Основная (но не единственная!) тема моего канала - цифровые фотокамеры конца XX - начала XXI века. Историческое время для цифровой фотографии. Уникальное разнообразие цифровых компактных и системных фотокамер, бешеный драйв развития.
Испытывая большую любовь к старой цифровой фототехнике, хочу взять что-то из своей мини-коллекции в путешествие. Конечно, речь пойдёт именно о фотокамере, т.к. модели того исторического периода не умели снимать качественное видео.
HD-видео - единственное объективное преимущество современных моделей фотокамер.
Многие укажут на возможность работы современной фотокамеры на высоких ISO. Гонка ISO идёт бок о бок с такими негативными процессами, как:
- гонка мегапикселей (заканчивающаяся неизменной дискретизацией пикселей, т.к. существующие массовые объективы просто не в состоянии разрешить современный датчик попиксельно),
- ухудшение параметров светосилы объективов (отлично прослеживается именно на компактных фотокамерах, где объектив заменить невозможно),
- снижение качества оптики (объективы очень серьёзно правятся программно - геометрия, виньетирование, аберрации и пр., что позволяет экономить на производстве),
- развитие вычислительной фотографии (рост мощности процессоров камер необходим для вытягивания откровенно слабой картинки в камере).
Сегодня, на цифровой фотокамере, мы получаем нечто большее, чем картинку, которую видите вы или объектив. Картинка не стала хуже, с точки зрения "цветных карандашей", но она потеряла что-то куда более неуловимое... Может быть, стала слишком совершенной?
Мне почти всегда не нравится то, что получается на современной цифровой фотокамере. Особенно, в пересчёте на её стоимость :D
Я могу понять, почему картинка с ретрофотокамеры может стоить 900 рублей (например, столько я заплатил за системный Canon EOS Kiss Digital). Но мне совершенно не понятно, почему картинку, не намного лучшую по качеству, предлагают за 60000 рублей и много больше.
Мне не нравится дизайн корпусов современных фотокамер и используемые материалы. Всё идёт по пути максимального удешевления. Цифровая камера сегодня - ширпотреб. Цифровая камера в начале 2000-х - устройство с претензией на революцию.
Итак, в отпуск хочется взять старую фотокамеру, приятную во всех отношениях. Canon PowerShot SX700 HS буду использовать как видеокамеру. Здесь отличная стабилизация и размах фокусных объектива. Качество видео достаточно для любительского применения. Качество 16Мп фотографий просто ужасно (на крайний случай, с дискретизацией до 8Мп). При этом камера сверхкомпактна и не будет мешать использованию ретрофотоаппарата.
Leica D-Lux 6 выступит резервной фото-видеокамерой. Компактность и светосила встроенного объектива F1.4 стоят многого. Особенно F1.4 полезно при съёмке видео в условиях недостаточной освещённости. В природе существовал ещё только один просьюмер от Samsung с подобной характеристикой оптики. Больше компактов со светосилой F1.4 не делали. Интересно, почему?
Выбрать цифровую ретрофотокамеру для путешествия оказывается куда сложнее, чем я думал изначально!
Чем больше у вас фотокамер, тем сложнее проблема выбора. С этим сталкивался каждый.
Эталон
Начинаю свой отбор с самого любимого фотоаппарата Olympus E-20. Уже при анализе этой SUPERSTARой компактной цифровой камеры становится очевидным - не всё так просто с выбором винтажной фототехники для путешествия. Тем не менее, E-20 становится своеобразным эталоном универсальной цифровой фотокамеры. Именно с ним я сравнивал большинство других претендентов.
Мне удалось победить проблему электропитания на E-20 с помощью батарейной ручки и адаптированного к ней аккумулятора. Теперь фотоаппарат может сделать на одном заряде до 200 фотографий (с неограниченным использованием энергоёмкой функции LiveView и просмотром снятого материала). Есть целая сумка с аксессуарами к данной фотокамере. Но финальный вес фотокамеры и её размеры заставляют дважды задуматься.
Да, я уже ездил с Canon EOS 1D Mark III в Питер. К весу не привыкать, но всё-же. Тогда была зима. Летом большая тяжёлая камера будет восприниматься иначе. Сегодня мой EOS 1D Mark III неисправен (проблема с пылетрясом или затвором), поэтому камера не рассматривается мной как кандидат. А вполне могла бы поехать снова, т.к. 1D даёт лучший цвет. Здесь нет никаких "программных подножек", которые Canon любит ставить пользователям любительских и полупрофессиональных моделей.
- Canon EOS 1D Mark III - мог бы стать кандидатом...
Итак, Olympus E-20 - одна из самых приятных моих фотокамер, которая так и просится в путешествие. Первый достойный кандидат. Но она неприлично много весит. Сравним полный рабочий вес E20 и вес полнокадрового EOS 5D. E-20 весит 1472 грамма. 5D + EF 28-135 мм весит 1467 граммов. 5D весит даже чуть меньше!
Ещё раз повторюсь - сегодня я не рассматриваю E-20 без батарейной ручки, т.к. питание от четырёх элементов AA очень ненадёжно.
- Olympus E-20 - кандидат №1
Есть и другой минус: отсутствие широкого угла на E-20 "из коробки". Нужно навинчивать афокальную насадку, что неудобно в туристической поездке. Минимальное фокусное расстояние замечательного объектива E-20 равно 35 мм (экв.).
Недостаточный угол обзора в каком-то смысле компенсируется соотношением сторон кадра - 4:3. Захват изображения по вертикали, скажем так - больше. Что лучше: 3:2 или 4:3. Это, пожалуй, извечный спор ;)
Главная нерешаемая проблема Olympus E-20 - скорость выписки буфера на карту памяти. Вне зависимости от установленной карты памяти CF, выписка будет занимать неприлично много времени (около 45 секунд!). E-20 гарантированно "глохнет" после трёх выстрелов в RAW. Камера долго просыпается и включается.
Широта взгляда
Среди старых фотокамер начала XXI века было не так много моделей с отлично реализованным широкоугольным режимом. Первое ограничение, с которым вы столкнётесь, выбирая ретрокамеру.
28 мм становятся стандартом лишь с выпуском восьмимегапиксельных просьюмеров, подобных Olympus C-8080 или Sony F828. Кстати, объектив F828 явно не отрабатывает свой датчик в 8Мп (его фактическое разрешение где-то между 6 и 7Мп). Выглядит фотоаппарат круто, отлично лежит в руке, но фотографии с него мне не нравятся :(
Olympus C-8080 - куда более серьёзный игрок. Практически с бескомпромиссным качеством изображения в RAW. Однако, если быть справедливым, тот же Olympus SP-550 UZ даёт в RAW чуть-чуть менее резкую картинку на тех же фокусных, "шумит" сходно, но каков разбег его оптики! SP-550 UZ оказывается ещё более серьёзным конкурентом.
С другой стороны, у этой фотокамеры есть ряд критических недостатков:
- урезанное управление с корпуса,
- отсутствие поворотного монитора (очень плохо при нативной функции LiveView),
- медлительность при работе в RAW.
Вместе с тем SP-550 UZ сочетает в себе приятную картинку в ретро-стиле, лёгкость, компактность, отличный стабилизированный зум-объектив. Приятный бонус - гарантированные "звезды" от солнца и других ярких источников света. Люблю, когда лепестки диафрагмы и объектив дают мне в кадре такие "звёзды". Далеко не каждый компакт на это способен (по памяти - Leica Digilux 2, Sony F828, Sony R1 тоже гарантируют "звёзды").
Не буду рассматривать SP-550 UZ в качестве кандидата, но это сильный игрок среди ретрофотокамер. Сравнимый, повторюсь, даже с C-8080.
Leica Digilux 2, упомянутая выше - классная фотокамера и я без раздумий бы взял её с собой. Но все они умирают - выходят из строя датчики Sony. Мой экземпляр не стал исключением :( Почему лучшие камеры покидают этот мир первыми? Digilux 2, потом 1D...
- Leica Digilux 2 - могла бы стать кандидатом...
Энергетический кризис
Фотокамера SP-550 UZ питается от четырёх элементов AA. Сегодня я отношу это скорее к минусам, чем к плюсам. Между тем,
вопрос электропитания является одним из наиболее важных при отборе фотокамеры в путешествие.
Например, у меня есть много разных фотокамер, но именно C-8080, F828 или SP-550 UZ, например, оказались обеспечены достаточных количеством сменных аккумуляторов, чтобы вопрос электропитания в поездке не возникал. Это важно, если вы выбираете старую фотокамеру для путешествия. Батарей должно хватать!
Стандартная батарея Sony (которых у меня целых три и все фирменные и рабочие) обратила моё внимание на другой совместимый фотоаппарат - Sony R1. Первая беззеркальная фотокамера с несменным объективом. Очень неоднозначная фотокамера, но здесь есть главное - действительно неплохой объектив 24-120 мм (экв.) F2.8-4.8. Здесь действительно качественные 24 мм (экв.), чего не скажешь о потомке - Sony RX10, где полный провал. Объектив R1 покрывает основные фокусные расстояния.
У многих фотографов и по сей день R1 - одна из вторых фотокамер "для души". Этакий объектив с ручкой. Большой, не во всём удобный, как и любая фотокамера с крупным датчиком изображения - требующий более вдумчивого контроля глубины резкости.
Однако, последние съёмки показали, что R1 не идеален. Особенно - в пересчёте на его размеры и вес. Крупный CMOS-датчик изображения R1 неприлично шумный (для своего размера и типа), система многозонного экспозамера неточна, скорость работы не соответствует базовым требованиям, а ЭВИ ещё очень низкого разрешения (приходится выискивать детали невооруженным глазом, отвлекаясь от съёмки).
Создатели R1 слишком много экономили на всём, кроме объектива. Получилась не самая приятная фотокамера.
Зазеркалье
Ориентируясь на качественный зеркальный видоискатель, я обращаю внимание, помимо компакта E-20 (там неподвижная призма с зеркальным слоем), на системные зеркальные фотокамеры (с подвижным зеркалом).
Начало 2000-х - что могло быть лучше цифровой зеркалки?
Все зеркалки Olympus, имеющиеся у меня в наличии, отпадают сразу - бэк-фронт-фокус меня просто выводит из себя. Уже не понятно - что юстировать в первую очередь. Объективы, тушки? И где это делать - сервисы Olympus все позакрывались. Про шумы на датчике я умолчу - на уровне просьюмерок. Из хорошего здесь только одно - цвет. Цвет хорош. Часто это то, что я люблю. Но в остальном - ни харизмы, ни качества.
Konica Minolta Dynax 7D следующий кандидат. Ведь здесь почти "легендарный" CCD-датчик на 6Мп. Это отличная зеркальная фотокамера и у неё, помимо отличной интерпретации цвета, есть главное - харизма. Мне нравится брутальный компакт Minolta DiMAGE 7Hi. Хороша Konica Minolta DiMAGE A200. Мне нравится их продолжение - Dynax 7D.
Dynax 7D является важной вехой цифровой истории Minolta. Это не самая первая системная фотокамера компании. До неё были Minolta RD-175 и Minolta RD-3000, которые, как мы понимаем, сложно рассматривать как фотокамеры современного путешественника :) Dynax 7D стала первой функциональной системной цифровой фотокамерой Minolta, совместимой со множеством замечательных плёночных объективов. Жаль только, что это не полный кадр, а кроп :(
В фотокамеру Konica Minolta Dynax 7D вложено максимум усилий и это чувствуется. По сути, это первая и последняя эффективная системная цифровая камера Minolta. Dynax 5D я никогда не принимал в расчёт.
Как мало цифровых зеркальных фотокамер обладает харизмой и являются приятными в использовании!
Совершенно очевидно, что Dynax 7D - одна из них. Если нет технических проблем - эта зеркалка следующий серьёзный кандидат. Отмечу сразу, что одна техническая проблема у вас возникнет обязательно - "чёрный" кадр при первом включении камеры после долгого периода неиспользования. Достаточно после этого перезапустить фотокамеру - всё должно быть в порядке.
Как и во всех случаях с системными фотокамерами, в путешествие придётся взять минимум три объектива - стандартный зум, телеобъектив и светосильный фикс. И дело здесь даже не в общем весе компонентов системы, а в необходимости всё это раскладывать по сумкам, подсумкам, карманам. А потом постоянно крутить-вертеть туда-сюда объективы :(
Не смотря на это, серьёзно рассматриваю возможность взять в поездку полнокадровый Canon EOS 5D. Камера даёт отличный внутрикамерный JPEG и четкую картинку "пиксель в пиксель". 5D делает отличные фотографии, но есть проблема - камера лишена харизмы. Для меня это - бездушный инструмент. Почему у Canon всегда получаются такие бездушные вещи?
Почему Olympus E-20 вызывает классные эмоции при работе с ним, а Canon EOS 5D настолько "фригиден"?
Интересно, что в предыдущую свою поездку в Питер я практически определился с теми фокусными расстояниями, которые использую чаще всего. Мини исследование собственных снимков с Sony RX10 показало, что для большинства задач мне бы хватило трёх фикс-объективов - 24 мм, 40 мм, 100 мм (макро). Как и большинству из вас.
Протестировав 5D вместе с E-20 неожиданно обнаружил, что цвет с системной фотокамеры мне нравится куда меньше. Но всё исправимо заменой объектива и проявщика. Хорошими компромиссами будут EF 28-135 мм с оптической стабилизацией и SILKYPIX Developer Studio.
- Canon EOS 5D + EF 28-135 mm - кандидат №2
Харизма
Замечательный Dynax 7D напоминает мне, что у "фригидной" Canon был ещё один фотоаппарат. Он есть в моей небольшой коллекции. Кропнутый CMOS-датчик с оптимальными 6Мп на борту.
Конечно, это Canon EOS Kiss Digital (он же Canon EOS 300D). По сути это традиционно наискучнейший EOS 10D программно "урезанный" и помещённый в дешёвый корпус. Сюрприз - Kiss Digital получается на удивление интересным!
Казалось бы - пустяк. Пара дополнительных линий на корпусе. Интересный цвет пластика. Оригинальное расположение вспомогательного дисплея. Превосходный хват. Всё вместе даёт эффект особенной камеры, которая действительно может нравиться. Добавляет прелести тот факт, что EOS 300D - веха в истории цифровой фотографии. Это первая тысячедолларовая цифровая зеркалка. Первая действительно народная любительская зеркалка.
Но главное для меня - качество изображения. Сравниваю Kiss Digital с E-20 и прихожу к выводу - картинка на зеркалке не уступает E-20. Но вот отклонение картинки в мадженту несколько портит всю картину. Замена плёночного объектива на "цифровой" EF-S несколько исправило ситуацию с розовым оттенком на фото. Ещё больше мне понравился цвет при выводе снимка через проявщик SILKYPIX Developer Studio Pro 10. Единственное - в настройках программы "по умолчанию" работа с резкостью не так хороша, как на CameraRAW 14.1 - нужно выбирать режим "детализация". Впрочем, все настройки очень гибкие и всегда можно подобрать что-то ещё более подходящее.
EOS Kiss Digital делает отличный внутрикамерный JPEG (редкое качество). Можно рекомендовать снимать внутрикамерный JPEG с использованием настроек Parameter 2 и последующим повышением резкости в Photoshop (например, интеллектуальная резкость 100%, точка 0,5).
Добавим сюда возможность полноценной работы зеркалки при ISO1600. Это, конечно, неоспоримое преимущество. Пусть ISO1600 может показаться недостаточным сегодня. Но, всё же, в отношении рассматриваемых фотокамер, ISO1600 лучше максимальных ISO320 на E-20.
Представьте себе, я откладываю Canon EOS 5D и рассматриваю Canon EOS Kiss Digital как лучшую альтернативу в поездке. Наличие отличной встроенной вспышки тоже не самое последнее дело (5D лишен встроенной вспышки). EOS Kiss Digital даже более комфортна, чем "щетинистый" Konica Minolta Dynax 7D. Кроме всего прочего, EOS Kiss Digital куда более экономна в потреблении энергии.
Работать с фотокамерой чрезвычайно удобно. У меня на канале даже была публикация "Canon EOS 300D: философия свободной и простой съёмки". Ни одного слова не выкинешь. Это камера, которой можно фотографировать без напряжения. В этом отношении очень символично её название - "цифровой поцелуй".
Не смотря на все "плюшки" EOS Kiss Digital есть и традиционные минусы:
- датчик изображения не является полнокадровым,
- нет LiveView,
- нет откидывающегося монитора (что следует из предыдущего),
- нужно менять объективы и носить с собой, как минимум, телевик.
Всё это может быть очень и очень обременительным в поездке.
Если вы всё-таки решили остановится на системной камере - нужно ли "размениваться" на что-то меньшее, чем "полный" кадр?
Я надолго "задерживаюсь" на EOS Kiss Digital и Dynax 7D. Но требования практичности заставляют двигаться дальше. Безусловно, достаточно чистые высокие значения ISO могут быть благом. Особенно, если учесть, что в большинстве съёмочных ситуаций придётся зажимать диафрагму до F8-F16 (из-за размера датчика и необходимости обеспечить достаточную глубину резкости).
Наглядный пример
С разницей в два года (как быстро летит время!) фотографировал выставку ретроавтомобилей на E-20 и 5D. Интересно, что условия съёмки оказались одинаковыми (пасмурно, дождь). E-20 отработал на ISO80 благодаря достаточной ГРИП уже на F3.2-F4.0. Полнокадровый 5D отработал на ISO800, т.к. при необходимых F8 только это значение светочувствительности давало достаточно короткую выдержку для борьбы с шевелёнкой. 5D усиленно работает зеркалом - вибрации соответствующие. E-20 абсолютно бесшумен, никакого лишнего движения.
Суперзум
Как в начале 2000-х решали проблему сменных объективов? Выпускали для фотолюбителей мостовые фотокамеры - "суперзумы".
Солидные по меркам фотолюбителя монстры с маленькими датчиками изображения, большими объективами и огромными амбициями. Их ключевое преимущество - достаточная глубина резкости уже на открытой диафрагме. Что, в купе с системой стабилизации, позволяет долго оставаться на минимальном усилении сигнала с датчика.
Вот так ISO100 хорошего просьюмера могло быть "эквивалентно" ISO800 на зеркальной камере. Конечно, эквивалентно весьма условно.
Я не рассматриваю в кандидаты такой аппарат, как Samsung Pro815 - уникальную фотокамеру с зум-объективом 28-420 мм (экв.) и CCD-датчиком 2/3-дюйма на 8Мп. Даже не из-за размера камеры, плохого монитора и низкого быстродействия. Слишком редкий формат аккумулятора. Я изготовил фальш-аккумулятор из неисправной батареи, но в путешествии с проводом точно будет неудобно.
Но у меня есть другая интересная камера с меньшим датчиком, но куда более удобная - Panasonic FZ50. Очень многие, уверен, с большой теплотой вспомнят этот фотоаппарат. Пусть JPEG с камеры не впечатляет, но из RAW можно что-то вытянуть. Опять же, SILKYPIX Developer Studio - в помощь. Именно с этим проявщиком фотокамера поставлялась. Кажется, у меня ещё один реальный кандидат в путешествие.
- Panasonic Lumix DMC-FZ50 - кандидат №3
Присмотревшись к FZ50 подробнее, я пришёл к выводу, что в своё время недооценил этот фотоаппарат (есть ряд публикаций на канале).
Здесь есть то изображение, которое мне нравится по фотокамерам Olympus SP-550 UZ и Olympus C-8080. Баланс белого даже более точен, картинка даже чуть ярче (в плане цвета). Объектив тоже весьма и весьма неплох и единственным существенным недостатком в путешествии является отсутствие широкого угла (максимум здесь - 35 мм экв.). Последнее лечится афокальной насадкой.
Всё остальное на камере есть:
- формат RAW (брать с собой ноутбук придётся в любом случае),
- фиксация фокуса кнопкой под большой палец,
- фиксация экспозиции через полунажатие спуска затвора,
- распространённые карты памяти SD с поддержкой большого объёма,
- оптическая стабилизация изображения,
- рабочие ISO400,
- яркий и чёткий основной монитор,
- отличная система крепления монитора.
Шарнир монитора на FZ50 расположен снизу. Хуже решения Olympus C-7070, но куда удобнее, чем "видеокамерный" вариант (шарнир слева). Одним движением откинули монитор FZ50 вниз, чтобы снять "от живота". Закрыли - работаете с ЭВИ, который, к сожалению, оснащён посредственной оптикой. Но, как мы уже поняли -
собрать все "плюшки" в одной ретрофотокамере не удастся. В любом случае выбранный вариант будет в чём-то компромиссным!
FZ50 - очень интересная фотокамера из категории "всё включено".
Просьюмерка-суперзум от Panasonic вновь возвращает меня к одной из самых функциональных и "свежих" фотокамер моей небольшой коллекции - Sony RX10. Это тоже самое, что и Sony RX100 II, только улучшено прямое ручное управление с корпуса, объектив 24-200 мм с постоянной светосилой F2.8, дополнительные возможности при съёмке видео (включая возможность подключения наушников, микрофона, регуляцию уровня записи звука, "зебру" и прочее).
В путешествии крайне заманчиво иметь старую цифровую фотокамеру, которая умеет неплохо снимать видео.
Я уже брал RX10 с собой в Питер и, честно говоря, я остался не в восторге от результата. Возможно, дело было в неверном выборе формата сохранения фото и видео. Видео я писал в MP4-формате, а нужно в XAVC S. Для сохранения фото я выбирал формат 10Мп JPEG, творческий стиль Std., а нужно было выбрать RAW+JPEG Vivid с откорректированным в -2 контрастом. Может быть...
Пытаюсь по разному, но всё равно не получаю от RX10 того изображения, которое мне бы нравилось. Вроде есть всё нужное, а что-то неуловимое, но важное - отсутствует... Я уже молчу про дикую геометрию оптики и ужасное виньетирование на 24 мм (экв.) - всё гасится программно.
Тенденция нового времени. Камеры стали оснащаться слишком мощными процессорами и слишком примитивными стёклами, требующими многочисленных программных исправлений.
RX10 так и не становится кандидатом на камеру в путешествие.
UPDATE 1:
Совсем забыл напомнить поклонникам ретроцифры о замечательной компактной фотокамере Panasonic Lumix DMC-LC5. Камера не предоставляет вам возможность снимать в RAW, здесь всего 4Мп и объектив 33-100 мм (экв.). Зато эта компактная фотокамера действительно компактна и по совокупности качеств не менее привлекательна, чем Olympus E-20.
Компакт основан на фирменном CCD-датчике Panasonic. В том же далёком 2001 году первая профессиональная зеркальная камера Canon EOS-1D получает APS-H CCD-матрицу производства Panasonic с аналогичным разрешением в 4Мп и сходной интерпретацией цвета. Поэтому, LC5 можно назвать "маленьким 1D". Цвет здесь совершенно особенный, обработка снимка шикарна прямо на стандартных настройках, красный цвет вообще непревзойдённый. Объектив здесь легендарной конструкции Canon 33-100 мм (экв.) F2.0-2.5. Такие объективы в своё время широко устанавливались на фотокамеры разных брендов (точно такой же блок объектив + видоискатель установлен на культовые Canon PowerShot G1 и G2, на имеющийся в моей коллекции Casio QV-3500EX и на другие камеры). Это отличное стекло, пусть и не дальнобойное.
- Panasonic Lumix DMC-LC5 - кандидат №4
UPDATE 2:
Ещё одной интересной ретрокамерой, подходящей для использования в путешествии, является Sony Cyber-shot DSC-F717. Здесь есть два существенных затруднения: отсутствует широкий угол "из коробки" (38-190 мм F2-2.4) и отсутствует возможность снимать в RAW. Тем не менее, я всерьёз рассматриваю вариант с F717, т.к. здесь действительно отличный внутрикамерный JPEG, светосильный объектив с интересной картинкой, относительно компактные размеры. У меня есть достаточное число аккумуляторов к этому фотоаппарату, есть внешняя зарядка и возможность заряжать аккумулятор в камере. А отсутствие RAW лишь означает одно - меньше возни со снимками. Хотя все мы понимаем, чего лишаемся вместе с RAW.
Прихожу к выводу, что F717 - одна из моих лучших ретрокамер.
- Sony Cyber-shot DSC-F717 - кандидат №5
Что выбрать?
Итак, переработав список технически исправных ретрофотокамер с достаточным обеспечением батареями и аксессуарами, я остановился на пяти моделях. Неплохо для начала ;) Ниже ещё раз привожу список с указанием основных значимых спецификаций:
- Olympus E-20: 35-140 мм (экв.) F2.0-2.4 без стабилизации; CCD, 2/3 дюйма, 5Мп; рабочие ISO80-320; оптический зеркальный видоискатель; полноценный LiveVeiw + откидной монитор; карты CF до 4Гб; питание 4 батареи AA (или другое)
- Canon EOS 5D любой объектив Canon EF; стабилизация в объективе (при наличии); CMOS, полный кадр, 12Мп; рабочие ISO100-1600; оптический зеркальный видоискатель; LiveVeiw нет; карты CF; питание батарея BP-511
- Panasonic Lumix DMC-FZ50 35-420 мм (экв.) F2.8-3.7 с оптической стабилизацией; CCD, 1/1,8 дюйма, 10Мп; рабочие ISO80-400; ЭВИ; нативный LiveVeiw + откидной монитор; карты SD; питание CGR-S006E (можно установить CGA-S002E)
- Panasonic Lumix DMC-LC5 33-100 мм (экв.) F2.0-2.5 без стабилизации; CCD, 1/1.76 дюйма, 4Мп; рабочие ISO100-200; оптический согласованный видоискатель; нативный LiveVeiw, монитор жёстко встроен; карты SD не более 512Мб; питание CGR-S602E (или BP-DC3)
- Sony Cyber-shot DSC-F717 38-190 мм (экв.); F2.0-2.4 без стабилизации; CCD, 2/3 дюйма, 5Мп; рабочие ISO100-400; ЭВИ; нативный LiveVeiw, монитор поворотный (с блоком объектива); карты Memory Stick до 2Гб; питание NP-FM50, заряжается внутри камеры
Две фотокамеры "в уме", не вошедшие в список по причине критической неисправности: Leica Digilux 2 (он же Panasonic LC1) и Canon EOS 1D Mark III.
Получился очень интересный "выстраданный" набор: оригинальный просьюмер от Olympus с зеркальным видоискателем, первый Lumix, лучший Cyber-shot, полнокадровая "зеркалка" Canon, культовый суперзум от Panasonic.