Изучаем гастрономические пристрастия и рецепт варенья на воде из лепестков роз.
Отвечая на накопившиеся комментарии к различным статьям блога и письма, пришедшие на почту интернет-магазинчика Фиолетовый сон violetdreaminfo@gmail.com, наткнулись на теплые слова по поводу темы «литературного варенья». Захотелось написать еще про одно.
Слишком русский для французов, слишком француз для русских
Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле. Детство провел в имении матери Спасском-Лутовинове, недалеко от Орла. Тургеневы еще с 1600-х годов владели этой землей, пожалованной им в награду за военную службу
Владениями из двадцати деревень и пяти тысяч душ, после того, как полковник Тургенев покинул дом, управляла барыня – Варвара Петровна Тургенева. Женщина чрезвычайно строгая и деспотичная, она требовала соблюдения суровой дисциплины и за малейшие ошибки наказывала кнутом. Иван и брат Николай тоже частенько страдали от железного материнского кулака, но пользовались огромной свободой бродить по сельской местности и играть с крестьянскими детьми.
Вот откуда эта тоска по рассветным часам, низкому туману и восхищение красотой русской деревни.
В пятнадцатилетнем возрасте Иван поступил в университет, а после окончания продолжил обучение в Берлине. Россия снова увидела его в 1841 году — молодого, красивого, элегантного, необычайно культурного. В 1842 году роман с крестьянкой подарил ему дочь Пелагею (Полину), а через год весь Петербург шептался о новой страсти Тургенева. Он познакомился и влюбился в знаменитую певицу Полину Виардо, которую будет любить всю жизнь.
Чтобы отвлечься, он уезжает в деревню. Лето и осень 1946 Тургенев провел в Спасском-Лутвинове, где много охотился. Материала для рассказов накопилось столько, что хватило потом на несколько лет.
Он снова покидает страну, чтобы работать. Грезы о России вдохновляют его на написание коротких и замечательных рассказов, в которых описывает сцены из сельской жизни. Опубликованные в русском журнале Le Contemporain они были восприняты как жесткая сатира на крепостное право. «Сказки охотника» потрясают Россию, и вернувшегося в 1850 году Тургенева встречают восторженно. Он был привлекателен, богат и знаменит, женщины адресовали ему подарки и искали внимания, но он так и не смог забыть свою любовь.
В 1952 году умер Гоголь. Тургенев, восприняв это известие как национальную трагедию, пишет и размещает, запрещенный цензурным комитетом, некролог. В результате Тургенева взяли под стражу и отправили в ссылку в Спасское, где он провел полтора года.
В 1861 году, на заре великих реформ, Тургенев был нужен России больше, чем когда-либо. Но Тургенев разочаровывается как в политике, так и в любви.
В эти смутные времена Россия полна отцов, не понимающих своих сыновей. Тургенев берется за перо и в романе «Отцы и дети» с помощью Базарова, сурового, непримиримого, отрицающего все и вся студента, описывает новый тип революционеров – нигилистов. Роман, опубликованный в 1862 году, вызвал бурную полемику. Консерваторы и радикалы были возмущены, одни говорили о чрезмерной карикатурности героя, другие о недостаточности критики. В любом случае в глазах Запада Тургенев становится старейшиной русской литературы - до публикации «Преступления и наказания» Федора Достоевского в 1866 году и «Войны и мира» Льва Толстого в 1867 году.
Европейский по своей культуре, но русский по духу, он не видит себя в новой революционной России, и снова покидает родину.
Последние дни жизни были мучительными, он болел раком, но его окружает семья Виардо и Полина. «Добрый великан» скончался в 1883 году в Буживале, присоединившись к Пушкину и Гоголю в бессмертии.
На три года старше Федора Достоевского, на десять лет старше Льва Толстого, Тургенев — самый западнический из трех великих авторов. Да, возможно, правы те, кто утверждает, что ему не хватило мощи дотянуть до Достоевского и Толстого, но он вместе с ними прославил русскую литературу XIX века.
Спасское-Лутовиново
Ну, а теперь, чтобы не спорить, отправляемся в Спасское-Лутовиново - государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева для исследования гастрономических пристрастей писателя.
Главным богатством музея является дом с находящейся в нем коллекцией подлинных вещей, ранее принадлежавших семье писателя и ему лично, и «флигель изгнанника», где Иван Тургенев жил во время спасской ссылки.
Кстати, в Москве тоже есть тургеневские места. Например, с 1840- по 1850 года на Остоженке жила Варвара Тургенева. Иван Сергеевич часто гостил у матери. Теперь здесь размещается Музей И.С. Тургенева.
Варвара Тургенева, правящая в своих владениях с жестокостью, Ивана Тургенева обожала. И Иван Сергеевич уважал ее, ведь она была сильной, интересной и опытной в жизненных делах женщиной. В имении она ткала ткани, делала свечи, сеяла, рубила лес, управляла лесопилками и печатала собственную газету.
И, конечно, одним из важных аспектов жизни в Спасском были кулинарные заготовки и многочисленные обеды с большим количеством гостей. Хозяйка удивляла гостей изысканными блюдами, кулинарными способностями и художественными методами подачи.
Тургенев много времени проводил за границей, жил в Париже, обедал в лучших ресторанах и знал толк в хорошей еде. Но он всегда оставался ценителем русской кухни, поэтому при возвращении в родное имение Варвара Петровна "целые дни придумывала, чем бы угодить сыну."
В 1874 г. именно он был избран «главным по части кушаний» на литературных обедах в Париже, где компанию ему составляли Гюстав Флобер, Эдмон де Гонкур, Альфонс Доде и Эмиль Золя. Первый так называемый «обед пяти» состоялся в «Кафе Риш». Кулинарные пристрастия каждого Доде описал в своей книги "Тридцать лет в Париже".
🥧 Обед с Тургеневым: шарлотка и варенье из крыжовника
На горячее одним из самых популярных блюд, которые готовили для Ивана Тургенева, были телячьи котлеты в бульоне. Их рецепт согласно семейному преданию был изобретён матерью писателя, Они подавались с многочисленными закусками, писал в своей книге «Мои воспоминания» друг Тургенева Афанасий Фет. Гостей угощали, например, грибами, жареной печенью в сметане, маринованными овощами и картофелем молодого урожая.
Кроме того, писатель очень любил шарлотку russe. «Я обедаю у вас..не угодно ли вам принять это приглашение? — Решено, что 5-го числа в вашей маленькой китайской гостиной вы будете иметь за столом одного лишнего гостя. Я прошу на этот день шарлотку русс», — писал Тургенев Полине Виардо 20 октября 1848 года.
Шеф-повар Мари-Антуан Карем внес существенные изменения в существующий рецепт традиционной английской шарлотки, заменив хлеб, пропитанный маслом или яблочным сиропом, печеньем, а яблоки — баварским кремом. Александр I, посетивший Париж в 1814 году, попробовал этот десерт, и с тех пор рецепт получил название charlotte russe.
В своей книге «Мои воспоминания» друг Тургенева Афанасий Фет писал, что в честь возвращения в Россию и визита сына в деревню в имении Спасское-Лутовиново был устроен пир; его мать Варвара Петровна тщательно подбирала угощения. Ни один визит не обходился без любимого десерта писателя — крыжовенного варенья. Его варили в огромных количествах, и Тургенев делился лакомством с крестьянскими детьми, подходившими к окну флигеля.
"Заказывались и обдумывались его любимые кушанье, в особенности крыжовниковое, любимое его, посылалось большими банками во флигель, и надо сказать, что оно необыкновенно быстро истреблялось с моею помощью и с помощью разных дворовых ребятишек, которые смело подходили к окну его флигеля." (Афанасий Фет «Мои воспоминания»)
Даже в романе «Отцы и дети» есть упоминание об этом варенье: «…на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами "кружовник".»
Еще одним любимым лакомством было особенное варенье из луговой клубники. Варвара Петровна выращивала махровые розы и готовила из лепестков розовую воду, на которой и варили варенье. В то время розовую воду называли гуляфной от персидского слова «гюль» - роза. Рецепт 1827 года был найден в запасниках музея. «Возьми фунтъ сахару, разведи его пополамъ с отварною и гуляфною водою, и поставя на жаръ, свари изъ него сыроп, и какъ уварится в надлежащую густоту, то положи въ него клубники, и на легкомъ жару оную кипяти; но должно смотреть, чтобы клубника не развалилась, ибо она слабее всякой ягоды к варенью, почему и должно оную мнее другихъ ягодъ въ сыропе варить.»
Кстати небольшое количество гуляфной воды добавляли раньше в пряники или настойки, и в варенье. А не попробовать ли и нам сварить такое варенье на лепестках роз?
Вы можете ознакомиться с некоторыми уже опробованными рецептами.
Спасибо всем читателям канала, которые поддержали наши поэтические заметки.