Это продолжение статьи про то, каким стал китайский автопромом в 2020-е годы. То, какими были китайские автомобили раньше и то, какими они стали сейчас — совершенно разное. Какие-то бренды даже успели обрасти историей и завоевать доверие, какие-то только идут к этому, а у каких-то будущее туманно и возможно даже сомнительно.
В этой статье подведём итоги и попробуем понять как относиться к разным брендам китайских автомобилей.
1950–1980-е
1990–2000-е
2010-е
2020-е
И что же дальше?
А дальше китайский автопром будет расти и развиваться, хотим мы этого или нет. Но в текущем срезе уже можно провести предварительные итоги. Итак, если кратко, то можно сгруппировать автомобильные марки в несколько групп.
Уважаемые товарищи
До середины прошлого века китайской автомобильной промышленности, фактически, не существовало. Она появилась благодаря помощи СССР, а первые автомобили были преимущественно грузовые и военные, собранные на основе устаревших советских моделей.
Из таких действительно старых и заметных компаний со своей, хоть и не удивительной, но историей, сегодня можно выделить FAW, Hongqi и Dongfeng, а также более молодые их производные — Bestune и Voyah.
FAW и Dongfeng — это преимущественно грузовики, спецтехника внедорожники и микроавтобусы. Учитывая достаточно долгую историю и большой опыт, можно сказать, что это автомобили, проверенные временем. Hongqi — действительно премиальный автомобиль, десятилетиями разрабатываемый для первых лиц. А Bestune и Voyah — современные последователи старых компаний. Поэтому ко всем этим брендам можно относиться с уважением, даже если названия вам режут слух, а логотипы ни о чём не говорят.
Лихие из нулевых
В 80-е и 90-е китайские дороги стали массово заполняться японскими автомобилями, вместо советских. Они стали вдохновляться ими и копировать кто как сможет. Также к началу нового тысячелетия китайская экономика пошла в гору и у них массово стали открываться новые автомобильные бренды на любой плохой вкус и некрасивый цвет. Компании-новички, которых вчера ещё не было, сегодня уже начали выпускать настоящие автомобили. Так как своей истории нет и учиться ремеслу времени не было, они пошли по пути бездумного копирования и коверканья всего подряд — названий, логотипов и самих автомобилей.
Так в 00-е (плюс-минус), появились несколько брендов, но более примечательные из них — Geely, Chery, Lifan и менее популярные у нас BYD, JAC и BAIC. Они пережили мракобесие, но сумели найти в себе силы встать на правильный путь. Но не все.
BAIC появились позже остальных и как-будто не успели на волну копирования, поэтому занялись этим позже и только недавно начали отходить от плагиатства. В своё время они копировали Мерседес, Джип, а также японские и даже китайские паркетники (бывает и такое). Сейчас выпускают машины под брендом Beijing (Пекин).
Компания Lifan слишком долго и бездумно копировала и воровала всё подряд, а в Китае, как вы знаете, суровые наказания за кражу (особенно были в недавнем прошлом). Поэтому Lifan можно назвать одним из главных вредителей. Карма сработала и в 2020 году компания объявила о банкротстве. Однако, их спасли Geely, взяв в соучредители новой автомобильной марки Livan. Получается, они даже название сами у себя украли, поменяв одну букву.
Сегодня все эти бренды — уже относительно проверенные, но осадочек остался. Отмывать репутацию придётся ещё несколько лет.
Скромные ребята
Great Wall, Changan и GAC вели себя гораздо лучше и значительно меньше «вдохновлялись» успешными европейскими и японскими машинами. Они выбрали свой путь и потихоньку ему следуют.
В целом, к этим брендам можно относиться как минимум нейтрально, ничего криминального они не сделали.
Евроазиаты
Некоторые китайцы отклонились от курса партии и сразу выбрали прозападный путь. К таким брендам можно отнести китайско-немецкий Brilliance (совместно с BMW), Sehol / Москвич (Volkswagen + JAC), китайско-шведский Lynk & Co (Volvo + Geely) и практически чисто немецкий Jetta (Volkswagen + FAW).
Но у этой группы своя иерархия. Brilliance последние годы не выпускает новые модели автомобилей и находится на грани банкротства; этот тот редкий случай, когда европейцы из BMW выкупают контрольный пакет акций китайской копании, а не наоборот. Sehol корнями растёт из китайской компании, но теперь принадлежащая немцам. Lynk & Co — более молодая прогрессивная компания, растущая и выпускающая разнообразные технологичные и электрические автомобили. Ну, а Jetta это появившийся позже остальных некий среднячок: там пока небольшой модельный ряд, а сами автомобили достойные, но ничего сверхъестественного.
Поэтому, если вы хорошо относитесь к европейским автомобильным компаниям, можете хорошо относиться и к этим, но к Бриллиансу всё-таки с неким подозрением.
Революционеры
Haval, Exeed и Zeekr — достаточно новые, но, в то же время, уже в какой-то степени зарекомендовавшие себя бренды. Haval — крепкий среднячок, выпускающий неплохие паркетники с хорошими продажами на местном авторынке. Exeed хоть и вырос из Chery, но начал всё с нуля при сотрудничестве с западными специалистами; сегодня это достаточно хорошие и престижные автомобили (по крайней мере, по меркам Китая). Zeekr — самый технологичный и премиальный из этой троицы.
Многие уже относятся к этим брендам положительно, но для точной оценки должно пройти какое-то время. Но товарищи идут верной дорогой.
Свежие субпродукты
Буквально недавно стало появляться много новых марок китайских автомобилей без особого смысла. В их числе Tank, Omoda, Ora, Jetour, Jaecoo и Livan. Бренд Omoda, например, сделали только для того, чтобы заполнить российский рынок; Livan — ради того, чтобы спасти от банкрота компанию Lifan; а Tank вообще является суб-суббрендом. При этом этим новым автомобильным маркам на момент написания статьи буквально пару лет (ну, кому-то чуть больше), они не успели сменить генерации и обзавестись какой-то историей.
Если сравнивать с предыдущими революционерами, эти автомобили в среднем стали позже появляться на местных дорогах и такой большой популярности не обрели (ну, разве что Omoda и в какой-то степени Tank). Более того, у них скудная история и философия. И они не делают ставку на супертехнологичные электромобили или на сотрудничество с западными специалистами, а предпочитают брать уже ранее придуманные идеи и идти по проторенной дороге, разве что, возможно, в новой обёртке. При чём в спонтанной, ничем не обусловленной. То есть появились они практически только с той целью, чтобы быть. Чем-то это напоминает массовый наплыв китайского ширпотреба в нулевых, только теперь с деньгами, качеством получше и местами с претензией на необычный дизайн.
Относиться к ним стоит пока что с недоверием. Да, даже к Танку.
Беспартийные самовыдвиженцы
Nio, Li, Xiaomi и некоторые другие бренды ни от кого не отделялись, не являются государственными и не входят ни в какие большие автоконцерны. Это самостоятельные независимые проекты нового поколения, делающие упор на технологичность, футуризм и нестандартные решения. К ним нельзя придраться за копирование чужих идей или за стыдное прошлое. Они идут своей дорогой, начав практически с нуля в очень конкурентном рынке, делая при этом машины не «на отвали», а, если можно так сказать, вкладывая душу.
За это им, конечно же, большой респект. Но надо подождать ещё немного времени, чтобы понять какое у них будущее и не свернут ли на плохую дорожку. Посмотрим.
Вывод
Большинство китайских автопроизводителей в своё время воровали идеи и копировали дизайн вслепую, не понимая что это либо закономерное развитие дизайна и технологий, либо отсылка к прошлому, либо что-то новое, но вполне объяснимое и осмысленное.
Взять, к примеру идентификационные номера на кузове. В своё время, с целью борьбы с угонами, на автомобилях Lexus стали размещать VIN на всех навесных деталях, включая двери и крышку багажника. Логика простая: если этого номера нет или он не соответствует, значит деталь с угнанного автомобиля. Создатели Chery Tiggo 4, не понимая сути, решили сделать «как у Лексуса» и промаркировали багажник. А на дверях и других элементах VIN не поставили. Да и сама маркировка Pro Max явно вдохновлена Айфонами и никакой логики под собой не несёт. Или, например, Geely Tugella: салон там уже вполне не стыдный, но вот в интерфейсе разные шрифты, есть ощущение разрозненности. Компанию Tank только основали, и сразу сделали три модели, у которых вообще ничего общего: одна закосила под Jeep Wrangler с круглыми фарами, вторая более сдержанная под Toyota Land Cruiser, а выпущенные через пару лет новые модели вообще стали угловатыми со спорным дизайном. Примерно похожая ситуация у Jetour, за исключением, что моделей побольше, но тоже все разрознены. В частности, новый Land Rover Defender — наследие и дань дизайну прошлым поколениям с добавлением новых идей, а его последователь Jetour Traveller — просто «вдохновился» и сделал что-то отдалённо напоминающее, но без предыдущих поколений и без какой-то уникальной идеи.
Или BMW. Кто бы как к ним не относился, но практически все, кто хоть чуть-чуть разбирается в машинах, включая детей и стариков, скорей всего смогут определить на дороге BMW по её характерным чертам: сдвоенной решётке радиатора, двойной оптике, изгибе Хофмайстера, а в какое-то время ещё и по «акульей морде». Да даже выпускать свою флагманскую 7-ю серию у них получается примерно раз в 7 лет. Везде есть смысл и наследие.
Таких примеров много, при чём не только у европейских, но и японских и американских автопроизводителей. У китайцев таких примеров практически нету. Относительно короткая, но хоть какая-то история и свой стиль есть разве что у Hongqi и, как это ни странно, Geely. Есть те, у кого история совсем короткая, но путь уже выбран свой, без попыток мимикрировать под кого-то, например Li, Exeed или Zeekr. Почти все остальные либо продолжают «вдохновляться» хорошими автомобилями других автопроизводителей, либо пытаются найти свой путь, пробуя всё подряд, зачастую не самое удачное. Китайские автомобили как явление в большей своей массе паразитируют (или делали это раньше) на идеях, достижениях и репутации других, кто вкладывал в это силы.
Поэтому до сих пор к китайским машинам в большей степени спорное или даже негативное отношение, особенно среди тех, для кого автомобиль — не просто средство передвижения. Практически нет истории, самостоятельных решений и, как следствие, доверия к таким автомобилям.
Но стоит признать, что, в целом, китайский автопром сильно поднялся за последние пару десятилетий и сделал большой скачок в плане качества, дизайна и комфорта. Однако, чтобы судить более справедливо, должно пройти ещё несколько лет.