Найти тему
Живой Космос

Starliner. Страшный сон компании Боинг

Сегодня, 16 августа, КК Starliner все ещё пристыкован к Международной космической станции (МКС), а два члена его экипажа, Уилмор и Уильямс, продолжают незапланированно нагло жить на МКС без оформления временной регистрации. И вероятность того, что эти отважные люди вернутся на Землю посредством помощи от SpaceX, стремительно возрастает. Но это будет не скоро, а в феврале 2025 года. А Starliner отстыкуется и отправится на Землю в беспилотном режиме (возможно, об этом ниже).

Напомню кратко моим уважаемым читателям, что же предшествовало возникшему плачевному состоянию.

Итак, всё началось с проблем у двигательной установки Starliner, расположенной в служебном модуле корабля. Точнее, с проблемами с клапанами системы наддува.

Как и почти все пилотируемые космические корабли, Starliner использует в качестве топлива гидразин и тетраоксид диазота (или их производные). Чтобы доставить это топливо к двигателям, необходимо создать давление в баках и трубах, что в данном случае делается с помощью гелия.

Всё началось с того, что перед первым пилотируемым запуском КК в космос произошла утечка гелия, вызванная неисправностью клапанов в топливной системе. Это привело к первым серьёзным головным болям у инженеров НАСА.

Во время полёта к МКС произошли ещё две утечки гелия, к которым после стыковки добавилась и третья. Да, у КК Starliner много гелия. Но внезапное увеличение количества утечек снова создало удручённое состояние у сотрудников НАСА и членов их семей. Они начали втайне подозревать, что компания Boeing как-то не очень ответственно, мягко говоря, подошла к процессу разработки и изготовления изделия космического назначения. Однако это был ещё далеко не весь полярный пушной зверёк.

Перед стыковкой Starliner с МКС 5 из 28 двигателей космического корабля сказали «чао, буратины! Пишите письма мелким почерком». И хотя после перезапуска системы 4 из 5 неисправных двигателей опять заработали, эта история вызвала уже серьёзную озабоченность в НАСА. Boeing же делала вид, что так и было задумано.

НАСА, глядя на своего подрядчика, представитель которого невозмутимо красил ресницы прямо на совещании, решило преуменьшить значение этого события, и заявило, что этот мужчина (показывая указательным пальцем на представителя) прав – неполадка не имеет серьёзного значения. Двигатели почти все запустились же потом? Вот и чудно. Всем спасибо, все свободны!

Но и это ещё не весь замес. Потому что есть ещё одна маленькая проблемка: в своей нынешней конфигурации Starliner не может отстыковаться от МКС в автоматическом режиме!

Очевидно, что умение принимать логические решения не является приоритетным качеством при наборе в инженеры компании Boeing. Может возникнуть тысяча сценариев, при которых будет необходимо отстыковать корабль без астронавтов! (И один из них был успешно реализован, как мы видим).

На пресс-конференции, состоявшейся 14 августа, НАСА в очередной раз отложило принятие окончательного решения по Starliner. Теперь до 26 августа. И это несмотря на то, что ранее говорилось, что решение будет принято «к середине августа». Это является признаком напряжённых дебатов, идущих внутри космического агентства о том, как действовать по этому вопросу.

Как бы то ни было, все указывает на то, что Starliner, после модернизации и перепрошивки его программного обеспечения вернётся на Землю без экипажа, который полетит домой в феврале 2025 года на КК Crew Dragon.

Хотя вероятность того, что у Starliner возникнут какие-либо серьёзные проблемы, очень мала, никто в НАСА не хочет рисковать и нести ответственность за гибель двух астронавтов.

Вся эта ситуация несомненно повлияет на публичный имидж Boeing, а ведь компания и так переживает свои не лучшие времена. Даже жалко их чисто по-человечески. Всё-таки у всех есть дети. Чумазые.

Будущее Starliner после всей этой заварухи также совершенно не ясно. Очевидно, что компания хотела бы забыть о Starliner как о страшном сне. Однако НАСА говорит - ерунда! Всё идёт хорошо! И вопреки всему настаивает на продолжении работ, обеспечив себе второго коммерческого поставщика пилотируемых космических кораблей.

Да, отмена Starliner была бы благом для Boeing. Однако НАСА, похоже, не прошибёшь.

Наблюдаем.

Всем добра.

Здесь есть всё. Налетай👇

Яндекс Маркет — покупки с быстрой доставкой

Да не видела я вашу тушёнку, отстаньте. Фото НАСА/Боинг.
Да не видела я вашу тушёнку, отстаньте. Фото НАСА/Боинг.