Найти тему
СмоЧЬ

«Собиратель душ». «Длинноногий» Кейдж собирает себе в копилку все новые причудливые образы

Оглавление

Чего только совершенно бесстрашно подходящий к своим ролям Николас Кейдж не успел сделать, чтобы заставить нас в очередной раз сказать «о божечки!»?! Правильно, предстать перед нами в виде крайне дурно выглядящего Мэрлина Мэнсона капец-какого странного маньяка-сатаниста. И зовут-то его вовсе не столь романтично, как в русскоязычном переводе фильма. Нет-нет, никакой он не «Собиратель душ», он Longlegs (длинноногий). Именно так звучит оригинальное название картины.

Рейтинг на IMDb – 7.1

Продолжительность - 1 час 41 минута

Я как поклонница всего этого безудержного «Кейдженессанса» последних лет не смогла устоять. Тем более такой подкупающий рейтинг и не B-муви. А вдобавок это еще и самый кассовый фильм Кейджа за последние 20 с хвостиком лет - с супергеройского «Призрачного гонщика 2» (2012).

Рецепт идеального универсального мистического триллера от Перкинса

Режиссер и сценарист картины Осгуд (Оз) Перкинс («Гретель и Гензель», «Февраль») по-видимому хотел создать эдакий универсальный мистический триллер, но где-то по пути потерял рецепт с секретными ингредиентами и действовал наверняка, сгребая в свой волшебный котел все, что попадалось под руку:

  • Хотите детектив, в котором одержимый коп-одиночка преследует и разоблачает опасного маньяка?! Пожалуйста!
  • Добавим немного сатанинских культов и чертовщинки? Почему бы нет?!
  • А что насчет резни топором с кровякой и тревожного экшена в темноте? Хмм, не помешает.
  • А, может, еще хотя бы парочку дьявольских кукол и монашку? Да-да, это тоже должно сработать.
  • Ой, а еще бы сделочку по продаже души, ну чтоб, как в «Фаусте», но чуточку попроще! Эх, ладно, давайте и ее кинем!

Теперь все это перемешаем и приправим личной детской травмой. А скрепим все - правильно - железобетонным Николасом)

Меня вообще настораживают режиссеры, которые на полном серьезе пытаются вплести в свои по сути развлекательные фильмы глубинные смыслы и откровения из отроческих переживаний, но Оз прямо-таки настаивает в своих интервью, что в картине есть мессадж, обращенный к скрывающим от детей правду жизни мам-пап и отсылает нас к показному браку своих родителей.

Долгие годы актриса Берри Беренсен – мать режиссера - скрывала от общественности и даже от детей нетрадиционную ориентацию своего мужа Энтони Перкинса, сыгравшего в свое время того самого легендарного маньяка Нормана Бейтса в фильме Альфреда Хичкока «Психо».

Итак, что же за рагу сварилось в нашем мистическом котелке?

Стоят условные 1990-е (вроде президент Клинтон, но обстановка слегка отдает концом 80-х). Уже несколько десятков лет в Орегоне периодически происходят странные массовые убийства: глава семейства максимально кроваво разбирается с домашними и затем сам кончает жизнь самоубийством. Никаких следов взлома или посторонних отпечатков пальцев в домах не обнаруживают, зато среди корреспонденции каждой из семей находят загадочное зашифрованное послание, подписанное Собиратель душ (а для англоязычной аудитории - Longlegs).

Расследовать эту жутковатую цепочку преступлений, над которой уже успело поломать голову не одно поколение полицейских, поручают молодой сотруднице ФБР Клариссе Старлинг. Шучу-шучу - замкнутой, но целеустремленной Ли Харкер (ее сыграла Майка Монро - Джей Хайт из «Оно»).

Майка Монро в роли довольно пессимистично смотрящего на загадочный шифр Длинноногого, а заодно и на свою профессию агента Ли Харкер
Майка Монро в роли довольно пессимистично смотрящего на загадочный шифр Длинноногого, а заодно и на свою профессию агента Ли Харкер

У бюро нет отделов для чего-нибудь хорошего (Ли Харкер)

Подобно своей старшей коллеге Джоди Фостер в ее последней детективной роли, юная Ли в ночи самозабвенно раскладывает полукругом на полу не складывающиеся в пазл улики, мучительно пытаясь разгадать, кто же скрывается под маской «Собирателя душ» и как он совершает свои преступления.

Но на этом сходства с агентом Старлинг заканчиваются. Героиня Майки сделана из слегка иного теста.

Во-первых, девушка обладает завидными экстрасенсорными способностями. К примеру, может безошибочно почувствовать, в каком из ряда довольно однотипных домов скрывается опасный преступник. И даже иногда может угадывать задуманные компьютером числа. Правда, потом, к сожалению, об этих способностях забывают и сценарист, и сама героиня.

В добавок мисс Харкер - девушка довольно странная, несколько отстраненная от всех, витающая в некоем своем мире, даже местами, я бы сказала, слегка аутичная. В фильме будет сцена ее максимально неловких «посиделок» с юной Руби - дочкой агента Картера (и не спрашивайте меня: с чего это пришедшую впервые в дом да еще на ночь глядя дамочку родители отправляют на экскурсию в детскую), где мы наблюдаем, как Ли сидит на кровати в совершеннейшем ступоре, вынужденная судорожно искать тему для «светской» беседы. А потом совершенно невпопад заводит разговор о потерявшей голову фигурке гимнастки на комоде девочки.

Перкинс щедро вплетает в детективную составляющую своей истории разные мистические и пугательные штучки. Естественно, главная героиня живет одна в домике у черта на куличках посреди леса и у нее есть своя пугающая тайна из прошлого, а полицейские операции в сомнительных локациях стоит проводить ночью. Для усиления эффекта временами будут слышаться таинственные шепоты и звучать тревожная музыка, не обойдется и без классических туманных отсылок к библейским текстам, а перед глазами героев и зрителей будут мелькать тени разных то ли людей, то ли сущностей.

И, конечно, среди всех этих явлений главной будет фигура заявленного еще с первых минут загадочного злодея. И Кейдж тут предстает во всей ошеломительно отталкивающей загримированной так, что мать родная не узнает, красе.

Вот таким он нам предстает буквально в первые минуты фильма, а полностью его лучше увидеть самому)
Вот таким он нам предстает буквально в первые минуты фильма, а полностью его лучше увидеть самому)

Майка и Николас все время снимались по отдельности и оказались на одной площадке только во время съемок кульминационной для нашего маньяка сцены. Так вот, при виде этого импозантного парня в образе у мисс Монро в буквальном смысле этого слова перехватило дыхание, а когда он запел (да-да, Кейдж там будет еще и ох как люто петь) ее пульс зашкалил до 170, и запись всего этого эмоционального всплеска (у девушки под рубашкой был прикреплен весьма чувствительный микрофон) потом даже использовали для рекламной компании фильма в Штатах.

В-общем, видок у Длинноногого / Собирателя душ весьма колоритный, максимально отталкивающий и бредовый, но для маньяка это даже и хорошо, а то вечно их красавчиками и франтами или злыми гениями изображают. А тут нате - получите и распишитесь - потрепанный жизнью, одутловатый и слегка поехавший дедушка с клоунскими замашками (в плохом смысле этого слова) - эдакий персонаж детского телешоу, только из ада. Орегонская, не гламурная версия.

Впусти ты меняяя! - гнусаво заводит Собиратель душ. Но это еще цветочки - он на 24 минуты хит про Happy birthday сбацать может.

Вообще, я бы сказала начало фильма мне очень даже понравилось - настраивающий на волну истории флэшбек из прошлого с разъезжающимся постепенно на титрах кадром, эпиграф из T. Rex, смачная сценка «Ли-Напарник-Проходной маньяк-статист», самое начало работы с Картером и его напарником - агентом Браунингом - все это вышло весьма хорошо. Да и сами Ли с маман да и ее максимально захламленный домик добавляли хорошей странности истории.

Алисия Уитт в роли эксцентрично ведущей себя и не зря мамы Ли
Алисия Уитт в роли эксцентрично ведущей себя и не зря мамы Ли

И даже первые вторжения в расследование сатанинских треугольников и прочей атрибутики историю сильно не расшатывали. Были там некоторые странности, но в целом вполне себе простительные.

А вот последние минут 40 - примерно после той самой кульминационной сцены с Кейджем-маньяком - смотрятся уже на некотором автомате. Несмотря на то что Перкинс добавляет парочку якобы неожиданных поворотов, все выглядит максимально ожидаемо и штамповано и местами мутненько с точки зрения логики. Да и финал, хотя я все понимаю про идею открытого конца в подобного рода истории, выходит какой-то уж очень скомканной.

К тому же Перкинс, повесив кучу разных мистических зацепок, опираясь на которые Ли продвигается в своем расследовании, бросает их совершенно беспомощно висеть в воздухе.

7 своих же вопросов, которые «Собиратель душ» оставил без ответа

Внимание! Без спойлеров мне тут не обойтись!!

1. Почему у всех убитых девочек был ДР 14 числа? Это какое-то новое число дьявола, о котором мы не знали? И почему, собственно, Длинноногого и Сатану интересуют только семьи девочек?

2. Все эти убийства начались на некоей ферме Кемеров в 1966 году, почему именно там? И зачем Длинноногий годами упоминал об этом инциденте в посланиях своим следующим жертвам?

3. Зачем при совершении преступлений нужно было создавать весь этот перевернутый сатанинский треугольник из дат убийств жертв?! Наверное, после завершения должно было что-то произойти, а при неудаче как-то обыграться облом? Или это просто рандомная слегка подвязанная к сатанизму геометрическая фигура?

Агент Ли Харкер вычерчивает треугольную географию убийств Собирателя душ
Агент Ли Харкер вычерчивает треугольную географию убийств Собирателя душ

4. Зомбирующая дьявольская сила, заставляющая отцов семейств убивать, заключалась внутри куклы, разбив помещенный в ее голову шар можно было освободить сознание жертвы (по крайней мере, так это работает с Ли), тогда почему все происходит иначе в случае с Кэрри Энн?

Разве не было бы удивительно, если бы вы принесли куклу в чей-то дом, и это свело бы всех с ума. Это как-то смешно и странно (О. Перкинс).
Разве не было бы удивительно, если бы вы принесли куклу в чей-то дом, и это свело бы всех с ума. Это как-то смешно и странно (О. Перкинс).

5. И, кстати, почему роль убийц всегда брали на себя именно мужчины?

6. Кроме семейства Ли, все жертвы Длинноногого были из полных семей, почему тогда он пришел к матери-одиночке Харкер, если любил кровавые массовые убийства?!. В Орегоне наверняка много рожденных 14-го числа девочек. Или что-то особое должно было заключаться в самих девчонках? Тогда тоже интересно, что именно.

7. Кто похоронил куклу под полом фермы Кемеров, если мы отчетливо видели, что оба родителя к приходу Кэрри Энн были совершенно точно мертвы? И не просто ведь похоронил, а сделал ей деревянный гробик с крестом и такими же крестами опечатал вход в ферму. Сам Собиратель душ? Мама Ли? Загадочный инкогнито?

И уже не касательно преступной аферы Собирателя душ и компания, но с волнением по поводу его довольно неожиданной смерти: а точно можно разбить самому себе голову насмерть об деревянный стол в положении сидя?! И что все это время делали по идее наблюдавшие за допросом полицейские в соседней комнате?

Резюме без спойлеров

Кейдж - однозначно, молодец, что не боится все новых и новых вызовов, причем, не только в качестве мачо и красавчика, и он отлично берет эти все усложняющиеся барьеры. Чем ему удивлять нас дальше, теперь уже поистине загадка.

Актер, кстати, сказал, что больше серийных убийц в кино играть не будет, так что «Собиратель душ», так сказать, эксклюзивная возможность увидеть его в этом амплуа.

Майка - не Фостер, но и «Собиратель душ» - не «Молчание ягнят», в своем образе она вполне себе органична да и другие актеры нормально справляются со своими ролями.

Сам фильм мне показался неровным: при вполне бодром начале и неплохих попытках внести в повествование знаковые жанровые отсылочки и эстетские детали, а также слегка покаламбурить на тему стремного маньяка, он постепенно теряет свежесть и энергию и начинает крайне неровно раскачиваться между детективом и мистикой, гармонично объединить которые у Перкинса, как мне кажется, все же не выходит.

В итоге фильм и особо не пугает, и довольно умеренно увлекает остросюжетным полицейским триллером с ловлей опасного маньяка. Открытый финал вышел тоже каким-то неловким, как будто после очередного кроваво-демонического эпизода создатели картины вдруг поняли, что надо резко закругляться, чтобы опомнившиеся поклонники Кейджа не начали уходить из зала до титров.

В общем и целом - посмотреть историю разок вполне можно и даже без особой душевной боли и страданий, это точно не худшее, в чем играл мистер Кейдж, такой крепкий середнячок с колоритным злодеем и легкой мультижанровостью.