Это продолжение статьи про то, с чего начинался китайский автопром. В ней мы разобрались с автомобильными марками, появившимися в XX и в самом начале XXI века. В этой статье разберём какие новые бренды появились в следующем десятилетии и что произошло со старыми.
1950–1980-е
1990–2000-е
2010-е
Постепенно пришло переосмысление у китайских производителей и местных потребителей. Новые бренды открывались, старые развивались, производство автомобилей росло с каждым годом. В 2010-х Китай вышел на первое место по производству автомобилей, заняв четверть общемировой доли.
Dongfeng
Начнём со старого бренда Dongfeng. В 2010-х модельный ряд компании стал пополняться седанами. В 2014 году в России официально начинают продаваться две модели — седан S30 и хэтчбек H30 cross, созданные, как и Lifan Breez, на базе старого Citroën ZX. В 2017 в продажу поступил ещё и кроссовер DFM AX7.
В целом, продажи были очень низкие и многие автолюбители даже не заметили каплю Dongfeng в море автомобильных компаний. Кстати, в то время они начинают сотрудничать с Ниссаном и Рено, прямо как Лада. Так что Dongfeng в то время это почти что жигули, только из Китая.
Great Wall / Haval / Wey / Ora
Теперь Great Wall. Сперва они выпустили новый Hover, к названию которого добавили Haval H3, затем подумали и решили отделить Haval в суб-бренд.
После этого они сделали ещё несколько суб-брендов, одним из которых стал Wey. По сути, первые модели этого суб-бренда были доработками Haval H6. Для России это крайне редкий автомобильный бренд, но мы к нему ещё вернёмся.
А в конце десятилетия производители всех этих «джипов» основали суббренд Ora и стали выпускать мимимишные автомобили в стиле Фольксваген Жук и Ниссан Марч, вдохновляясь при этом (как это ни странно) дизайном Porsche и Bentley. Получилось что-то неординарное. Полистайте фотографии ниже.
В любом случае, в то время про эту марку автомобилей у нас ничего не слышали. Сами же Грейт Уоллы, хоть и ездили по местным дорогам, но сильно не прижились и массовыми не стали.
Brilliance
Ушедшая с российского рынка компания Brilliance вернулась в 2014 году с кроссовером V5.
Сходство с BMW X3 не случайно: как уже упомянуто в предыдущей статье — эти ребята давно сотрудничают с баварцами. Но, даже после возвращения, компания Brilliance не смогла отвоевать хоть сколько-то значимую долю рынка.
Geely / Lynk & Co
Компанию Geely, начиная с нулевых и вплоть до десятых годов, лихорадило. В том смысле, что они копировали всё, что могли и как могли. А могли, мягко говоря, не очень удачно. Например, с 2006 по 2008 года они выпускали Beauty Leopard — «Красивый Леопард». Почему такое название? Ну, Ягуар ведь уже занят, а до скорости гепарда не дотягивает. А красивый — это чтобы вы сразу поняли, что дизайнеры постарались, потому что самостоятельно оценивать такой шедевр нельзя.
Но это лишь один пример. На самом деле таких машин у них была уйма. При чём некоторые модели были в ходу буквально пару лет, после чего забывались и появлялись следующие. Прям как олимпийские спортсмены из Китая. А какие-то автомобили и вовсе оставались на стадии прототипа (оно и к лучшему).
В это время компания разрастается до крупного холдинга (Zhejiang Geely Holding Group). В 2010 году они становятся достаточно богатыми и выкупают шведскую компанию Volvo (на тот момент уже принадлежавшую американскому концерну Ford). Спустя 6 лет появляется новый китайско-шведский автомобильный бренд Lynk & Co (к нему мы ещё вернёмся). Но этого им оказалось мало. В 2017 году холдинг Geely покупает британскую компанию Lotus, которая находится в глубоком кризисе. А с 2019 года становятся совладельцем бренда Smart наряду с Мерседесом.
Параллельно с этим, перепробовав все возможные дизайны, китайцы из компании Geely всё-таки смогли придумать что-то своё — уникальную радиаторную решётку, которую многие из нас потом даже станут узнавать. Сначала на Geely Atlas 2016 года, затем Coolray 2018 года и, наконец, Tugella 2019 года. Безусловно, были у них и другие модели, но мы говорим о тех, которые стали достаточно массовыми в наших краях. Всё-таки, сотрудничество с европейцами им пошло на пользу.
Помимо приобретения своей идентичности во внешнем виде, стали появляться и свои названия, без попытки угнаться за западом: Xing Yue, Bo Yue, Bin Yue, Bin Rui, Bo Rui, Hao Yue, Jia Ji, Jingang, Yinhe. И даже уже нам известная Тугелла на самом деле в Китае называется Xingyue. И это далеко не все модели, а у некоторых даже были разные поколения. Оцените размах, с которым упоролись китайцы из компании Geely.
Chery
У компании Chery разнообразия тоже хватало (по крайней мере в Китае), хоть и в меньшей степени. В 2014 году они сделали рестайлинг Tiggo и назвали его сразу Cherry Tiggo 3. «А где же 2?» — спросите вы. А Cherry Tiggo 2 вышел позже — в 2016 году. Более того, ещё раньше, в 2013 году появился Chery Tiggo 5. Да как так то? На самом деле, они скопировали европейскую модель наименования автомобилей. И это стал не порядковый номер, а, скажем так, класс или размер. В том же 2016 году появилось и первое поколение Tiggo 7. Кстати, iPhone 7 тоже вышел в 2016 году. Совпадение?
На самом деле они сами не поняли как им называть свои автомобили. Tiggo 2 — это российский вариант Tiggo 3x. А Tiggo 3, Tiggo 4 и Tiggo 5x в — это одна и та же машина (в некоторых странах). И так далее. Более-менее понятно только получилось с Tiggo 7 и Tiggo 8, да и то с нюансами. Вдохновившись Айфонами, второе поколение 2020 года они стали называть Chery Tiggo 7 Pro. В 2022 году они пошли ещё дальше и выпустили Chery Tiggo 7 Pro Max Plus 512Gb Ultra, который, по сути, стал отдельной моделью, а не модификацией уже имеющейся.
Остальные автомобили бренда Cherry в 2010-х особо не фигурировали и мало кого у нас интересовали.
Lifan
У Лифана относительно успешной можно назвать только две модели — компактный седан Solano, попытавшийся скопировать фары BMW 3 и компактный кроссовер X60, попытавшийся скопировать Toyota RAV4.
Оба этих автомобиля стали достаточно популярны у народа, и их даже начали собирать в России. Однако, в следующем десятилетии Lifan потерялся.
Changan
В 2013 году российскому рынку был представлен новый китайский бренд — Changan. Уже в следующем году компактный кроссовер CS35 стал продаваться официально, а ещё через 3 года наладили его производство в России. Через два года появилась модель CS75, затем, в 2016 — CS95, и, наконец, в 2017 — CS55. Потом они все эти версии сделали с модификациями Plus, чтобы мы окончательно запутались. Т.е., например, у Changan CS75, в 2018 году был рестайлинг, а в 2022 году — второй рестайлинг. И эта модель в России особо не прижилась. А вот Changan CS75 Plus стал на порядок популярнее в России. Его выпустили в 2019 году , рестайлинг сделали в 2021, а в 2022 году пошло уже второе поколение. Зачем так? Почему? Пусть это останется маленькой китайской тайной.
В конце десятилетия российские рынки потихоньку стали наполняться ещё и седанами от Changan — Alsvin и Eado Plus. По крайней мере, эти товарищи не стали фанатично клепать всё подряд и несуразно копировать западные разработки, разве что чуть-чуть. Хотя бы за это можно выразить им уважение.
BYD
Компания BYD в 2014 году сделала рестайлинг своего автомобиля F3, но в России он не закрепился. Остальные модели стали ещё менее популярны, что, фактически, означало потерю российского рынка для компании.
JAC / Sehol
В начале статьи мы уже упоминали бренд JAC. В 1970–80-е он выпускал какие-то грузовички для нужд Китая. Потом на время потерялись, а в 2000–2010-х стали выпускать клоны корейских, японских и даже немецких автомобилей.
Дальше — интереснее. В 2017 году испанская автомобильная компания Seat, принадлежащая концерну Volkswagen Group, создала с JAC совместное предприятие, на котором планировали выпускать, собственно, автомобили Seat, возможно с некоторыми изменениями. Министерство транспорта Китая побоялось присутствия ещё одного европейского бренда на местных рынках и обязало создать новую компанию. Так появился бренд Sol.
В 2020 году немецкий концерн выкупил часть акций совместного с JAC предприятия и стал его основным владельцем с долей 75%. При этом у Фольксвагена планы поменялись и компании Sol и JAC стали им особо не интересны. Тогда китайцы переименовали Sol в Sehol и стали выпускать автомобили самостоятельно, не смотря на то, что, фактически, они принадлежат немецкому концерну.
Прочие модели
Great Wall, FAW и Dongfeng в большей степени специализировались на грузовиках, автобусах и разного рода спецтехнике. В то время они работали преимущественно для китайского рынка и среди российских покупателей особой популярности они не получили, хотя и были на слуху.
Так прошли 2010-е, а в следующем десятилетии китайский автопром ждал следующий виток развития.
Продолжение в следующей статье.