Герард ван Хонтхорст (1592-1656) был самым известным и плодовитым из голландских караваджистов, и в таких ранних работах, как данная картина, он максимально приблизился к зрелому стилю Караваджо.
Эта картина демонстрирует те качества, которые принесли Хонтхорсту известность в Италии: волнующую энергию, которую он вкладывает в своё повествование, мастерство владения светотенью и композицией, а также несомненный талант колориста.
Именно в Италии ему дали прозвище Gerardo della Notte (ночной Жерар) из-за его любви к ночным сценам, освещенным искусственным светом.
Свет в картинах Хонтхорста не только подчеркивает объёмность вещей и создает необычную композиционную остроту, но и придает сцене особую интимность и чувственность.
История Христа в Гефсиманском саду встречается во всех четырех Евангелиях, но интерпретация Хонтхорста наиболее точно соответствует Евангелию от Луки, в котором говорится, что ангел явился Христу, когда он молился, чтобы "укрепить" его.
Первоначально картина приписывалась анонимному итальянскому художнику семнадцатого века.
Атрибуция Хонтхорста принадлежит Марии Илларионовне Щербачевой (1956) после сравнения с картинами «Мадонна с младенцем, святым Франциском Ассизским и святым Бонавентурой» (монастырь Альбано, близ Рима) и «Поклонение ангелов» (галерея Уффици, Флоренция).
Статьи о картинах в Эрмитаже: