Найти тему

Они уехали за лучшей жизнью

Марина шла по узким французским улочкам и думала о том, что в следующем году будет 20 лет, как она здесь живет. Она уже и по-французски говорила, правда, с акцентом, и паспорт гражданки этой страны получила. Но чувствовала себя до сих пор чужой. Как будто пребывала между небом и землей. И не россиянка уже. И француженкой так и не стала.

Они с мужем даже дочке квартиру купили. Правда, ипотека получилась под повышенный процент. Они надеялись на 1 %, а дали 4.

Но это тоже достижение. Потому что Банки далеко не всем дают заем. А бывает оформляют ипотеку под 5 % .

Поэтому не стоит жаловаться.

Женщина проходила мимо храма. В том городке, где они проживают, есть русская Православная церковь. Именно здесь Марина и ее семья чувствуют себя как дома. Если бы не это место, неизвестно, как бы они выжили в чужой стране.

Со своей болью, страхами и проблемами Марина всегда идет в храм. Слушает русскую речь, и ей становится спокойнее. К тому же в приходе очень много русских людей. Они все сблизились между собой. И помогают по возможности. Если не делом, то хотя бы словом. Выслушают друг друга, и уже легче. А молитва священника как манна небесная.

Когда она приезжает в отпуск в Россию и заходит в храм, то всегда удивляется, почему здесь так мало молодежи. В основном бабушки в церковь приходят. Видимо, не припекло им, - думает женщина. И вспоминает, как радовалась, когда впервые вошла в храм во Франции. Он оказался островком русской души на чужбине.

Все русское, к чему можно было прикоснуться, вызывало у нее радость.

С улыбкой вспоминала, как они ходили в посольство голосовать за Путина. Длинная очередь выстроилась из российских граждан, которые проживали во Франции. Разговорились. Все поддерживали нынешнего президента и пришли отдать за него свой голос.

Да, с началом этой операции русские здесь все сплотились.

Вначале было страшно даже на улицу выходить. Боялись слово произнести по-русски.

Очень тяжелое время было для многих. Но со временем французы устали от укр@инских беженцев и стали иначе смотреть на события. Критиковали своего президента. Не хотели, чтобы Франция участвовала в данном конфликте. Но, похоже, не все зависит от простых граждан.

А сейчас в квартире, которую они купили для дочери, ремонт делает укр@инский парень. Они прекрасно нашли общий язык друг с другом. И общаются только на русском языке.

Через пару дней Марина с мужем поедут в Россию. Они каждый год ездят в гости к родственникам. Сначала к матери мужа приезжали. Своих родителей Марина похоронила давно. И вот уже год, как не стало свекрови. Теперь они приезжают проведать других родных. Тем более, что квартира у них здесь осталась. Не стали ее продавать. Кто знает, как дальше жизнь сложится.

Поездка в Россию для них всегда была отдушиной. Марина испытывала непередаваемые чувства, ступив на родную землю и слыша повсюду русскую речь.

Марина старается заглянуть на свою бывшую работу. Ее всегда рады видеть. Создается такое впечатление, что она никуда не уезжала. Почти все родные, знакомые лица. Кто знает, может быть, она сюда когда-нибудь вернется. Ведь неизвестно, что готовит нам завтрашний день.

Она и дочери говорит о том, чтобы было бы неплохо поработать какое-то время в России. Набраться опыта.

Дочка выучилась на архитектора в высшей школе. Кристина была трудолюбивая и талантливая. Она получила Грант на обучение в ВУЗе. Не всем французам это по плечу. А девочка с русскими корнями смогла.

Марина гордится своей девочкой.

А Кристина часто спрашивает мать, почему она так и не стала работать по специальности во Франции.

На самом деле это очень сложно. Надо было подтвердить свою квалификацию. Но кроме профессиональных умений, необходимо знание французского языка. С речью Марина еще справлялась, а грамматика ей давалась очень тяжело. Экзамен она сдать не смогла. Поэтому работала со стариками. Так многие делают, когда уезжают из России. Эта работа более-менее хорошо оплачивается. И эмигрантов берут на нее всегда.

Муж работал сначала охранником. А потом его перевели в диспетчерскую. Это уже повышение. Двух заработных плат им вполне хватало на жизнь. Они даже смогли откладывать деньги на покупку жилья для дочери. Сами же до сих пор живут в съемном. Но менять ничего не собираются.

Муж Марины - поэт. Писал стихи. Но не был востребован на родине. Думал, что за границей ему будет легче. Нет. Не получилось. Сейчас он пишет стихи для себя. Как говорится, в стол. Кто знает, возможно, когда-нибудь сможет их опубликовать.

А Кристина рисует. У нее отлично получается. Поэтому и пошла поступать на архитектурный. Есть у нее к этой профессии призвание.

В последнее время девочка стала писать иконы. Получила благословение у священника. Выходит красиво. Всем нравится. Но заработать на этом не может. Увлечение для души. Дарит близким на память.

Уже не раз Марина задавала себе вопрос, как бы сложилась их судьба в России.

Наверное, неплохо бы жили. Не хуже, чем здесь. По крайней мере, на пенсию бы заработали. А здесь она им не светит. Или мизерную будут получать 200 евро. А это только на неделю хватит, если скромно жить. Опять же пенсия здесь в 63.5 года. И то неизвестно. Обещают поднять возраст.

Когда Марина думает о старости, то боится остаться без куска хлеба. Но дочка ее успокаивает, говоря, что Бог ее не оставит. При мыслях о приходе и батюшке Марина улыбается. Вся надежда на них.

Пенсия в России ей тоже не положена. Хотя у нее есть минимальный стаж - 15 лет. Но вряд ли она сможет чего-нибудь здесь добиться. Об этом пока говорить рано. Марине 57 лет. До российского пенсионного она еще не дожила. А там кто его знает. Может, что-то и получится. Хотя на это она не рассчитывает.

Уехали они за лучшей жизнью в начале нулевых, когда дочке было 8 лет. Сначала им жилось неплохо. Но сейчас во всей Европе стало хуже. И Франция не исключение. Недаром жители выходят с плакатами на улицы: «Мы хотим, чтобы наши дети жили так, как мы!»

Но никто уже не верит, что былые времена наступят.

В России тоже цены растут, как грибы. Каждый год, приезжая сюда, семья диву дается от ценников в магазинах. Зато полки ломятся от товаров. Никакого дефицита нет. А в магазинах техники можно увидеть товары любых производителей.

Где хорошо жить? Видимо, там, где нас нет.

Так сложилась жизнь, что в России Марина теперь француженка, а во Франции своей так и не стала. Живет на две страны.

А в храме ей очень хорошо. И это спасает ее семью в трудные моменты.

© Copyright: Марина Севрюкова, 2024

Свидетельство о публикации №224081500893

фотография из открытых источников
фотография из открытых источников