Найти в Дзене
НЭБ.Дети

Что почём? Договор художника со студией "Диафильм"

Сегодня мы поделимся конфиденциальной информацией и раскроем нюансы договорных отношений между художниками и студией "Диафильм".

Первым делом посмотрим на авторский договор образца начала 1930-х годов. В то время договор заключался с Фабрикой диапозитивных фильм Треста "Союзтехфильм" . Это образец договора между Фабрикой и Всесоюзным театральным обществом на создание "фильм" о театре.

Авторский договор образца начала 1930-х годов.
Авторский договор образца начала 1930-х годов.

Обратим внимание на пункт 6, регламентирующий этапы выплаты гонорара.

Указанный в п.4 гонорар уплачивается Автору в следующие сроки: а) при подписании договора 25% договорной суммы; б) остальные 75% выплачиваются следующим порядком: по мере сдачи готовых работ второй ававнс в размере 35%, а после разрешения к печати Главлитом - остальные 40%.

Интересна система штрафов: В случае опоздания против срока, за каждую шестидневку опоздания гонорар за кадр уменьшается на 1 рубль.

За подбор иллюстративного материала и составление объяснительного текста и кадроплана Фабрика обязуется уплатить Автору 15 рублей за кадр и 500 рублей за лист текста пояснительной брошюры. За эти деньги Автор дает Фабрике право в течении 4 лет издавать и переиздавать фильм тиражом в пределах 2000 экземпляров.

Ольга Евгеньевна и Евгений Григорьевич Монины, 1987г.
Ольга Евгеньевна и Евгений Григорьевич Монины, 1987г.

Далее мы будем анализировать авторские договоры с художниками. В период с 1968 по 1987 гг. (на основании договоров студии с Евгением Григорьевичем Мониным и Ольгой Евгеньевной Мониной), а возможно, и дольше, текст авторского договора со студией “Диафильм” не менялся . В договоре обязательно указывались название диафильма, количество кадров и цветность, срок выполнения работ, общий тираж, стоимость одного кадра и общая стоимость.

Из текста основных пунктов договора и примечаний к ним можно узнать много интересного.

Вспоминает Ольга Монина:

Схема работы с художниками была следующая: художнику выдавали рукопись. В ней текст литературного произведения уже был поделен на кадры и пронумерован. Ведущий редактор обозначал срок показа и утверждения эскизов и окончательный дедлайн. После этого начинался первый этап - работа над раскадровкой. Эскизы будущих кадров рисовались на бумаге карандашом в реальном формате. Они должны были быть подробно прорисованы. Эскизы утверждали художественная редакция и литературный редактор.

Договор заключался уже после согласования эскизов. Вознаграждение выплачивалось в три этапа: аванс 25% при заключении договора, 35% при принятии рисунков студией, окончательный расчет производился после получения студией разрешения на массовую печать.

Студия брала обязательства выпустить диафильм в течении года с момента приема рисунков. Если этого не происходило, то с художником все равно производился окончательный расчет.

Все необходимые изменения и доработки, вплоть до замены рисунков, если они не выходили за рамки согласованных эскизов, художник выполнял бесплатно. За дополнительную оплату создавались только дополнительные кадры. Это оформлялось отдельным актом с отсылкой к исходному договору.

Акт на дополнительный кадр для диафильм "В путь по реке времени", 1971 г.
Акт на дополнительный кадр для диафильм "В путь по реке времени", 1971 г.

Ольга Монина:

В день, обусловленный договором, происходила сдача работы. Художественная редакция смотрела оригиналы коллегиально, внимательно и доброжелательно. Иногда просили сделать исправления, но в моем случае это бывало крайне редко и касалось сущих мелочей. Никто из редакторов не вредничал и в целом в редакции царила дружественная, доброжелательная атмосфера.

Согласно тексту договора, оригиналы принятых студией рисунков оставались в бессрочном пользовании студии. Но могли быть возвращены по требованию художника, если диафильм не тиражировался в течение трех лет, или временно переданы для экспонирования на персональных выставках художника. Не принятые студией оригиналы рисунков художник мог забрать в течение месяца, далее студия не отвечала за их сохранность.

Студия могла выпустить 200 экземпляров диафильма сверх согласованного тиража. При более серьезном превышении художнику выплачивалось дополнительное вознаграждение за повторное издание. Студия была обязана указывать имя и фамилию художника на всех изданиях диафильма с его рисунками. При выпуске тиража художник получал три авторских экземпляра диафильма .

Многих волнует вопрос - сколько стоил кадр диафильма?

С разрешения Ольги Мониной, дочери Е.Г. Монина, мы озвучим расценки, по которым работал Евгений Григорьевич. Следует учитывать, что цена являлась предметом договоренностей и зависела от многих факторов: опыт и мастерство художника, сложность работы, предполагаемый тираж и пр. Какая форма договора и какие расценки использовались для оформления отношений с художниками-постановщиками кукольных диафильмов, мы пока не знаем.

Обратите внимание - вы можете посмотреть каждый из диафильмов, перейдя по ссылке от его названия в коллекцию диафильмов НЭБ.Дети

Итак, 1968 год, диафильм "Пудель", тираж 250000, совместная работа с В.В. Перцовым - 45 руб./кадр.

1968 год, диафильм "Мойдодыр", тираж 250000, совместная работа с В.В. Перцовым - 45 руб./кадр.

1969 год, диафильм "Во-первых и во-вторых", тираж 250000, совместная работа с В.В. Перцовым - 45 руб./кадр.

1970 год, диафильм "В путь по реке времени", тираж 250000, совместная работа с В.В. Перцовым - 45 руб./кадр.

1971 год, диафильм "Встреча с вреднюгами", тираж 250000 - 50 руб./кадр.

В 1971 году художники дорисовали один кадр к диафильму "Вниз по реке времени" по расценкам исходного договора - 45 руб./кадр.

1973 год, диафильм "Кёльнские домовые", тираж 250000 - 55 руб./кадр.

1974 год, диафильм "Трубка капитана", тираж 250000 - 55 руб./кадр.

1975 год, диафильм "Король овощей Даукус Редис I", тираж 250000 - 55 руб./кадр.

1976 год, диафильм "Про тигренка, любившего принимать ванну", тираж 250000 - 60 руб./кадр.

1977 год, диафильм "Дело было ночью", тираж 250000 - 60 руб./кадр.

1977 год, диафильм "Ханс Чурбан", тираж 250000 - 60 руб./кадр.

1981 год, диафильм "Карлик Нос", тираж 250000 - 60 руб./кадр.

Для сравнения, ставка Ольги Мониной, тогда еще начинающего художника, в начале 1980-х годов составляла 40 рублей за кадр. К 1987 году, когда Ольга нарисовала свой последний диафильм, ставка выросла до 50 рублей за кадр.

И следующий вопрос - много это или мало?

Зарплата младшего редактора студии в начале 80-х годов составляла 80 рублей в месяц. Сроки сдачи работ художником зависели от количества кадров и, возможно, от еще каких-то факторов. Если усреднять (по каждому договору количество кадров разделить на количество месяцев между датами заключения договора и сроком сдачи работ), то получается 5,5 рисунков в месяц. С учетом стоимости одного кадра зарплата худождника была явно больше зарплаты редактора.

Подписывайтесь на канал НЭБ.Дети

Илья Гавришин, зам. директора РГДБ по информатизации и фондам

Сказки
3041 интересуется