Найти в Дзене
Давайте Разбираться

Как относиться ко всем китайским автомобилям. §2: Переломное время

Оглавление

Это продолжение статьи про то, с чего начинался китайский автопром. В ней мы разобрались с автомобильными марками, появившимися в XX и в самом начале XXI века. В этой статье разберём какие новые бренды появились в следующем десятилетии и что произошло со старыми.

1950–1980-е

1990–2000-е

2010-е

Постепенно пришло переосмысление у китайских производителей и местных потребителей. Новые бренды открывались, старые развивались, производство автомобилей росло с каждым годом. В 2010-х Китай вышел на первое место по производству автомобилей, заняв четверть общемировой доли.

Dongfeng

Начнём со старого бренда Dongfeng. В 2010-х модельный ряд компании стал пополняться седанами. В 2014 году в России официально начинают продаваться две модели — седан S30 и хэтчбек H30 cross, созданные, как и Lifan Breez, на базе старого Citroën ZX. В 2017 в продажу поступил ещё и кроссовер DFM AX7.

В целом, продажи были очень низкие и многие автолюбители даже не заметили каплю Dongfeng в море автомобильных компаний. Кстати, в то время они начинают сотрудничать с Ниссаном и Рено, прямо как Лада. Так что Dongfeng в то время это почти что жигули, только из Китая.

Great Wall / Haval / Wey / Ora

Теперь Great Wall. Сперва они выпустили новый Hover, к названию которого добавили Haval H3, затем подумали и решили отделить Haval в суб-бренд.

Great Wall Hover / Haval H3
Great Wall Hover / Haval H3

После этого они сделали ещё несколько суб-брендов, одним из которых стал Wey. По сути, первые модели этого суб-бренда были доработками Haval H6. Для России это крайне редкий автомобильный бренд, но мы к нему ещё вернёмся.

А в конце десятилетия производители всех этих «джипов» основали суббренд Ora и стали выпускать мимимишные автомобили в стиле Фольксваген Жук и Ниссан Марч, вдохновляясь при этом (как это ни странно) дизайном Porsche и Bentley. Получилось что-то неординарное. Полистайте фотографии ниже.

В любом случае, в то время про эту марку автомобилей у нас ничего не слышали. Сами же Грейт Уоллы, хоть и ездили по местным дорогам, но сильно не прижились и массовыми не стали.

Brilliance

Ушедшая с российского рынка компания Brilliance вернулась в 2014 году с кроссовером V5.

Brilliance V5 2011 года выпуска.
Brilliance V5 2011 года выпуска.

Сходство с BMW X3 не случайно: как уже упомянуто в предыдущей статье — эти ребята давно сотрудничают с баварцами. Но, даже после возвращения, компания Brilliance не смогла отвоевать хоть сколько-то значимую долю рынка.

Geely / Lynk & Co

Компанию Geely, начиная с нулевых и вплоть до десятых годов, лихорадило. В том смысле, что они копировали всё, что могли и как могли. А могли, мягко говоря, не очень удачно. Например, с 2006 по 2008 года они выпускали Beauty Leopard — «Красивый Леопард». Почему такое название? Ну, Ягуар ведь уже занят, а до скорости гепарда не дотягивает. А красивый — это чтобы вы сразу поняли, что дизайнеры постарались, потому что самостоятельно оценивать такой шедевр нельзя.

Но это лишь один пример. На самом деле таких машин у них была уйма. При чём некоторые модели были в ходу буквально пару лет, после чего забывались и появлялись следующие. Прям как олимпийские спортсмены из Китая. А какие-то автомобили и вовсе оставались на стадии прототипа (оно и к лучшему).

В это время компания разрастается до крупного холдинга (Zhejiang Geely Holding Group). В 2010 году они становятся достаточно богатыми и выкупают шведскую компанию Volvo (на тот момент уже принадлежавшую американскому концерну Ford). Спустя 6 лет появляется новый китайско-шведский автомобильный бренд Lynk & Co (к нему мы ещё вернёмся). Но этого им оказалось мало. В 2017 году холдинг Geely покупает британскую компанию Lotus, которая находится в глубоком кризисе. А с 2019 года становятся совладельцем бренда Smart наряду с Мерседесом.

Параллельно с этим, перепробовав все возможные дизайны, китайцы из компании Geely всё-таки смогли придумать что-то своё — уникальную радиаторную решётку, которую многие из нас потом даже станут узнавать. Сначала на Geely Atlas 2016 года, затем Coolray 2018 года и, наконец, Tugella 2019 года. Безусловно, были у них и другие модели, но мы говорим о тех, которые стали достаточно массовыми в наших краях. Всё-таки, сотрудничество с европейцами им пошло на пользу.

Помимо приобретения своей идентичности во внешнем виде, стали появляться и свои названия, без попытки угнаться за западом: Xing Yue, Bo Yue, Bin Yue, Bin Rui, Bo Rui, Hao Yue, Jia Ji, Jingang, Yinhe. И даже уже нам известная Тугелла на самом деле в Китае называется Xingyue. И это далеко не все модели, а у некоторых даже были разные поколения. Оцените размах, с которым упоролись китайцы из компании Geely.

Chery

У компании Chery разнообразия тоже хватало (по крайней мере в Китае), хоть и в меньшей степени. В 2014 году они сделали рестайлинг Tiggo и назвали его сразу Cherry Tiggo 3. «А где же 2?» — спросите вы. А Cherry Tiggo 2 вышел позже — в 2016 году. Более того, ещё раньше, в 2013 году появился Chery Tiggo 5. Да как так то? На самом деле, они скопировали европейскую модель наименования автомобилей. И это стал не порядковый номер, а, скажем так, класс или размер. В том же 2016 году появилось и первое поколение Tiggo 7. Кстати, iPhone 7 тоже вышел в 2016 году. Совпадение?

На самом деле они сами не поняли как им называть свои автомобили. Tiggo 2 — это российский вариант Tiggo 3x. А Tiggo 3, Tiggo 4 и Tiggo 5x в — это одна и та же машина (в некоторых странах). И так далее. Более-менее понятно только получилось с Tiggo 7 и Tiggo 8, да и то с нюансами. Вдохновившись Айфонами, второе поколение 2020 года они стали называть Chery Tiggo 7 Pro. В 2022 году они пошли ещё дальше и выпустили Chery Tiggo 7 Pro Max Plus 512Gb Ultra, который, по сути, стал отдельной моделью, а не модификацией уже имеющейся.

Остальные автомобили бренда Cherry в 2010-х особо не фигурировали и мало кого у нас интересовали.

Lifan

У Лифана относительно успешной можно назвать только две модели — компактный седан Solano, попытавшийся скопировать фары BMW 3 и компактный кроссовер X60, попытавшийся скопировать Toyota RAV4.

Оба этих автомобиля стали достаточно популярны у народа, и их даже начали собирать в России. Однако, в следующем десятилетии Lifan потерялся.

Changan

В 2013 году российскому рынку был представлен новый китайский бренд — Changan. Уже в следующем году компактный кроссовер CS35 стал продаваться официально, а ещё через 3 года наладили его производство в России. Через два года появилась модель CS75, затем, в 2016 — CS95, и, наконец, в 2017 — CS55. Потом они все эти версии сделали с модификациями Plus, чтобы мы окончательно запутались. Т.е., например, у Changan CS75, в 2018 году был рестайлинг, а в 2022 году — второй рестайлинг. И эта модель в России особо не прижилась. А вот Changan CS75 Plus стал на порядок популярнее в России. Его выпустили в 2019 году , рестайлинг сделали в 2021, а в 2022 году пошло уже второе поколение. Зачем так? Почему? Пусть это останется маленькой китайской тайной.

Changan CS35 2018 года, похожий на Фольксваген Тигуан.
Changan CS35 2018 года, похожий на Фольксваген Тигуан.

В конце десятилетия российские рынки потихоньку стали наполняться ещё и седанами от Changan — Alsvin и Eado Plus. По крайней мере, эти товарищи не стали фанатично клепать всё подряд и несуразно копировать западные разработки, разве что чуть-чуть. Хотя бы за это можно выразить им уважение.

BYD

Компания BYD в 2014 году сделала рестайлинг своего автомобиля F3, но в России он не закрепился. Остальные модели стали ещё менее популярны, что, фактически, означало потерю российского рынка для компании.

JAC / Sehol

В начале статьи мы уже упоминали бренд JAC. В 1970–80-е он выпускал какие-то грузовички для нужд Китая. Потом на время потерялись, а в 2000–2010-х стали выпускать клоны корейских, японских и даже немецких автомобилей.

Дальше — интереснее. В 2017 году испанская автомобильная компания Seat, принадлежащая концерну Volkswagen Group, создала с JAC совместное предприятие, на котором планировали выпускать, собственно, автомобили Seat, возможно с некоторыми изменениями. Министерство транспорта Китая побоялось присутствия ещё одного европейского бренда на местных рынках и обязало создать новую компанию. Так появился бренд Sol.

В 2020 году немецкий концерн выкупил часть акций совместного с JAC предприятия и стал его основным владельцем с долей 75%. При этом у Фольксвагена планы поменялись и компании Sol и JAC стали им особо не интересны. Тогда китайцы переименовали Sol в Sehol и стали выпускать автомобили самостоятельно, не смотря на то, что, фактически, они принадлежат немецкому концерну.

JAC S4 2018 года выпуска. Он же Sehol X4.
JAC S4 2018 года выпуска. Он же Sehol X4.

Прочие модели

Great Wall, FAW и Dongfeng в большей степени специализировались на грузовиках, автобусах и разного рода спецтехнике. В то время они работали преимущественно для китайского рынка и среди российских покупателей особой популярности они не получили, хотя и были на слуху.

Так прошли 2010-е, а в следующем десятилетии китайский автопром ждал следующий виток развития.

Продолжение в следующей статье.