Найти тему

Итальянский бомбардировщик Второй Мировой: CANT z.1007 "Alcione".

Оглавление

В этой статье поговорим о CANT Z.1007 Alcione ("Зимородок") некоторые даже считают его лучшим бомбардировщиком Италии Второй мировой войны. Но самолет не был лишен минусов. Regia Aeronautica использовали его почти на всех значимых театрах военных действий. Как же появился на свет один из основных ударных самолетов итальянских военно-воздушных сил?

CANT Z.1007
CANT Z.1007

История проектирования.

Главным производителем средних бомбардировщиков в Италии была компания SIAI, но к концу 1930-х годов конкуренцию ей попыталась составить CANT (Cantieri Aeronautici e Navali Triestini).

Машина, над которой трудились инженеры фирмы, получила не самую распространенную в мире трехмоторную схему. Но в Италии он была очень популярна. Причина проста: авиапромышленность просто не могла обеспечить выпуск подходящих по мощности двигателей, и когда конструкторы других стран обходились двумя моторами, итальянцам приходилось ставить третий.

Под флагом CANT инженер Филиппо Заппата в 1935 году начал проектировать CANT Z.1007 и Z.1011. Оба оснащали двигателями Isotta-Fraschmi Asso XI RC.15 мощностью 625 кВт. Но у первого было три, а у второго - только два мотора.

Филиппо Заппата (6 июля 1894 – 30 августа 1994).
Филиппо Заппата (6 июля 1894 – 30 августа 1994).

В марте 1936 года начал проходить испытания двухмоторный самолет, но он продемонстрировал очень плохие летные данные. Низкая для таких габаритов мощность этого двигателя вынудила Regia Aeronautica заказать для производства трехмоторный CANT Z.1007. Полностью деревянный Z.1007 оказался более удачной конструкций, если сделать поправку на размещение двигателей.

Через год, 16 марта 1937 года, испытали трехмоторный Z.1007 с двигателями Isotta-Fraschini Asso XI.RC15, которые позже заменили на Asso XI.RC40 с улучшенными высотными характеристиками и мощностью 900 л.с. За это время конструкторы серьезно переработали машину.

CAN'T Z.1007bis
CAN'T Z.1007bis

Новая боевая машина получила три радиальных двигателя Piaggio IX мощностью 1000 л.с. Эту модель назвали Z.1007bis, впервые она поднялся в воздух в 1938 году. Бомбардировщик стал глубокой модификацией предшественника. Изменились не только двигатели, поперечное сечение самолета тоже увеличили и полностью переработали. Кроме того, конструкция включала увеличение остальных размеров. Изменения коснулись оборонительный точек на "спине" и "брюхе", хвостового оперения.

Еще до первого полета правительство заключили контракт на серийное производство самолетов этого типа, поскольку была уверенность в высоких летных характеристиках, их обеспечивали аэродинамические формы самолета, более чистые, чем у S.79, и силовая установка, более мощная, чем у Z. 1011.

В общей сложности выпустили 580 самолетов: 486 машин CRDA и 94 - IMAM (Industrie Meccaniche e Aeronautiche Meridionali), поставки продолжались с января 1939 года до августа 1943 года.

Техническое описание

Z.1007 имел стандартную конфигурацию моноплана со среднерасположенным крылом, одинарным оперением, убирающимся шасси и экипажем из пяти или шести человек.

У него была деревянная конструкция и форма, которая была гораздо более аэродинамичной, чем у SM.79.

У Z.1007 получил три двигателя: один в носу и два в крыльях. Такая схема была очень характерна для итальянских самолетов Второй мировой войны.

У бомбардировщика был тонкий фюзеляж потому, что два пилота сидели друг за другом, а не бок о бок, как у большинства бомбардировщиков того периода.

CAN'T Z1007bis поздних выпусков с двойным хвостовым оперением
CAN'T Z1007bis поздних выпусков с двойным хвостовым оперением

Такое решение уменьшало лобовое сопротивление, но немного осложняла работу обоих пилотов. Их сместили к левому борту, чтобы бомбардир мог попасть в свой отсек под ногами пилота (прямо за центральным двигателем), нырнув через отверстие под приборной панелью правого борта.

Кабина пилотов Z1007
Кабина пилотов Z1007

На передней и задней приборных панелях расположили пилотажные и навигационные приборы, а датчики контроля двигателя находились по правому борту, чтобы задний пилот мог видеть их за плеча переднего. Да, обзор у него был ограничен, но все равно позволял приземлиться или взлететь при необходимости. Однако его основной целью было дать отдых первому пилоту и добавить усилий к элементам управления, когда это необходимо. Кроме того это дополнительная пара глаз, чтобы замечать проблемы и следить за приборами.

В экипаже было пять членов: пилот, второй пилот, бомбардир / штурман / подфюзеляжный стрелок, стрелок / радист и боковой стрелок / бортинженер.

Бортовой стрелок Z.1007 у одного из своих пулеметов
Бортовой стрелок Z.1007 у одного из своих пулеметов

Как и большинство трехмоторных итальянских самолетов того периода, Z.1007 страдал от плохого оборонительного вооружения, хотя был не хуже современников, многие из которых не имели вращающейся турели, боковых пулеметов, подфюзеляжной пушки или их комбинаций.

Турель, которая защищала нижнюю часть задней полусферы Z.1007
Турель, которая защищала нижнюю часть задней полусферы Z.1007

Другими проблемами стали низкая надежность двигателя и малая удельная мощность. Дело в том, что три двигателя Z.1007bis мощностью 1000 л.с. были сопоставимы с двумя двигателями мощностью 1500 л.с. каждый, но это компенсировал дополнительный вес третьего двигателя. "Зимородок" имел проблемы с продольной устойчивостью, позже их удалось частично решить с помощью двойного оперения.

Деревянная конструкция Z.1007 из-за сложных климатических условий в Северной Африке и России со временем начинала трескаться и местами даже расслаиваться, но позволяла самолету всплыть в случае крушения на море. Расслоение поверхности и деформация значительно увеличивали лобовое сопротивление самолета.

Всего было построено 660 Alciones.

Z.1007 первых серий
Z.1007 первых серий

Во время производства серии I-III Z.1007bis имели единый руль направления. Серии IV-IV получили сдвоенные стабилизаторы и рули направления. Эффективность изменений стала очевидна в ходе летных испытаний, которые провели на 8 предсерийных образцах.

Z.1007 после изменения хвостового оперения поздних серий
Z.1007 после изменения хвостового оперения поздних серий

Z.1007bis развивал максимальную скорость 455 км/час на высоте 4600 м. Дальность полета составляла около 2000 км, а максимальный потолок - 8 421 м.

Экипаж состоял из 5 человек: пилота, второго пилота, радиста-наводчика, хвостового стрелка и стрелка, который управлял любым из боковых орудий. Оборонительное вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов в подфюзеляжной и верхней турелях и двух 7,7-мм пулеметов в бортовых установках. Z.1007bis нес максимальную бомбовую нагрузку 1 200 кг бомб или две 17,7-дюймовые торпеды.

экипаж CANT Z.1007
экипаж CANT Z.1007

Окончательная версия, Z.1007ter, появилась в начале 1943 года. В нем использовался радиальный двигатель Piaggio P.XIX, который обеспечивал Z.1007ter максимальную скорость 304 мили в час и потолок 32 890 футов. В Италии построено 35 таких вариантов

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CRDA (CANT) Z.1007ВIS

  • Двигатели: "Пьяджо" P.XI RC40 мощностью 1000 л. с. - 3шт.
  • Размеры:

– длина, м: 18,55

– высота, м: 5,65

– размах крыла, м: 24,80

– площадь крыла, м²:75,30

  • Вес, кг:

– пустого самолета: 9396

– взлетный: 13621

Технические характеристики:

  • максимальная скорость, км/ч: 464
  • дальность полета: 2560 км без бомб, 1510 км с 1200 кг бомб
  • практический потолок, м: 8000
  • Вооружение: два 12,7-мм и два 7,7-мм пулемета, до 1200 кг бомб
  • Экипаж из 5 человек: пилот, второй пилот, радист/ наводчик, хвостовой стрелок и второй стрелок.

Боевое применение

Z. 1007 официально поступил на вооружение весной 1940 года в составе 47-й бригады 106-го и 107-го Stormo.

Один из первых Z.1007 на вооружении итальянских ВВС
Один из первых Z.1007 на вооружении итальянских ВВС

Z.1007 воевал и во время осады Мальты (июнь 1940-ноябрь 1942). Его использовали для ночных бомбардировок, хотя на самом деле пригодилось менее половины из 30 самолетов, которые участвовали в кампании.

Z.1007 разных подразделений
Z.1007 разных подразделений

Сражение за Мальту закончилось решительной победой союзников, которая стала мощным ударом по действиям стран Оси в Средиземном море. Для бомбардировок Мальты активно привлекали только 50-й полк. Экипажи Z.1007 совершали немногочисленные боевые вылеты до осени 1942 года, но теперь у англичан вместо старых "гладиаторов" были грозные "Spitfire" Mk.V, каждая встреча с ними оканчивалась тяжелыми последствиями для итальянцев.

Смертоносный груз Z.1007
Смертоносный груз Z.1007

Во время Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 г.) Италия поставила только три Z. 1007 в Бельгию из 174 Squadr. Aut. R.S. (174-я стратегическая разведывательная эскадрилья). Самолеты, использовали в разведывательных целях, но большой нужды в это уже не было. Поэтому, когда они прибыли в сентябре, итальянские пилоты выполняли второстепенные задачи - хотя и без потерь.

Z. 1007 мог проявить себя во время итальянского вторжения в Грецию. Первый удар нанесли 2 ноября по г. Янина. После этого, чтобы показать, что у Regia Aeronatica "длинные руки", итальянское командование спланировало серию налетов на английские нефтезаводы на Ближнем Востоке. Хоть этот восток и называется "ближним", путь до него совсем не короткий, особенно для итальянских бомбардировщиков. Большинство аэродромов в Греции заняли немцы, поэтому лететь предстояло почти от самой Югославии. Для этой задачи выделили 204-я эскадрилью 41-го полка, самолёты которой взяли курс на Хайфу 29 сентября 1940 года. Маршрут Z.1007bis частично пролегал над территорией Ливана, который был тогда подмандатной территорией Франции.

Строй Z.1007
Строй Z.1007

Греко-итальянский театр выявил серьезный недостаток в Z.1007 - на его деревянную конструкцию сильно влияла окружающая среда. Влажность и осадки в регионе во время конфликта привели к деформации, которая сильно снижала общую надежность машины, особенно критические моменты.

Тем не менее, из-за отсутствия лучших альтернатив и доступности Z. 1007 продолжали служить. Это привело к их появлению над Югославией в начале апреля 1941 года. Югославский фронт просуществовал с 6 по 18 апреля и привел к решающей победе стран Оси.

Итальянцы объединили силы с немцами и венграми. С тех пор Z. 1007 использовали в основном в Средиземном море для контроля жизненно важных судоходных путей.

Подготовка к вылету Z.1007.
Подготовка к вылету Z.1007.

"Зимородок" также участвовал в операциях в Северной и Восточной Африке, а служба на Восточном фронте оказалась недолгой - опять же из-за экстремальных погодных условий, особенно на советской территории.

В сентябре 1943 года итальянское правительство подписало перемирие с союзниками. При отступлении на север немцы захватили около 30 Z. 1007, но никогда не использовали их в бою. Оставшиеся машины попали в руки реорганизованных итальянских военно-воздушных сил ("Italian Warring Air Force"), которые сражались с державами Оси.

Одними из последних Z.1007 вывели из состава ВВС Хорватии. 6 итальянских бомбардировщика подарили своим балканским союзникам немцы летом 1944 г., чтобы те активнее боролись с партизанами НОАЮ. Хорваты были иного мнения о машинах. Все шесть самолётов использовали только для обучения летного состава, пока хватало запчастей. К началу 1945 года Z.1007 пришлось списать.