Найти в Дзене
Согласен с вами

Дом дракона: объяснение последней серии 2 сезона (спойлеры!)

Подводя итоги второго сезона, нужно вновь повторить ключевой нюанс: материала мало. Сериал снимается по книге Мартина «Пламя и кровь», в которой... 800 страниц. Для сравнения, один 2-часовой фильм по Гарри Поттеру снимался на основе книги с таким же количеством страниц. А здесь нам предлагают несколько сезонов по 8-10 часов на основе такого же объема книги. Конечно, сценаристам приходится выкручиваться и выдумывать дополнительные сцены и сюжетные линии, чтобы просто чем-то занять экранное время. Зачем это нужно? Есть такая поговорка: куй железо, пока горячо. Вот и шоуранеры Дома Дракона зарабатывают деньги (куют железо), пока деньги зарабатываются. Можно было бы всю книгу уместить в один сезон с классическими 20 сериями. Но речь идет не о телевидении, для которого такой формат был нормальным, а о стриминговом сервисе, у зрителей которого другие запросы. Ну и не стоит забывать про стандарты сценаристики: подводка - событие - последствие. Если что-то и происходит в мире Рейниры, к нему
Оглавление

Начало здесь:

Подводя итоги второго сезона, нужно вновь повторить ключевой нюанс: материала мало. Сериал снимается по книге Мартина «Пламя и кровь», в которой... 800 страниц. Для сравнения, один 2-часовой фильм по Гарри Поттеру снимался на основе книги с таким же количеством страниц. А здесь нам предлагают несколько сезонов по 8-10 часов на основе такого же объема книги. Конечно, сценаристам приходится выкручиваться и выдумывать дополнительные сцены и сюжетные линии, чтобы просто чем-то занять экранное время. Зачем это нужно? Есть такая поговорка: куй железо, пока горячо. Вот и шоуранеры Дома Дракона зарабатывают деньги (куют железо), пока деньги зарабатываются. Можно было бы всю книгу уместить в один сезон с классическими 20 сериями. Но речь идет не о телевидении, для которого такой формат был нормальным, а о стриминговом сервисе, у зрителей которого другие запросы. Ну и не стоит забывать про стандарты сценаристики: подводка - событие - последствие. Если что-то и происходит в мире Рейниры, к нему сначала должно быть предисловие, а после должна быть и реакция. Нельзя клепать событие за событием - зритель устанет. Происходящего должно быть в меру.

С обратной стороны, нельзя и бесконечно тянуть волынку с предисловием. Зритель устанет ждать. Здесь еще важно отметить, что не все события в сериале должны быть грандиозно-катастрофическими. Если на экране не сражаются драконы, это не значит, что ничего не происходит. Преимущество сериала в том, то это вдумчивое произведение. В отличие от тех же Колец власти. Мало разбираться, кто такие черные и кто такие зеленые, нужно еще видеть и параллели, и сюжетные мотивы, и внутренний рост персонажей, который не покажешь прямо, а только через различные действия, не обязательно активные. Об этом я и хочу поговорить в этой статье. Об основных сюжетных мотивах и параллелях. На самом деле их не так много и большинство из них завязаны на главных героях. В той же Игре престолов мотивов было столько, что можно было бы написать отдельную книгу по разбору. Но нужно понимать, что и ИП охватывала два континента сотни городов и, пожалуй, миллионы людей. В Доме дракона же локальная междоусобица. От того и тянется она не так эпично, как многие отели бы видеть.

-2

Основные сюжетные мотивы Дома Дракона:

  • Женщины во власти
  • Статус бастарда
  • Историческая роль и ее принятие
  • Параллели судьбы

Феминизм Мартина давно известен. Поэтому в том, что главные персонажи являются женщинами (как в ИП, так и в ДД), нет ничего удивительного. Основной вопрос, которым задается автор: почему женщина не может быть равной мужчине во власти? И что бы ответить на этот вопрос персонажи Мартина вступают в бой. Так сделала Дейнерис, так сделала Рейнира. Интересно, что и среди якобы отрицательных женских персонажей тоже идет борьба за власть. Именно Серсее пришлось бороться за трон, именно Алисента пытается сохранить за собой право влиять на решения короля. Автор и шоуранеры размышляют: а на что готова пойти женщина, чтобы получить или удержать власть? В сериале показаны просто десятки эпизодов, как Рейниру или Алисенту (или Хелейну, или Мисарию и т.п.) унижают, оскорбляют, используют, что помогает большинству из них оставаться у руля. Однако, бесконечно так продолжаться не может. В какой-то момент принимаемых усилий становится просто недостаточно. И нужно совершить нечто невозможное, что поможет просто не утонуть в болоте событий. Например, взорвать септу Бейлора, как сделала Серсея. Готовы ли Рейнира и Алисента лишится детей ради власти? Ну и конечно, великие жертвы приводят к великим страданиям, которые не проходят бесследно. После того, как Дейнерис лишилась почтив всех своих детей-драконов, как мы знаем, она сошла с ума. Вот вам и спойлер!

Бастарды (дети вне брака) в Доме дракона задают нам вопрос достойный Достоевского: если разницы между бастардом и не бастардом нет, значит все можно? Почему тогда люд подчиняется королям, если между ними нет разницы? Собственно, подобный вопрос и задал сын Рейниры: если даже бастарды-нищеброды могут оседлать драконов, в чем сила и власть Таргариенов? Это очень важный вопрос, поскольку именно из-за него погибнут драконы и очень многие персонажи ДД. Уникальность и исключительность короля - основа государства. В мире Мартина это было довольно просто: Таргариены были действительно исключительными. Пока владели драконами. Однако, как оказалось, даже пьяница может оседлать дракона - почему пьяница не может править королевством? Подобный разговор был и в ИП между Королевой шипов Оленной и Его Воробейшеством. Данный сюжетный мотив идет рука об руку и с мотивом женщин во власти. Если женщина может наследовать трон, почему его не может наследовать бастард? Где вообще та грань между допустимым и невозможным, между традициями и необходимостью от них отказываться. Персонажи ДД познают эту грань на своей шкуре. К слову, вопрос бастардов так и не будет решен, что приведет к кровавому восстанию буквально через сорок лет после смерти Рейниры во время правления ее правнука.

На другой чаще весов от бастардов расположена историческая роль человека, или его судьба. В сериале, особенно во втором сезоне, именно Деймон Таргариен воплощает этот мотив. Изначально он видит себя королем, у которого отобрали трон, но в последней серии после видения у чардрева осознает свою роль и принимает ее. А вот его соперник одноглазый Эймонд эту роль не принимает. Он пытается угрожать силой проводнику истины Хелейне (своей сестре), но та лишь говорит, что это ничего не изменит. Почему этот мотив на другой чаше весов: если тебя дана роль простолюдина - какой из тебя король, ты не ровня королям. Но и здесь не без нюансов. А бастарды тогда в какой роли выступают? Они все же равны, как старшие дети Рейниры, или не равны, как дети афро-Корлиса, которые были признаны отцом только в последней серии сезона. Вот какую глубину этических проблем затрагивает сериал! Если уметь видеть и чувствовать. Буквально человеческий вопрос: для чего мы существуем? В сериале показана идея: каждому уготована своя роль-судьба, от которой нельзя сбежать. Те, кто примут ее - войдут в историю, те, кто будут сопротивляться - сгинут на ее дне. Это слова Хелейны, к слову, которая и сказала брату, что его поглотит пучина, а о Деймоне будут слагать легенды.

Еще более интересный вопрос: а женщине все же нужно смириться со своей ролью? Если говорить серьезно, то у Мартина женщина является проводником истории, ее движущей силой. За женщиной стоит последнее слово, которое может быть даже просьбой. Корабли Триархии выплыли для сражения по повелению женщины. Столица будет сдана без боя благодаря обещанию женщины. Огромнейшая армия мужчин Севера и Речных земель собирается по повелению женщины. И будет биться ради нее. В конце концов, даже обещанный принц будет ни кем иным, как женщиной - Дейнерис Таргариен. Пока до этого далеко, поэтому король слушается женщину, которая и сделала его, собственно, королем. В ИП Мелиссандра воскрешает Джона Сноу и направляет Арью, чтобы девочка убила Короля ночи. Санса становится королевой Севера, сбежав со свадьбы, где Оленна отравила короля Джофри, чей отец Роберт был убит по приказу Серсеи. Да и сам Робер начал восстание после того, как его сестра сбежала с принцем Рейгаром Таргариеном (сама, ее не похитили). Это можно продолжать очень долго. Смысл заключается в том, что женщины двигают историю, а те, кто противится ее движению, погибают в пучине событий.

Ну и параллели. Их огромное множество. Сценаристы действительно постарались. Главная параллель: Рейнира и Алисента. Две подруги (по книге у них разница 9 лет), оказавшиеся по разные стороны баррикад, две матери, по-разному воспитавшие детей, две королевы, пытающиеся удержать власть. Рейнира и "почти королева" Рейнис: две Таргариен, которых лишили власти. Деймон и Эймонд: два плохиша, один из которых отказался быть королем, а другой только и мечтает об этом. Кристан и Отто: два десницы с разными подходами ко власти - ум и сила. Два брата близнеца, оказавшиеся по разные стороны войны. Ларис и Мисария: два паука, плетущие сложные интриги. Два новых наездника драконов Алин "Черный" и Ульф Белый: честь и бесчестие. Есть и параллели в событиях. Встреча Рейниры и Алисенты в септе и на Драконьем камне. И огромное количество параллелей в сценах. Взять хотя бы финальную сцену сезона. В целом это интересный прием, но иногда даже кажется, что шоуранеры сильно увлекаются им. Потому что складывается ощущение, что все связано друг с другом, а это убивает интригу. Вероятно в третьем сезоне нас ждет еще больше параллелей, которые достигнут своей кульминации, чтобы завершиться. Но узнаем мы это еще очень не скоро.

Спасибо за внимание!

Читайте также: