В 1888 году, за несколько месяцев до окончания своего самого плодотворного и последнего периода творчества, Фридрих Ницше написал в «Ecce Homo»: «То, что психолог, не имеющий себе равных, говорит о моих работах — это, пожалуй, первое понимание, полученное хорошим читателем».
Ницше считал себя первым психологом среди великих философов, написав: «Кто из философов до меня был в какой-либо мере психологом? До меня психологии просто не существовало».
Учитывая, что Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Альфред Адлер, три гиганта психологии XX века, находились под сильным влиянием психологических прозрений Ницше, его грандиозная самооценка, похоже, содержала по крайней мере крупицу истины.
✅ Психологические исследования Ницше проводились не ради бескорыстных теоретических рассуждений; по его мнению, знания всегда следует искать в первую очередь с целью наполнения жизни энергией.
В своём эссе «Об использовании истории для жизни» он процитировал Гёте: «Я ненавижу всё, что просто инструктирует меня, не усиливая и непосредственно не стимулируя мою деятельность».
Ницше предпринял свои психологические авантюры ради того, чтобы узнать, как реализовать максиму, которая легла в подзаголовок его автобиографии «Ecce Homo» — «Как человек становится тем, кто он есть». В книге «Весёлая наука» Ницше повторил эту идею: «Что говорит твоя совесть? — „Ты станешь тем, кто ты есть“».
В этом цикле статей мы прольём свет на то, что значит «стать тем, кто ты есть», и в процессе исследуем некоторые из захватывающих психологических открытий Ницше.
Бесчисленные философы пытались понять человеческий разум, распознать его тенденции, предубеждения, потенциал, природу и происхождение. Но Ницше утверждал, что все те, кто был до него, были ослеплены в своих психологических авантюрах безоговорочным принятием не только социально преобладающих убеждений и моральных стандартов, но, что более важно, страхом исследовать глубины внутри себя.
В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше объяснил: «До сих пор вся психология зациклилась на моральных предрассудках и страхах: она не осмелилась опуститься в глубины».
Ницше рассматривал психику как нечто, состоящее из многомерных слоёв и обладающее такой сложностью, которая делает невозможным её полное познание. Гераклит, досократический греческий философ, чьи афоризмы оказали сильное влияние на развитие идей Ницше, уловил сложное качество психики: «Если бы ты отправился на поиски этого, ты бы не нашёл границ души [psyche], хотя ты прошёл все дороги — так глубока её мера [logos]».
Ницше аналогично писал: «Как человеческое существо может познать себя? Это вещь тёмная и завуалированная; и если у зайца семь шкурок, человек может сбросить их семьдесят раз по семь и всё равно не сможет сказать: „Вот кто ты есть на самом деле, это больше не внешняя оболочка“».
Большинство людей, опасаясь сложных глубин внутри, остаются на поверхностном уровне своей психики, «усердно думая о своей общей комедии, а вовсе не о самих себе». Ницше был не из тех, кто следует за толпой, он придерживался противоположного подхода: «Я предпринял то, за что может взяться не каждый: я спустился в глубины, я пробурил фундамент».
✅ Страх погрузиться в глубины своей психики небезоснователен, вот почему это «то, на что не каждый может решиться». Для тех, кому не хватает мужества и кто не одарён в психологических исследованиях, добровольное погружение во внутренние основы своего разума может породить временное или, в редких случаях, постоянное безумие.
Описывая опасности, с которыми сталкивается «авантюрист и кругосветный путешественник в том внутреннем мире, который называется „человеком“», Ницше писал:«Он попадает в лабиринт и тысячекратно умножает опасности, которые несёт с собой жизнь сама по себе — не последней из которых является то, что никто не может увидеть, как и где он сбивается с пути, становится одиноким и разрывается на куски каким-то пещерным минотавром совести».
Хотя исследование внутренних глубин может быть рискованным для многих, оно необходимо для немногих. Психика небольшого меньшинства индивидов, по сравнению с психикой подавляющей массы, отличается как большей глубиной, так и более высокой степенью беспорядка. Чтобы избежать внутренних противоречий, конфликтов и бездн, такие люди исследуют и наводят порядок в своей психике, формируя и создавая себя в «гармоничную целостность».
Берегите себя
Всеволод Парфёнов