После прогулки по Никитскому бульвару я незаметно попал на бульвар Новинский. Правда, это уже не Бульварное, а Садовое кольцо. Но красот и интересных историй здесь ничуть не меньше.
И снова передо мной оказался дом, исторически никак не связанный с тем, чем является ныне.
Буквально вчера я касался истории усадьбы, которую многие упрямо называют усадьбой Воронцовых-Дашковых, коей она никогда не являлась, а перед этим упоминал музей Петра Ильича Чайковского во флигеле усадьбы Алексея Коптева, хотя Чайковский жил совсем в другом доме.
Так и нынешний мой архитектурный персонаж включен в состав музея Федора Шаляпина. В действительности же сегодняшний музей-усадьба состоит из целых трех отдельных имения.
При этом с Федором Ивановичем по-настоящему связано лишь одно из них – построенная в конце восемнадцатого века бывшая усадьба тульского помещика Адриана Адриановича Лопухина. В ней великий русский певец жил с 1910 и по начало 1920-х годов со своей первой женой, танцовщицей Иолой Игнатьевной Ле-Прести и сыном, скульптором и живописцем Борисом Федоровичем Шаляпиным.
О ней я обязательно рассказу отдельно, но позднее – когда усадьба откроется после реставрации. Тем более что кроме Шаляпиных та усадьба связана с огромным количеством знаменитых, славных фамилий.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Сегодня речь пойдет о крайнем справа особняке из трех, принадлежащих музею. И это…
…Городская усадьба Николая Толстого – купцов Поповых
И снова это будет неизвестная история всем известной усадьбы.
Хочешь не хочешь, а музейный дух накладывает свой отпечаток на весь этот маленький квартал. И на подлинный дом Шаляпиных (нынешний адрес Новинский бульвар 25–27, корпус 3, строение 5), и на сгоревший полсотни лет назад главный усадебный дом Галахова – Смолина – Рогожина (строение 5, 7–9), и на особняк справа, который я хочу показать сегодня.
Небольшой домик в стиле ампир, одноэтажный, с мезонином и сенями построили в начале 1830-х годов на месте сгоревшего в 1812-м дома второй половины восемнадцатого столетия.
Владельцем усадьбы, правда, всего несколько лет, был отставной полковник Николай Дмитриевич Толстой – действительный тайный советник и чиновник особых поручений по Государственному контролю.
По всей видимости, именно он и заказал организовать усадьбу – как раз в то время, когда Садовое кольцо активно застраивали…
…Под руководством «Комиссии о строении Москвы»
Фамилии архитектора усадьбы история не сохранила, но известно, что в самой Комиссии – младшей сестре Каменного приказа – состояли такие звезды московского зодчества, как Осип Иванович Бове, Доменико Жилярди, Вильям Гесте, Василий Алексеевич Балашов… последний, правда, трудился в основном над церковными зданиями.
Комиссия, по сути, занималась тем, что утверждала или отвергала проекты, предлагаемые владельцами участков, а если знакомого/доступного зодчего у таковых не имелось, то предлагала своих мастеров. И контролировала процесс постройки.
Собственно говоря, все то, что относилось к внешнему облику будущих домов и, как следствие, самих московских улиц, решала Комиссия. Внутренняя же планировка жилища целиком была в руках и на откупе будущих домовладельцев.
(9 фото)
Ко времени постройки усадьбы, конечно, основная часть повреждений послепожарной Москвы была устранена, и шла, если так можно выразиться, вторая очередь городской застройки. А в 1843 году Комиссия и вовсе завершила свою работу.
Усадьба после Толстого досталась сенатору и тайному советнику Ивану Эммануиловичу Куруте – чиновнику и государственному деятелю, прославившемуся тем, что за годы службы сумел собрать абсолютно все награды, какими только награждали в Российской Империи и…
…Стал полнейшим кавалером ВСЕХ Российских орденов
Последней его наградой, полученной незадолго до кончины, стал орден Святого Александра Невского.
Греческих кровей, но исконно русский человек, он успел послужить вице-губернатором Таврической, а затем Орловской губернии, а вслед за этим сделался и Владимирским губернатором.
К слову, во Владимире под его надзором оказался незаслуженно ссыльный Александр Иванович Герцен, отозвавшийся о своем высоком надзирателе довольно лестно:
«Курута – умный грек!»
С конца 1850-х и до революции усадьба стала сугубо купеческой. Ее заняла купчиха Матрена Григорьевна Попова с наследниками. И превратила имение в доходный дом, сдавая внаем.
Особой россыпью знаменитых жильцов усадьба, возможно, похвастаться и не могла. Но с 1906 по 1909 год в ней располагалась редакция ежемесячного литературного журнала «Золотое руно», который издавал Николай Павлович Рябушинский.
Цель у журнала была достойная – формировать у читающей публики вкус к прекрасному, к высокой литературе. И сотрудничало издательство с именитыми, признанными писателями и художниками.
Усадебный дом оставался жилым еще долго время и после революции. А сегодня он – часть Шаляпинской музея-усадьбы.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и делиться ею друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!