники жанра типа меня держат в голове идеал жанра под названием "Классический детектив". Мои личные критерии:

  • основные орудия труда сыщика: логика, интуиция, опыт, умение говорить с людьми и данные экспертизы. Силовые методы: драки, погони и стрельба, используются гораздо меньше;
  • сыщик имеет право на личную/семейную жизнь, но ей не должно уделяться слишком много внимания в ущерб расследованию;
  • все персонажи, включая сыщика, поступают в согласии со своим характером; разгадка кроется в человеческой психологии (страх, похоть, жадность, месть), а не в действиях тайных обществ и враждебных правительств;
  • нет описания жестокостей, страдания жертв; и вообще - больше нагрузки на ум и меньше на эмоции;
  • преступник - одно из основных действующих лиц, он должен постоянно маячить, пусть и на заднем плане, однако он не должен быть рассказчиком; если один из персонажей ранее попал в ситуацию, когда возможна потеря памяти, эта ситуация должна быть упомянута; и никакого раздвоения личности;
  • мистические проявления, если они есть, объясняются рационально, или оказываются не относящимися к преступлению;
  • в финале все тайны разъясняются, зло наказано, большинство действующих лиц чувствует облегчение от развязки;
  • даже будучи частью цикла, книга читается как отдельное произведение, иначе есть риск, что разгадка частично скрывается в "предыдущих сериях картины".

Такой роман может попадать в разные категории: быть полицейским или любительским, герметичным или нет, и совсем не обязан быть уютным. Эти критерии "классицизма" только мои и отражают мое стремление к идеалу🤗

Кажется, я упомянула все виды детективов, которые встречаются в тэгах издательств и книжных обзоров. Уфф!