Выбор старой цифровой фотокамеры для путешествия оказался очень сложным. В этом году становился на двух аппаратах: Olympus Camedia E-20 (анонс камеры состоялся 13 сентября 2001 года) и Canon EOS 5D (анонс 22 августа 2005 года). Обе оснащены зеркальным видоискателем, что считаю важным для комфортной работы в условиях яркого освещения. Olympus E-20 предлагает, наряду с зеркальным видоискателем, LiveView с откидным монитором. Чрезвычайно удобная функция, которая на системных фотокамерах появляется много позже.
Olympus E-20 является компактной фотокамерой с впечатляюще ярким объективом 35-140 мм (экв.) и датчиком Sony в размере 2/3 дюйма на 5Мп. Это классика из 2001 года. Финальный обзор фотокамеры уже есть на канале.
Canon EOS 5D является системной зеркальной полнокадровой фотокамерой с датчиком на 12Мп. Фотоаппарат поехал с двумя объективами: универсальным EF 28-135 мм (который мне нравится своим рисунком, дизайном, размером и весом) и более светосильным 40 мм, который тоже можно назвать в каком то смысле универсальным. Во всяком случае - на полнокадровом аппарате.
Olympus E-20 и Canon EOS 5D можно использовать в M-режиме: полный контроль выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Все возможности для творческой фотографии. Очевидное преимущество перед многими современными смартфонами с базовым ПО.
Обе камеры часто использовались с батарейными ручками, т.к. вес меня не пугает, а наличие второй кнопки спуска затвора и стабильного электропитания считаю важным в путешествии. Батарейная ручка на Olympus E-20 была переоборудована на питание от ёмкой аккумуляторной батареи 7.4V. Батарейная ручка Canon EOS 5D питается от двух батарейных блоков типа BP-511.
Обе камеры отдают RAW (что важно для старого фотоаппарата и позволяет выжать максимум из снимка на современном ПО). Обе камеры пишут на карты памяти CF. Я использовал карту памяти на 2Гб с Olympus E-20 (максимальный поддерживаемый объём - около 200 RAW) и 8Гб с Canon EOS 5D (около 350 снимков RAW+JPEG).
Для организации файлов взял самый лёгкий и компактный из имеющихся ноутбуков - маломощный и винтажный Asus EEE Pc 900 (год выпуска 2008-й). Забавно было установить на нетбук OLYMPUS Master 2. Это позволило перегонять RAW-файлы с Olympus E-20 в формат JPEG. Неприятность: программа не может применить к файлу, выполненному на Olympus E-20, отрицательную экспокоррекцию. Всё сразу - в черный квадрат.
Медленный ноутбук позволил погрузиться в атмосферу начала 2000-х полностью. С другой стороны - мы всегда отдыхаем долго и никуда не спешим ;)
На Canon EOS 5D снимал RAW+JPEG с усиленными настройками резкости, контраста и цвета для JPEG. Это позволило избежать необходимости в "проявке" кадров и получить приемлемый результат для публикации в соцсети. В любом случае я сохраняю все RAW-файлы для дальнейшей проявки дома на хорошем оборудовании. Именно эти файлы лягут в основу следующих публикаций о Кисловодске и Сочи.
В Кисловодске основной камерой выступил Olympus E-20. Камера давала ощущение надёжного аппарата, которым можно снимать в любую погоду. До сих пор внутри объектива ни одной пылинки! Никаких проблем при использовании под дождем. Но счастье не длилось вечно. В Сочи море совсем чуть-чуть плеснуло морской воды справа на корпус и монитор фотокамеры накрылся. Хотя определять границы кадра, фокусироваться и снимать по прежнему можно (используя оптический видоискатель).
Canon EOS 5D использовался второй камерой как менее приятный для меня аппарат. В Сочи, после утопления E-20 камера стала основной. 5D выдержал поездку без проблем. Единственное - в один прекрасный момент развалилась крышка батарейного отсека. Легко исправимо, но факт остаётся фактом.
Основным недостатками Olympus E-20 стали: крайне невысокая производительность (долгое включение, буфер на 3 кадра RAW и почти минутная его выписка на карту); неточный баланс белого (мой экземпляр зеленит, исправляется при проявке).
Canon EOS 5D традиционно скучен, хват менее удобный (даже с присоединённой рукояткой), а его JPEG традиционно невыразителен. Внутрикамерный JPEG с фотоаппарата вполне сравним с результатом, получаемым со смартфона. Просто удивительно, с каким скучным динамическим диапазоном Canon EOS 5D выводит внутрикамерный JPEG. На лицо - программные ограничения датчика, устанавливаемого в профессиональную технику (не думаю, что для 5D создавали датчик специально). Это никого не должно удивлять после программно урезанного Canon EOS 300D и ярких примеров запланированного устаревания, применённого при проектировании линейки классических PowerShot. Полнокадровый 5D не должен был создавать конкуренцию линейке камер EOS 1D. И он этой конкуренции не составляет.
Другим недостатком Canon EOS 5D является посредственный многозонный экспозамер (явно уступающий в точности ESP-замеру Olympus). Впрочем, это решаемо уже при съёмке использованием точечного или центро-взвешенного замеров (столь любимых многими поклонниками марки). Или вы можете поправить кадр уже при проявке RAW.
Конечно, я бы с большим удовольствием взял с собой Canon EOS 1D Mark III - здесь нет искусственно зажатого цвета и искусственно зажатого ДД, но фотокамера умерла этой зимой :(
Таким образом, две ретрокамеры - Olympus E-20 и Canon EOS 5D - будут представлять для вас Кисловодск и Сочи. Все файлы будут выведены из RAW с наилучшими настройками. Кисловодск и Сочи - отличные города, предоставляющие туристу большие возможности.
После месячной работы со старыми цифровыми камерами Olympus и Canon пришёл к нескольким очевидным выводам:
- Вы не получите никакого особенного цвета вместе со старыми цифровыми фотокамерами (будь то CCD или CMOS датчик, датчик от Sony, Canon или Kodak). Это один из распространённых мифов, которые поддерживать здесь, на своём канале, я не буду. Во всех случаях цвет с современного топового смартфона будет, как минимум - не хуже, а часто и лучше (при правильном использовании фотокамеры и настроек смартфона). Старые цифровые фотокамеры не могут вам дать "больше цвета". С любой современной камеры вы получите лучший результат.
- Нужно ли здесь говорить о динамическом диапазоне? Любой современный смартфон, используя некоторые незапрещённые приёмы и математические алгоритмы, даст лучшую проработку в тенях и светлых участках изображения. Старый полнокадровый датчик того же Canon EOS 5D ещё что-то может, но я поневоле вспоминаю фотографии с того же Canon EOS 1D Mark III и понимаю, что фото с 5D всегда хуже по цвету и ДД. Я вновь подозреваю наличие программных "подножек" любительскому полному кадру.
- Необходимость в высоких рабочих значениях ISO жизненно необходима даже на юге, где так много солнца, но оно так быстро норовит закатиться за горизонт. Как только наступают сумерки, рабочим значением ISO становится эквивалент ISO3200. Даже при наличии светосильного объектива! Лучше - больше! К сожалению, большинство старых цифровых фотокамер становится почти непригодными для фотографирования в тёмное время суток. Требование длительной выдержки влечёт за собой необходимость использования надёжного штатива, внешней вспышки, другого осветительного оборудования, что почти всегда неудобно в туристической поездке, где уже сам отдельный фотоаппарат может стать обузой.
- Фотосъёмка на отдыхе отличается от съёмки на той же фотопрогулке. Часто условия освещения контролируются слабо, нужно соображать быстро, ловить мгновение и "окно" в плотном туристическом потоке. На самом деле, пытаться снимать в туристической поездке "для себя" на что-то "серьёзное" - попытка смелая, но безрассудная. Очень скоро вы переключаетесь в программный режим и на автоматические программы. Очень скоро выясняется, что думать просто некогда. На следующем этапе вы понимаете, что фотокамера вас только тормозит и вы переключаетесь на смартфон. Вывод напрашивается сам собой и он очевиден: лучшая фотокамера для путешествия - фотомодуль продвинутого смартфона.
"Вам шашечки или ехать?" - гласит народная мудрость. Так и со старыми цифровыми фотокамерами. Если нужен результат - выбирайте современный смартфон или современную системную беззеркальную фотокамеру. Старая цифровая фотокамера может предложить только одно (и то - далеко не каждая!) - приятные тактильные ощущения, добротный дизайн, неуловимую харизму старой дорогой японской цифровой фототехники, которую сегодня можно купить за пару тысяч рублей.
Таким образом, старые цифровые фотоаппараты начала 2000-х - это "про шашечки". "Ездить" на них будет неудобно :D
Альбом с представленными в статье фотографиями в ВК (можно комментировать отдельную фотографию)