Найти тему

Винтажные цифровые на прогулке: Кисловодск и Сочи. Технические аспекты

Выбор старой цифровой фотокамеры для путешествия оказался очень сложным. В этом году становился на двух аппаратах: Olympus Camedia E-20 (анонс камеры состоялся 13 сентября 2001 года) и Canon EOS 5D (анонс 22 августа 2005 года). Обе оснащены зеркальным видоискателем, что считаю важным для комфортной работы в условиях яркого освещения. Olympus E-20 предлагает, наряду с зеркальным видоискателем, LiveView с откидным монитором. Чрезвычайно удобная функция, которая на системных фотокамерах появляется много позже.

Мой Olympus Camedia E-20 и Canon EOS 5D (с присоединёнными батарейными рукоятками)
Мой Olympus Camedia E-20 и Canon EOS 5D (с присоединёнными батарейными рукоятками)

Olympus E-20 является компактной фотокамерой с впечатляюще ярким объективом 35-140 мм (экв.) и датчиком Sony в размере 2/3 дюйма на 5Мп. Это классика из 2001 года. Финальный обзор фотокамеры уже есть на канале.

Olympus Camedia E-20: уникальный компакт
История цифровой фотографии13 сентября 2022

Canon EOS 5D является системной зеркальной полнокадровой фотокамерой с датчиком на 12Мп. Фотоаппарат поехал с двумя объективами: универсальным EF 28-135 мм (который мне нравится своим рисунком, дизайном, размером и весом) и более светосильным 40 мм, который тоже можно назвать в каком то смысле универсальным. Во всяком случае - на полнокадровом аппарате.

Olympus E-20 и Canon EOS 5D можно использовать в M-режиме: полный контроль выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Все возможности для творческой фотографии. Очевидное преимущество перед многими современными смартфонами с базовым ПО.

Кисловодск. Фонтан "Лягушки" на Курортном бульваре. Olympus E-20. 45 мм (экв.), F4, 1/200 сек., ISO80.
Кисловодск. Фонтан "Лягушки" на Курортном бульваре. Olympus E-20. 45 мм (экв.), F4, 1/200 сек., ISO80.
Кисловодск. Фонтан "Лягушки" вечером. Olympus E-20. 40 мм (экв.), F4, 6 сек., ISO80.
Кисловодск. Фонтан "Лягушки" вечером. Olympus E-20. 40 мм (экв.), F4, 6 сек., ISO80.
Кисловодск. Главные нарзанные ванны. Комплекс построен ещё в 1903 году. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 38 мм, F11, 1/800 сек., ISO320.
Кисловодск. Главные нарзанные ванны. Комплекс построен ещё в 1903 году. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 38 мм, F11, 1/800 сек., ISO320.
Тенистые улочки Кисловодска. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 30 мм, F11, 1/125 сек., ISO320.
Тенистые улочки Кисловодска. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 30 мм, F11, 1/125 сек., ISO320.
Кисловодск. Семейный подряд делает платные фото с ростовой куклой Чебурашка. Чебурашка - неофициальный символ Кисловодска. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 109 мм, F8, 1/100 сек., ISO800.
Кисловодск. Семейный подряд делает платные фото с ростовой куклой Чебурашка. Чебурашка - неофициальный символ Кисловодска. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 109 мм, F8, 1/100 сек., ISO800.
Кисловодск. Памятник А.И. Солженицыну скульптора З.К. Церетели. Olympus E-20. 125 мм (экв.), F4, 1/250 сек., ISO80.
Кисловодск. Памятник А.И. Солженицыну скульптора З.К. Церетели. Olympus E-20. 125 мм (экв.), F4, 1/250 сек., ISO80.
Кисловодск. Соборная мечеть по улице Кольцова, 3А. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 80 мм, F8, 1/2500 сек., ISO800.
Кисловодск. Соборная мечеть по улице Кольцова, 3А. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 80 мм, F8, 1/2500 сек., ISO800.
Кисловодск. Армянская церковь Святого Вардана Мамиконяна. Сфотографировано с Казачьей горки. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F11, 1/250 сек., ISO200.
Кисловодск. Армянская церковь Святого Вардана Мамиконяна. Сфотографировано с Казачьей горки. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F11, 1/250 сек., ISO200.
Кисловодск. На Старом озере сооружают новый городской пляж. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 127 мм, F11, 1/200 сек., ISO100.
Кисловодск. На Старом озере сооружают новый городской пляж. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 127 мм, F11, 1/200 сек., ISO100.
Кисловодск. Тучи над Казачьей горкой. Olympus E-20. 80 мм (экв.), F2, 1/60 сек., ISO80.
Кисловодск. Тучи над Казачьей горкой. Olympus E-20. 80 мм (экв.), F2, 1/60 сек., ISO80.
Кисловодск. У пансионата "Факел" (Газпром). Olympus E-20. 108 мм (экв.), F4, 8 сек., ISO80.
Кисловодск. У пансионата "Факел" (Газпром). Olympus E-20. 108 мм (экв.), F4, 8 сек., ISO80.

Обе камеры часто использовались с батарейными ручками, т.к. вес меня не пугает, а наличие второй кнопки спуска затвора и стабильного электропитания считаю важным в путешествии. Батарейная ручка на Olympus E-20 была переоборудована на питание от ёмкой аккумуляторной батареи 7.4V. Батарейная ручка Canon EOS 5D питается от двух батарейных блоков типа BP-511.

Обе камеры отдают RAW (что важно для старого фотоаппарата и позволяет выжать максимум из снимка на современном ПО). Обе камеры пишут на карты памяти CF. Я использовал карту памяти на 2Гб с Olympus E-20 (максимальный поддерживаемый объём - около 200 RAW) и 8Гб с Canon EOS 5D (около 350 снимков RAW+JPEG).

Для организации файлов взял самый лёгкий и компактный из имеющихся ноутбуков - маломощный и винтажный Asus EEE Pc 900 (год выпуска 2008-й). Забавно было установить на нетбук OLYMPUS Master 2. Это позволило перегонять RAW-файлы с Olympus E-20 в формат JPEG. Неприятность: программа не может применить к файлу, выполненному на Olympus E-20, отрицательную экспокоррекцию. Всё сразу - в черный квадрат.

Проявка кадров с Olympus Camedia E-20 на ноутбуке 2008-го года Asus EEE Pc 900
Проявка кадров с Olympus Camedia E-20 на ноутбуке 2008-го года Asus EEE Pc 900

Медленный ноутбук позволил погрузиться в атмосферу начала 2000-х полностью. С другой стороны - мы всегда отдыхаем долго и никуда не спешим ;)

На Canon EOS 5D снимал RAW+JPEG с усиленными настройками резкости, контраста и цвета для JPEG. Это позволило избежать необходимости в "проявке" кадров и получить приемлемый результат для публикации в соцсети. В любом случае я сохраняю все RAW-файлы для дальнейшей проявки дома на хорошем оборудовании. Именно эти файлы лягут в основу следующих публикаций о Кисловодске и Сочи.

Кисловодск. Бродячая собака "задумалась" у светящейся семиметровой Луны в национальном парке «Кисловодский». Olympus E-20. 96 мм (экв.), F2.2, 1/80 сек., ISO320.
Кисловодск. Бродячая собака "задумалась" у светящейся семиметровой Луны в национальном парке «Кисловодский». Olympus E-20. 96 мм (экв.), F2.2, 1/80 сек., ISO320.
Кисловодск. Светящаяся "Луна" в действии. Подарок парку от основателя фонда «Созидающий мир» Санкт-Петербурга Вячеслава Заренкова. Olympus E-20. 40 мм (экв.), F2, 1/5 сек., ISO320.
Кисловодск. Светящаяся "Луна" в действии. Подарок парку от основателя фонда «Созидающий мир» Санкт-Петербурга Вячеслава Заренкова. Olympus E-20. 40 мм (экв.), F2, 1/5 сек., ISO320.
Кисловодск. Гидромассажная природная ванна на реке Ольховка у мостика "Дамский каприз". Olympus E-20. 64 мм (экв.), F10, 1/30 сек., ISO80.
Кисловодск. Гидромассажная природная ванна на реке Ольховка у мостика "Дамский каприз". Olympus E-20. 64 мм (экв.), F10, 1/30 сек., ISO80.
Кисловодск. Бродячая собака отдыхает в тени куста роз. Долина роз. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 60 мм, F5.6, 1/500 сек., ISO800.
Кисловодск. Бродячая собака отдыхает в тени куста роз. Долина роз. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 60 мм, F5.6, 1/500 сек., ISO800.
Кисловодск. Кафе "Чайный домик". Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 80 мм, F8, 1/125 сек., ISO400.
Кисловодск. Кафе "Чайный домик". Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 80 мм, F8, 1/125 сек., ISO400.
Кисловодск. По тропинке, спускающейся от беседки "Семь ветров". Canon EOS 5D + EF 40 мм. F8, 1/250 сек., ISO100.
Кисловодск. По тропинке, спускающейся от беседки "Семь ветров". Canon EOS 5D + EF 40 мм. F8, 1/250 сек., ISO100.
Кисловодск. Одна из знаменитых заброшек - олимпийский бассейн в нацпарке. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 60 мм, F13, 1/320 сек., ISO640.
Кисловодск. Одна из знаменитых заброшек - олимпийский бассейн в нацпарке. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 60 мм, F13, 1/320 сек., ISO640.

В Кисловодске основной камерой выступил Olympus E-20. Камера давала ощущение надёжного аппарата, которым можно снимать в любую погоду. До сих пор внутри объектива ни одной пылинки! Никаких проблем при использовании под дождем. Но счастье не длилось вечно. В Сочи море совсем чуть-чуть плеснуло морской воды справа на корпус и монитор фотокамеры накрылся. Хотя определять границы кадра, фокусироваться и снимать по прежнему можно (используя оптический видоискатель).

Olympus Camedia E-20 на протяжении большей части путешествия была основной моей фотокамерой
Olympus Camedia E-20 на протяжении большей части путешествия была основной моей фотокамерой

Canon EOS 5D использовался второй камерой как менее приятный для меня аппарат. В Сочи, после утопления E-20 камера стала основной. 5D выдержал поездку без проблем. Единственное - в один прекрасный момент развалилась крышка батарейного отсека. Легко исправимо, но факт остаётся фактом.

Основным недостатками Olympus E-20 стали: крайне невысокая производительность (долгое включение, буфер на 3 кадра RAW и почти минутная его выписка на карту); неточный баланс белого (мой экземпляр зеленит, исправляется при проявке).

Canon EOS 5D традиционно скучен, хват менее удобный (даже с присоединённой рукояткой), а его JPEG традиционно невыразителен. Внутрикамерный JPEG с фотоаппарата вполне сравним с результатом, получаемым со смартфона. Просто удивительно, с каким скучным динамическим диапазоном Canon EOS 5D выводит внутрикамерный JPEG. На лицо - программные ограничения датчика, устанавливаемого в профессиональную технику (не думаю, что для 5D создавали датчик специально). Это никого не должно удивлять после программно урезанного Canon EOS 300D и ярких примеров запланированного устаревания, применённого при проектировании линейки классических PowerShot. Полнокадровый 5D не должен был создавать конкуренцию линейке камер EOS 1D. И он этой конкуренции не составляет.

Кисловодск. Гроты на "тропе Косыгина". Olympus E-20. 36 мм (экв.), F3.2, 1/80 сек., ISO160.
Кисловодск. Гроты на "тропе Косыгина". Olympus E-20. 36 мм (экв.), F3.2, 1/80 сек., ISO160.
Окрестности Кисловодска. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F5, 1/640 сек., ISO80.
Окрестности Кисловодска. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F5, 1/640 сек., ISO80.
Окрестности Кисловодска. Вид на Эльбрус. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F5.6, 1/640 сек., ISO80.
Окрестности Кисловодска. Вид на Эльбрус. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F5.6, 1/640 сек., ISO80.
Кисловодск. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F16, 1/320 сек., ISO320.
Кисловодск. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F16, 1/320 сек., ISO320.
Кисловодск. Хозяин гор. Olympus E-20. 36 мм (экв.), F2.2, 1/40 сек., ISO80.
Кисловодск. Хозяин гор. Olympus E-20. 36 мм (экв.), F2.2, 1/40 сек., ISO80.

Другим недостатком Canon EOS 5D является посредственный многозонный экспозамер (явно уступающий в точности ESP-замеру Olympus). Впрочем, это решаемо уже при съёмке использованием точечного или центро-взвешенного замеров (столь любимых многими поклонниками марки). Или вы можете поправить кадр уже при проявке RAW.

Конечно, я бы с большим удовольствием взял с собой Canon EOS 1D Mark III - здесь нет искусственно зажатого цвета и искусственно зажатого ДД, но фотокамера умерла этой зимой :(

Таким образом, две ретрокамеры - Olympus E-20 и Canon EOS 5D - будут представлять для вас Кисловодск и Сочи. Все файлы будут выведены из RAW с наилучшими настройками. Кисловодск и Сочи - отличные города, предоставляющие туристу большие возможности.

Сочи. Район порта. Olympus E-20. 68 мм (экв.), F4.5, 1/640 сек., ISO80.
Сочи. Район порта. Olympus E-20. 68 мм (экв.), F4.5, 1/640 сек., ISO80.
Сочи. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F5.6, 1/640 сек., ISO80.
Сочи. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F5.6, 1/640 сек., ISO80.
Сочи. Вид на море из отеля. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F8, 1/400 сек., ISO200.
Сочи. Вид на море из отеля. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F8, 1/400 сек., ISO200.
Сочи. На набережной. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F3.6, 1/250 сек., ISO80.
Сочи. На набережной. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F3.6, 1/250 сек., ISO80.
Сочи. Галечные пляжи. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F4, 1/640 сек., ISO80.
Сочи. Галечные пляжи. Olympus E-20. 140 мм (экв.), F4, 1/640 сек., ISO80.

После месячной работы со старыми цифровыми камерами Olympus и Canon пришёл к нескольким очевидным выводам:

  1. Вы не получите никакого особенного цвета вместе со старыми цифровыми фотокамерами (будь то CCD или CMOS датчик, датчик от Sony, Canon или Kodak). Это один из распространённых мифов, которые поддерживать здесь, на своём канале, я не буду. Во всех случаях цвет с современного топового смартфона будет, как минимум - не хуже, а часто и лучше (при правильном использовании фотокамеры и настроек смартфона). Старые цифровые фотокамеры не могут вам дать "больше цвета". С любой современной камеры вы получите лучший результат.
  2. Нужно ли здесь говорить о динамическом диапазоне? Любой современный смартфон, используя некоторые незапрещённые приёмы и математические алгоритмы, даст лучшую проработку в тенях и светлых участках изображения. Старый полнокадровый датчик того же Canon EOS 5D ещё что-то может, но я поневоле вспоминаю фотографии с того же Canon EOS 1D Mark III и понимаю, что фото с 5D всегда хуже по цвету и ДД. Я вновь подозреваю наличие программных "подножек" любительскому полному кадру.
  3. Необходимость в высоких рабочих значениях ISO жизненно необходима даже на юге, где так много солнца, но оно так быстро норовит закатиться за горизонт. Как только наступают сумерки, рабочим значением ISO становится эквивалент ISO3200. Даже при наличии светосильного объектива! Лучше - больше! К сожалению, большинство старых цифровых фотокамер становится почти непригодными для фотографирования в тёмное время суток. Требование длительной выдержки влечёт за собой необходимость использования надёжного штатива, внешней вспышки, другого осветительного оборудования, что почти всегда неудобно в туристической поездке, где уже сам отдельный фотоаппарат может стать обузой.
  4. Фотосъёмка на отдыхе отличается от съёмки на той же фотопрогулке. Часто условия освещения контролируются слабо, нужно соображать быстро, ловить мгновение и "окно" в плотном туристическом потоке. На самом деле, пытаться снимать в туристической поездке "для себя" на что-то "серьёзное" - попытка смелая, но безрассудная. Очень скоро вы переключаетесь в программный режим и на автоматические программы. Очень скоро выясняется, что думать просто некогда. На следующем этапе вы понимаете, что фотокамера вас только тормозит и вы переключаетесь на смартфон. Вывод напрашивается сам собой и он очевиден: лучшая фотокамера для путешествия - фотомодуль продвинутого смартфона.
Сочи. Вид из отеля. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 70 мм, F8, 6 сек., ISO200.
Сочи. Вид из отеля. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 70 мм, F8, 6 сек., ISO200.
Сочи. Olympus E-20. 124 мм (экв.), F2.4, 1/80 сек., ISO160.
Сочи. Olympus E-20. 124 мм (экв.), F2.4, 1/80 сек., ISO160.
Сочи. Вид на Морской порт с моря. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 53 мм, F8, 1/400 сек., ISO640.
Сочи. Вид на Морской порт с моря. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 53 мм, F8, 1/400 сек., ISO640.
Сочи. Закат лучше всего встречать в море. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F8, 1/5000 сек., ISO640.
Сочи. Закат лучше всего встречать в море. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 135 мм, F8, 1/5000 сек., ISO640.
Сочи. Вид на лайнер Astoria Grande, совершающий круизы в Турцию и Египет. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 127 мм, F5.6, 1/100 сек., ISO3200.
Сочи. Вид на лайнер Astoria Grande, совершающий круизы в Турцию и Египет. Canon EOS 5D + EF 28-135 мм. 127 мм, F5.6, 1/100 сек., ISO3200.
Сочи. Дворец спорта «Большой» в Олимпийском парке. Canon EOS 5D + EF 40 мм. F2.8, 1/30 сек., ISO1600.
Сочи. Дворец спорта «Большой» в Олимпийском парке. Canon EOS 5D + EF 40 мм. F2.8, 1/30 сек., ISO1600.
Сочи. Олимпийский парк. Ребёнок уютно устроился на "Стене чемпионов". Canon EOS 5D + EF 40 мм. F2.8, 1/125 сек., ISO1600.
Сочи. Олимпийский парк. Ребёнок уютно устроился на "Стене чемпионов". Canon EOS 5D + EF 40 мм. F2.8, 1/125 сек., ISO1600.

"Вам шашечки или ехать?" - гласит народная мудрость. Так и со старыми цифровыми фотокамерами. Если нужен результат - выбирайте современный смартфон или современную системную беззеркальную фотокамеру. Старая цифровая фотокамера может предложить только одно (и то - далеко не каждая!) - приятные тактильные ощущения, добротный дизайн, неуловимую харизму старой дорогой японской цифровой фототехники, которую сегодня можно купить за пару тысяч рублей.

Таким образом, старые цифровые фотоаппараты начала 2000-х - это "про шашечки". "Ездить" на них будет неудобно :D

Альбом с представленными в статье фотографиями в ВК (можно комментировать отдельную фотографию)

Ссылки по теме