Чего только совершенно бесстрашно подходящий к своим ролям Николас Кейдж не успел сделать, чтобы заставить нас в очередной раз сказать «о божечки!»?! Правильно, предстать перед нами в виде крайне дурно выглядящего Мэрлина Мэнсона капец-какого странного маньяка-сатаниста. И зовут-то его вовсе не столь романтично, как в русскоязычном переводе фильма. Нет-нет, никакой он не «Собиратель душ», он Longlegs (длинноногий). Именно так звучит оригинальное название картины.
Рейтинг на IMDb – 7.1
Продолжительность - 1 час 41 минута
Я как поклонница всего этого безудержного «Кейдженессанса» последних лет не смогла устоять. Тем более такой подкупающий рейтинг и не B-муви. А вдобавок это еще и самый кассовый фильм Кейджа за последние 20 с хвостиком лет - с супергеройского «Призрачного гонщика 2» (2012).
Рецепт идеального универсального мистического триллера от Перкинса
Режиссер и сценарист картины Осгуд (Оз) Перкинс («Гретель и Гензель», «Февраль») по-видимому хотел создать эдакий универсальный мистический триллер, но где-то по пути потерял рецепт с секретными ингредиентами и действовал наверняка, сгребая в свой волшебный котел все, что попадалось под руку:
- Хотите детектив, в котором одержимый коп-одиночка преследует и разоблачает опасного маньяка?! Пожалуйста!
- Добавим немного сатанинских культов и чертовщинки? Почему бы нет?!
- А что насчет резни топором с кровякой и тревожного экшена в темноте? Хмм, не помешает.
- А, может, еще хотя бы парочку дьявольских кукол и монашку? Да-да, это тоже должно сработать.
- Ой, а еще бы сделочку по продаже души, ну чтоб, как в «Фаусте», но чуточку попроще! Эх, ладно, давайте и ее кинем!
Теперь все это перемешаем и приправим личной детской травмой. А скрепим все - правильно - железобетонным Николасом)
Меня вообще настораживают режиссеры, которые на полном серьезе пытаются вплести в свои по сути развлекательные фильмы глубинные смыслы и откровения из отроческих переживаний, но Оз прямо-таки настаивает в своих интервью, что в картине есть мессадж, обращенный к скрывающим от детей правду жизни мам-пап и отсылает нас к показному браку своих родителей.
Долгие годы актриса Берри Беренсен – мать режиссера - скрывала от общественности и даже от детей нетрадиционную ориентацию своего мужа Энтони Перкинса, сыгравшего в свое время того самого легендарного маньяка Нормана Бейтса в фильме Альфреда Хичкока «Психо».
Итак, что же за рагу сварилось в нашем мистическом котелке?
Стоят условные 1990-е (вроде президент Клинтон, но обстановка слегка отдает концом 80-х). Уже несколько десятков лет в Орегоне периодически происходят странные массовые убийства: глава семейства максимально кроваво разбирается с домашними и затем сам кончает жизнь самоубийством. Никаких следов взлома или посторонних отпечатков пальцев в домах не обнаруживают, зато среди корреспонденции каждой из семей находят загадочное зашифрованное послание, подписанное Собиратель душ (а для англоязычной аудитории - Longlegs).
Расследовать эту жутковатую цепочку преступлений, над которой уже успело поломать голову не одно поколение полицейских, поручают молодой сотруднице ФБР Клариссе Старлинг. Шучу-шучу - замкнутой, но целеустремленной Ли Харкер (ее сыграла Майка Монро - Джей Хайт из «Оно»).
У бюро нет отделов для чего-нибудь хорошего (Ли Харкер)
Подобно своей старшей коллеге Джоди Фостер в ее последней детективной роли, юная Ли в ночи самозабвенно раскладывает полукругом на полу не складывающиеся в пазл улики, мучительно пытаясь разгадать, кто же скрывается под маской «Собирателя душ» и как он совершает свои преступления.
Но на этом сходства с агентом Старлинг заканчиваются. Героиня Майки сделана из слегка иного теста.
Во-первых, девушка обладает завидными экстрасенсорными способностями. К примеру, может безошибочно почувствовать, в каком из ряда довольно однотипных домов скрывается опасный преступник. И даже иногда может угадывать задуманные компьютером числа. Правда, потом, к сожалению, об этих способностях забывают и сценарист, и сама героиня.
В добавок мисс Харкер - девушка довольно странная, несколько отстраненная от всех, витающая в некоем своем мире, даже местами, я бы сказала, слегка аутичная. В фильме будет сцена ее максимально неловких «посиделок» с юной Руби - дочкой агента Картера (и не спрашивайте меня: с чего это пришедшую впервые в дом да еще на ночь глядя дамочку родители отправляют на экскурсию в детскую), где мы наблюдаем, как Ли сидит на кровати в совершеннейшем ступоре, вынужденная судорожно искать тему для «светской» беседы. А потом совершенно невпопад заводит разговор о потерявшей голову фигурке гимнастки на комоде девочки.
Перкинс щедро вплетает в детективную составляющую своей истории разные мистические и пугательные штучки. Естественно, главная героиня живет одна в домике у черта на куличках посреди леса и у нее есть своя пугающая тайна из прошлого, а полицейские операции в сомнительных локациях стоит проводить ночью. Для усиления эффекта временами будут слышаться таинственные шепоты и звучать тревожная музыка, не обойдется и без классических туманных отсылок к библейским текстам, а перед глазами героев и зрителей будут мелькать тени разных то ли людей, то ли сущностей.
И, конечно, среди всех этих явлений главной будет фигура заявленного еще с первых минут загадочного злодея. И Кейдж тут предстает во всей ошеломительно отталкивающей загримированной так, что мать родная не узнает, красе.
Майка и Николас все время снимались по отдельности и оказались на одной площадке только во время съемок кульминационной для нашего маньяка сцены. Так вот, при виде этого импозантного парня в образе у мисс Монро в буквальном смысле этого слова перехватило дыхание, а когда он запел (да-да, Кейдж там будет еще и ох как люто петь) ее пульс зашкалил до 170, и запись всего этого эмоционального всплеска (у девушки под рубашкой был прикреплен весьма чувствительный микрофон) потом даже использовали для рекламной компании фильма в Штатах.
В-общем, видок у Длинноногого / Собирателя душ весьма колоритный, максимально отталкивающий и бредовый, но для маньяка это даже и хорошо, а то вечно их красавчиками и франтами или злыми гениями изображают. А тут нате - получите и распишитесь - потрепанный жизнью, одутловатый и слегка поехавший дедушка с клоунскими замашками (в плохом смысле этого слова) - эдакий персонаж детского телешоу, только из ада. Орегонская, не гламурная версия.
Впусти ты меняяя! - гнусаво заводит Собиратель душ. Но это еще цветочки - он на 24 минуты хит про Happy birthday сбацать может.
Вообще, я бы сказала начало фильма мне очень даже понравилось - настраивающий на волну истории флэшбек из прошлого с разъезжающимся постепенно на титрах кадром, эпиграф из T. Rex, смачная сценка «Ли-Напарник-Проходной маньяк-статист», самое начало работы с Картером и его напарником - агентом Браунингом - все это вышло весьма хорошо. Да и сами Ли с маман да и ее максимально захламленный домик добавляли хорошей странности истории.
И даже первые вторжения в расследование сатанинских треугольников и прочей атрибутики историю сильно не расшатывали. Были там некоторые странности, но в целом вполне себе простительные.
А вот последние минут 40 - примерно после той самой кульминационной сцены с Кейджем-маньяком - смотрятся уже на некотором автомате. Несмотря на то что Перкинс добавляет парочку якобы неожиданных поворотов, все выглядит максимально ожидаемо и штамповано и местами мутненько с точки зрения логики. Да и финал, хотя я все понимаю про идею открытого конца в подобного рода истории, выходит какой-то уж очень скомканной.
К тому же Перкинс, повесив кучу разных мистических зацепок, опираясь на которые Ли продвигается в своем расследовании, бросает их совершенно беспомощно висеть в воздухе.
7 своих же вопросов, которые «Собиратель душ» оставил без ответа
Внимание! Без спойлеров мне тут не обойтись!!
1. Почему у всех убитых девочек был ДР 14 числа? Это какое-то новое число дьявола, о котором мы не знали? И почему, собственно, Длинноногого и Сатану интересуют только семьи девочек?
2. Все эти убийства начались на некоей ферме Кемеров в 1966 году, почему именно там? И зачем Длинноногий годами упоминал об этом инциденте в посланиях своим следующим жертвам?
3. Зачем при совершении преступлений нужно было создавать весь этот перевернутый сатанинский треугольник из дат убийств жертв?! Наверное, после завершения должно было что-то произойти, а при неудаче как-то обыграться облом? Или это просто рандомная слегка подвязанная к сатанизму геометрическая фигура?
4. Зомбирующая дьявольская сила, заставляющая отцов семейств убивать, заключалась внутри куклы, разбив помещенный в ее голову шар можно было освободить сознание жертвы (по крайней мере, так это работает с Ли), тогда почему все происходит иначе в случае с Кэрри Энн?
5. И, кстати, почему роль убийц всегда брали на себя именно мужчины?
6. Кроме семейства Ли, все жертвы Длинноногого были из полных семей, почему тогда он пришел к матери-одиночке Харкер, если любил кровавые массовые убийства?!. В Орегоне наверняка много рожденных 14-го числа девочек. Или что-то особое должно было заключаться в самих девчонках? Тогда тоже интересно, что именно.
7. Кто похоронил куклу под полом фермы Кемеров, если мы отчетливо видели, что оба родителя к приходу Кэрри Энн были совершенно точно мертвы? И не просто ведь похоронил, а сделал ей деревянный гробик с крестом и такими же крестами опечатал вход в ферму. Сам Собиратель душ? Мама Ли? Загадочный инкогнито?
И уже не касательно преступной аферы Собирателя душ и компания, но с волнением по поводу его довольно неожиданной смерти: а точно можно разбить самому себе голову насмерть об деревянный стол в положении сидя?! И что все это время делали по идее наблюдавшие за допросом полицейские в соседней комнате?
Резюме без спойлеров
Кейдж - однозначно, молодец, что не боится все новых и новых вызовов, причем, не только в качестве мачо и красавчика, и он отлично берет эти все усложняющиеся барьеры. Чем ему удивлять нас дальше, теперь уже поистине загадка.
Актер, кстати, сказал, что больше серийных убийц в кино играть не будет, так что «Собиратель душ», так сказать, эксклюзивная возможность увидеть его в этом амплуа.
Майка - не Фостер, но и «Собиратель душ» - не «Молчание ягнят», в своем образе она вполне себе органична да и другие актеры нормально справляются со своими ролями.
Сам фильм мне показался неровным: при вполне бодром начале и неплохих попытках внести в повествование знаковые жанровые отсылочки и эстетские детали, а также слегка покаламбурить на тему стремного маньяка, он постепенно теряет свежесть и энергию и начинает крайне неровно раскачиваться между детективом и мистикой, гармонично объединить которые у Перкинса, как мне кажется, все же не выходит.
В итоге фильм и особо не пугает, и довольно умеренно увлекает остросюжетным полицейским триллером с ловлей опасного маньяка. Открытый финал вышел тоже каким-то неловким, как будто после очередного кроваво-демонического эпизода создатели картины вдруг поняли, что надо резко закругляться, чтобы опомнившиеся поклонники Кейджа не начали уходить из зала до титров.
В общем и целом - посмотреть историю разок вполне можно и даже без особой душевной боли и страданий, это точно не худшее, в чем играл мистер Кейдж, такой крепкий середнячок с колоритным злодеем и легкой мультижанровостью.