Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Почему раньше иллюминаторы в самолете были квадратными, а потом «скруглились»?

Оглавление

Удивительно, но до 1950-х годов иллюминаторы пассажирских самолетов были… квадратными! Такая конструкция выглядела меньше и была привычнее для пассажиров, ведь окна большинства зданий и транспортных средств того времени тоже были прямоугольными.

Однако с развитием авиалайнеров и изменением условий полетов стало ясно, что такая форма окон не отвечает современным требованиям безопасности и надежности.

Влияние высоты полета на конструкцию самолета

Как только на арену вышли реактивные двигатели, а высота полётов существенно изменилась, стало понятно, что конструкцию самолёта нужно пересматривать. Авиакомпании стремились поднимать железных птиц все выше, чтобы сократить время пути и снизить расход топлива.

-2

Чем выше летит судно, тем ниже давление снаружи, а значит, увеличивается разница в давлении с внутренней кабиной. Корпус естественно расширяется — напряжение в конструкции растёт. Стенки фюзеляжа начинают разрушаться, особенно в области иллюминаторов. Квадратные окна, как оказалось, становились слабым звеном при таких нагрузках.

Трагические уроки 1954 года

Катастрофы девяти авиалайнеров «De Havilland Comet» в 1954 году, две из которых произошли почти подряд, заставили инженеров провести тщательные испытания и анализ всех частей конструкции самолетов. Основное внимание уделили нарастающему уровню напряжения в углах квадратных иллюминаторов. Как выяснилось, до 70% всей нагрузки приходилось именно на острые углы окон, что неизбежно приводило к разрушению металла и, далее, фюзеляжа.

-3

Эти трагические события ускорили переход на новый конструктивный стандарт в проектировании иллюминаторов. Инженеры пришли к выводу, что круглые иллюминаторы способны значительно уменьшить концентрацию напряжений и предотвратить опасность разрушения самолета в воздухе.

Преимущества круглых иллюминаторов

Круглые иллюминаторы равномерно распределяют давление по всей окружности, что значительно снижает риск локальных концентраций напряжений и трещин. В отличие от квадратных окон, где углы являются самыми уязвимыми точками, круглые иллюминаторы не имеют острых углов, что автоматически исключает возможность таких проблем.

-4

Кроме того, круглые отверстия проще в изготовлении, что делает их более выгодными как с инженерной, так и с экономической точки зрения.

Учебные примеры из судостроения

Принцип использования круглых окон известен и в других областях техники. К примеру, на кораблях иллюминаторы также имеют круглую форму по аналогичной причине — равномерное распределение напряжений и отсутствие углов, которые могли бы служить концентраторами разрушения.

Безопасные полеты сегодня

После перехода на использование круглых иллюминаторов и разработок реактивных двигателей авиаперелёты стали гораздо безопаснее. При современном проектировании авиалайнеров учитывают последние достижения в области материаловедения, аэродинамики и конструкционной механики, однако все начинается с признания одного из фундаментальных принципов: форма и соотношение частей конструкции напрямую влияют на их прочность и надежность.

-5

Сегодняшние самолеты не только быстрее и экономичнее своих предшественников, но и намного безопаснее. Авиационная промышленность продолжает работать над совершенствованием технологий, однако в основе всех этих инноваций лежит эволюция идей, начавшаяся еще несколько десятилетий назад с простого решения — изменить форму иллюминаторов с квадратной на круглую.

Так что, заглядывая в иллюминатор на высоте в 10 км, пассажиры могут быть уверены в том, что их безопасность обеспечили многолетний опыт инженерной мысли и многократные проверки всех элементов конструкции самолета.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: