Найти тему
СмоЧЬ

«Настоящий детектив: Ночная страна». Между нами девочками о холоде, мистике и тьме

Четвертый сезон «Настоящего детектива», ставшего 10 лет назад блистательным мрачным откровением в мире сериалов, - это такая своеобразная попытка поговорить о том давнем брутальном и маскулинном более холодно и туманно и, так сказать, между нами девочками.

Рейтинг IMDb – 6.6

В затерянном в снегах и льдах Аляски маленьком городке Эннис наступает длинная полярная ночь, и просыпается мафия одноглазый белый медведь Она - некая таинственная сила, которая заставляет восьмерых вполне себе адекватных мужчин, уединенно проживающих на исследовательской станции «Цалал», выбежать в чем мать родила на довольно крепкий морозец и замерзнуть в огромный ледяной комок в весьма нелицеприятных позах. Именно это преступление и становится отправной точкой детективного расследования «Ночной страны».

Это первая история франшизы, которая создана без участия и, насколько я понимаю, без особого одобрения ее создателя Ника Пиццолатто. Режиссером, сценаристом и продюсером сезона выступила пылкая и максимально не чуждая мистике мексиканка Исса Лопес.

Мексиканский режиссер, сценарист и продюсер Исса Лопес  (1971, Мехико)
Мексиканский режиссер, сценарист и продюсер Исса Лопес (1971, Мехико)

Аляска да и холода вообще привыкшую к жаре Иссу впечатлили, и команда чисто по девичьи нет-нет, да и прерывалась, чтобы забацать пару эффектных сэлфи на фоне северного сияния. Правда, большая часть съемок сериала прошла не в североамериканском штате, а в Исландии, но тоже во вполне себе морозные «-20 с хвостиком».

Злые языки поговаривают, что арктическую картинку со всеми этими огонечками, невысокими домиками и сугробами Лопес отчасти «позаимствовала» из сериального триллера «Террор» (2018–2019), как, впрочем, и его главного оператора Флориана Хоффмайстера. Но лично мне какая-то явная несвежесть и вторичность кинокартинки в глаза не бросалась.

С разной степенью удачности и нужности Лопес привнесла в сезон и целый ворох своих увлечений. Это тебе и мрачноватая песенка Билли Айлиш Bury a Friend, и инцидент на перевале Дятлова с «Марией Селестой» в придачу. Если переместиться в киносферу, то Иссу, по ее собственному признанию, вдохновляли отель «Оверлук» из «Сияния», космический буксир «Ностромо» из «Чужого», довольно неожиданные для арктического натюрморта внезапные апельсины из «Крестного отца», ну и конечно, тот самый пресловутый люк из «Остаться в живых». А для культового ужастика «Нечто» Джона Карпентера нашлось даже место на видеополке - причем, на самом что ни на есть аутентичном ретро VHS-носителе. Да и финальная сцена первой серии сезона — эдакий глубокий реверанс и маэстро Карпентеру, и его хоррору.

Основное действие картины занимает 15 дней - с наступления полярной ночи 17 декабря до новогоднего утра 1 января.

Всеми важными событиями и делами в суровом зимнем городке заправляют сильные и решительные женщины. Градообразующим и активно засоряющим Эннис предприятием руководит Кейт МакКиттерик (Дервла Кирван), загадочная дауншифтерша Роуз Агино может легко разрулить любую проблему хоть психологического характера, хоть криминального. Юная Лия Дэнверс - еще подросток, но тоже может замутить и знатный протест, и отвязную потасовку. Да что там говорить — тут даже уборщицы ого-го как круты!.

Но главные леди-боссы этого сезона, конечно, - начальник полиции, крайне токсичная и довольно бестактная в своих сексуальных похождениях Лиз Дэнверс (Джоди Фостер) и схлопотавшая понижение по службе, занимающая должность патрульной Эванджелин Наварро (Кали Рейс). У дам довольно сложные взаимоотношения, разные подходы к ведению дел да и к жизни в целом. Сама Лопес их сравнила ни много ни мало с правым и левым полушарием головного мозга: «одна абсолютно рациональна и работает методом дедукции, другая - инстинктивна».

Давненько не видела Фостер в более-менее крупной роли. И на нее, безусловно, приятно было посмотреть, тем более что сериалы она своим присутствием совсем не балует.

Алисия Кристиан (Джоди) Фостер (1962, Лос-Анджелес, Калифорния, США) в роли токсичного шефа полиции Лиз Дэнверс
Алисия Кристиан (Джоди) Фостер (1962, Лос-Анджелес, Калифорния, США) в роли токсичного шефа полиции Лиз Дэнверс

Напарница Фостер - Кали Рейс - девушка, попавшая в кино относительно недавно, бывшая чемпионка мира и обладательница кучи титулов самых разных боксерских организаций - на роль эдакой задиристой бунтарки с не совсем четким пониманием правосудия подошла очень даже удачно. Она знатно машет кулаками и однозначно притягивает взгляд своей статью и еще вот этими интересными пирсингами в щеках.

Кали Рейс (1986, Провиденс, Род-Айленд, США) в роли задиристой и харизматичной Эванджелин Наварро
Кали Рейс (1986, Провиденс, Род-Айленд, США) в роли задиристой и харизматичной Эванджелин Наварро

Кстати говоря, мисс Рейс сама обладает гражданской позицией, схожей с ее героиней. Она активно топит за права коренных народов Америки, является сторонницей движения «Пропавшие и убитые женщины и девушки из числа коренного населения» (MMIWG) и считает себя членом непризнанного племени сиконке вампаноаг (Массачусетс).

В процессе работы над сезоном Лопес несколько изменила обеих своих героинь. Дэнверс по просьбе Фостер, а Наварро по мере знакомства с Аляской и ее коренными народами. Вместо изначально задуманной латиноамериканки харизматичная Эванджелин стала инупиаткой.

Инупиаты - один из малых эскимосских народов. В 2000 году их насчитали чуть более 19 000 человек. Большинство живёт на Аляске, выращивает оленей, добывает рыбу, моржей, китов и белых медведей. Из-за специфики своих традиционных промыслов максимально обеспокоено изменением климата.

Мужчины Энниса женской половине городка явно уступают: парни бессмысленно и жестоко избивающие своих подруг, пьяницы и наркоманы, странноватые чудики и просто неудачники разного калибра.

Сверхъестественно добрый и понимающий и от того кажущийся глуповатым бармен Каввик (Джоэл Д. Монгранд), хотя, между прочим, он парень вроде и эрудированный - Эдварда Олби так-то читает. Продавшиеся правлению шахты, не слишком щепетильные босс и давний любовник Лиз Денверс капитан Тед Коннели и мечтающий подсидеть ее же Хэнк Прайор, с наивным, почти детским нетерпением ожидающий прибытия своей онлайн-суженой из Владивостока.

Хоть какое-то будущее тут есть, пожалуй, только у безропотно выполняющего бесконечные поручения Лиз сына Хэнка - Пита. Он тут единственный из мужчин ближе к финалу хотя бы показывает характер.

Финн Беннетт (1999, Лондон, Великобритания) в роли мега-исполнительного подручного Лиз Пита Прайора
Финн Беннетт (1999, Лондон, Великобритания) в роли мега-исполнительного подручного Лиз Пита Прайора

Городок до сих пор помнит оставшееся нераскрытым произошедшее 6 лет назад жестокое убийство девушки-инупиатки Энни Коуток. Загадочная находка на опустевшей станции намекает, что оба преступления как-то связаны между собой.

В Эннисе есть и свои социальные проблемы, в первую очередь экологические. Водопроводную воду пить просто невозможно, а у местных женщин через одного рождаются мертвые младенцы. Во всем этом обыватели не без оснований винят расположенную в окрестностях шахту.

В добавок ко всему полярная ночь действует на психику жителей городка угнетающе, тут через одного все видят мертвых, а другая половина помышляет навсегда уйти в снега. В итоге «Ночная страна» оказывается прямо-таки наводненной призраками и видениями, которые глобальной смысловой нагрузки зачастую не несут, но создают общую таинственную и мрачную атмосферу.

Жалко, что Лопес не стала копать глубже и в своей туманной мистике не использовала никаких эскимосских мотивов. Наверняка там можно было найти что-то эдакое нативное. Единственным, кого можно с натяжечкой притянуть к арктической мифологии, остается только тот самый непонятно зачем мелькающий то тут то там белый медведь. Вроде как это, возможно, Туунбак — мстительный злой дух из сказаний инуитов, который появляется также и в уже упомянутом мной сериале «Террор». Но это скорее из области лукавых домыслов.

Сериал наводнен и разномастными отсылками к легендарному первому сезону, правда, опять же не всегда понятно, зачем они вставлены в тот или иной эпизод.

Больше всего досталось, пожалуй, Расту Коулу (Мэттью МакКонахи). Из серии в серию кочует изображение спирали, которая в свое время и виделась, и чудилась полицейскому. Ученый Кларк изрекает фразу «Время - это плоский круг», столь эффектно произнесенную в свое время тем же Коулом.

Нашлось местечко и для любимого пива детектива Lone Star, которое собрался было выпить под кинцо с попкорном один из ученых «Цалала», но, увы, не успел.

-8

Расту даже возможного родителя тут нашли. Он ведь провел большую часть детства на Аляске, и сам говорил, что жил там с отцом, которого звали Трэвис. Вот, он тут появляется, страненький, но уж какой есть... В целом по хронологии такое вполне вероятно. Другой вопрос, насколько оно нужно, кроме просто радостного факта обнаружения этой пасхалки — ну отец он, и что дальше?!)

В первом сезоне за многими жестокими преступлениями в Лиузиане годами стояла могущественная семья Таттлов. Как выяснилось, она смогла распространить свое влияние даже и на Аляску. Тут орудует компания «Таттл Юнайтед», которая занимается всем подряд от круизов до пальмового масла. Но связь опять-таки очень туманна и никакого дальнейшего развития не получает.

Еще одна ниточка, связывающая сезоны, - сборник рассказов американского фантаста Роберта Чэмберса «Король в желтом» (1895), пугающими образами из которого в свое время вдохновлялся Пиццолатто.

-9

Завод по переработке крабов, где мы впервые видим Эванджелин Наварро, круто разбирающуюся с подозреваемым в избиении девушки работником, называется «Голубой король».

А в самом начале «Ночной страны» мы видим эпиграф: «…Ибо мы не знаем, какие звери спят в ночи, когда часы становятся слишком длинными, чтобы даже Бог мог проснуться» и подпись: Хильдред Кастейн.

Юный Кастейн, страдающий расстройством личности, - действительно персонаж Чэмберса, главный герой и рассказчик из его хоррор-рассказа «Восстановитель репутаций». А вот такой строки в произведении нет, ее написала сама Лопес, чтобы «цитата» лучше подходила к духу ее сезона.

Название исследовательской станции «Цалал», кстати, тоже имеет литературные корни, причем весьма обширные и глубокие. Оно отсылает нас к арктическим романам классиков приключенческой литературы XIX века. Островок с таким названием впервые возникает у Эдгара По в «Повествовании Артура Гордона Пима из Нантакета» (1838). Там все зловеще, как он и любит. Вся суша изрыта таинственными туннелями с посланиями загадочного происхождения и значения. Затем эстафету подхватывает Жюль Верн в своеобразном сиквеле По - романе «Тайна Антарктики, или Сфинкс ледяных полей» (1897). Вернувшиеся на Цалал исследователи находят его разрушенным землетрясением, а туземцев вымершими от гибельной эпидемии. Самый туманный Tsalal создал в 1994 году американский хоррор-писатель Томас Лиготти в одноименном рассказе (в русскоязычной версии это произведение переводится «Тсалал»). Тут Тсалал - уже не остров, а некая мистическая сущность, великая тьма, которая способна захватывать людей и целые города. Одной из его жертв становится небольшой городок Мокстон, который колбасит от необъяснимых явлений: то жители спонтанно бегут из своих домов, то так же без причины возвращаются, то запираются в церковь и служат странную мессу, нараспев повторяя: Тсалал, тсалал, тсалал.

Вообще, почти до конца 5-й серии «Ночной страны» ты не очень понимаешь, как все это мистическое, странное и наполненное разными намеками выплывет на какую-то объясняемую здравым смыслом почву, но Иссе удается найти такой выход, чтобы и прагматичных скептиков подуспокоить, и феминистским настроениям потрафить, и коренному населению угодить, и о защите экологии и непотребстве промышленных корпораций замолвить слово. Да, кое-что пришлось поднатянуть, на что-то слегка закрыть глаза, но в целом в итоге находится логическое объяснение, скажем так, почти всему.

Разные хвостики, конечно, продолжают слегка топорщиться. Вот, допустим, женский язык на «Цалале». Кто его отрезал? А кто его подбросил? Неясно же. Джон Хоукс, к примеру, считает, что это дело рук его героя, стремящегося пустить следствие по ложному следу. А еще есть мнение, что это сделали некие инкогнито из обслуживающего персонала, чтобы убийство Энни не осталось забытым. Но, если вы жизнерадостно готовитесь подловить мексиканку на подобных мелочах, обезоруживающий ответ уже готов: «Не все детали, не все вопросы проясняются в конце». Это, по мнению Лопес, гораздо правдоподобней и жизненней тщательно подогнанной развязки. Принципиальная режиссерская позиция. Примите это.

Чтобы завершить путешествие в «Ночную страну» на мажорной ноте, в конце сезона есть небольшой эпилог из робкой, но вселяющей надежды арктической весны, ввергающий нас в почти полный и всеобъемлющий хээпи-энд, но туман и вопросы и тут полностью не исчезают. Взять хотя бы Наварро...

В целом сезон вышел вполне смотрибельным, не затянутым, без серьезных огрех. Такой хороший женский детективный, слегка нуарный сериал. Даже все заявленные повесточки показаны не прямо навязчиво, а вполне аккуратно. Было б шикарно, если бы мистические хвосты так отчаянно не торчали в разные стороны или хотя бы имели больше смысловой или идейной нагрузки.

Стала бы я смотреть и досматривать его, если бы история вышла не под франшизой «Настоящего детектива»?. Скажем так, процентов на 70, да. Это не расследование, которое хочется смотреть взахлеб, но удержать интерес к происходящему у создателей «Ночной страны» выходит.

Лопес грозилась сделать еще одну тв-историю про убийство, если ее холодный женский «Настоящий детектив» зайдет хорошо. А зашел он даже не просто хорошо, а отлично: как-никак, а все-таки именно он стал самым просматриваемым за всю историю сериала. Будет ли эта новая история снова в рамках франшизы или для нее Исса придумает что-нибудь новенькое, пока неясно, но студия HBO уже продлила «Настоящий детектив» на пятый сезон и шоураннером оставила Лопес.