Найти тему
Живописные истории

«Христос в Гефсиманском саду» Герарда ван Хонтхорста || Картины в Эрмитаже

Герард ван Хонтхорст (1592-1656) был самым известным и плодовитым из голландских караваджистов, и в таких ранних работах, как данная картина, он максимально приблизился к зрелому стилю Караваджо.

Герард ван Хонтхорст «Христос в Гефсиманском саду», ок. 1590 г. Эрмитаж
Герард ван Хонтхорст «Христос в Гефсиманском саду», ок. 1590 г. Эрмитаж

Эта картина демонстрирует те качества, которые принесли Хонтхорсту известность в Италии: волнующую энергию, которую он вкладывает в своё повествование, мастерство владения светотенью и композицией, а также несомненный талант колориста.

Именно в Италии ему дали прозвище Gerardo della Notte (ночной Жерар) из-за его любви к ночным сценам, освещенным искусственным светом.

Свет в картинах Хонтхорста не только подчеркивает объёмность вещей и создает необычную композиционную остроту, но и придает сцене особую интимность и чувственность.

История Христа в Гефсиманском саду встречается во всех четырех Евангелиях, но интерпретация Хонтхорста наиболее точно соответствует Евангелию от Луки, в котором говорится, что ангел явился Христу, когда он молился, чтобы "укрепить" его.

Первоначально картина приписывалась анонимному итальянскому художнику семнадцатого века.

Атрибуция Хонтхорста принадлежит Марии Илларионовне Щербачевой (1956) после сравнения с картинами «Мадонна с младенцем, святым Франциском Ассизским и святым Бонавентурой» (монастырь Альбано, близ Рима) и «Поклонение ангелов» (галерея Уффици, Флоренция).

Статьи о картинах в Эрмитаже:

Эрмитаж | Живописные истории | Дзен
-3