Сейчас все, кому не лень, кричат про личные границы.
"Да как он посмел!"
"Какое она имела право спрашивать такое!"
"Эти её непрошенные советы - вторжение в мои границы".
И мне вспомнилась моя бабушка. Кому как не ей, сосланной ребёнком вместе со всей семьёй в Сибирь, было бояться всех и вся. Заклеймленная с детства ярлыками: "репрессированная", "раскулаченная", ходившая отмечаться в комендатуру. Но она не приняла этот сценарий. Прошла через него, через насмешки и унижения, но не взяла его с собой в дальнейшую жизнь.
Острая на язык и на реакции (однажды в лихие девяностые опередила воровку-щипачку и схватила её за руку прежде, чем та выхватила у неё купюры из кошелька). В обиду себя никогда не давала. Могла ответить любому, включая начальство, если сталкивалась с несправедливыми обвинениями.
Тогда никто ни про какие личные границы и слыхом не слыхивал.
Хочу рассказать пару историй, очевидцем которых не была, но в пересказанном варианте слышала неоднократно.
Бабушка вышла замуж. Только-только родила первенца, мою маму. Зима. Жили в бараке, где нужно было топить печку. Дедушка (т.е. бабушкин муж) в шахте, ночная смена. Приходит он утром домой, а печь не топлена. У дедушки, надо пояснить, был своенравный и довольно жёсткий характер. С порога он закричал: Катя, ты почему печь не растопила? Ребёнка застудишь! Почему дров нет в доме?
На что бабушка даже бровью не повела, а развернувшись к мужу лишь вполоборота спокойно ответила: так ты дров не наколол, не натаскал.
Тут рассерженный супруг возмутился ещё пуще:
- У нас Настя (его мачеха) сама дрова колола и таскала!
- А нас Дуня (бабушкина мама) ни колола, ни таскала. И я не буду, - парировала молодая супруга.
Сколько себя помню, а я всё своё детство по бабушкам, ни разу не видела Екатерину Савельевну возле дровенника или поленницы. Ни-ког-да. Это было оговорено единожды и на всю жизнь. И не оспорено дедом ни разу. Потому что ему ответили прозрачно-однозначно. И тональность ответа показала, как с тобой недопустимо обращаться. Без скандала. Даже без повышения голоса.
И ещё один случай был на заре их совместной жизни. Дедушка был тот ещё провокатор. То ли ему захотелось пар выпустить, то ли молодецкие эмоции не смог обуздать, но он намеренно разбил об пол тарелку. Правда самую плохонькую. Неказистую. А бабушка в ответ, не смотря на то что выросла не то что в бедности, в нищете, в землянке, стала в ответ хлестать об пол всё, что попалось под руку на столе: изящную сахарницу, блюдце от чайной пары, фарфоровую тарелку из подаренного на свадьбу сервиза. При этом приговаривала: а что ты, Коля, такую щербатую тарелку выбрал? Вот как надо посуду бить!
Коля так и застыл в изумлении над разноцветными черепками.
На этом мужским истерикам был положен конец. Раз и навсегда.
Удивительно, что не давало бабушке не вживаться в роль жертвы. Пройдя через всё то, через что прошла она, начиная с раннего детства, эта роль - самое простое и предсказуемое, что могло лечь ей на плечи. Но она каким-то непостижимым образом стряхнула с себя разрушительный сценарий.
Я не обладаю бабушкиным талантом сказать кратко и как отрезать. Долго и через примеры приближаюсь к той мысли, которую хочу донести именно сейчас. Так вот, что касается личных границ, которые сейчас рьяно отстаивают и агрессивно защищают. Мы не в ответе за то, что подумают о нас другие люди и как они нас поняли. Но мы в ответе за то, чтобы максимально ясно и внятно дать понять другому, как с тобой можно, а как недопустимо. Только ты сам регулировщик этого посягательства на глубоко личное и оберегаемое тобой.
Психолог Катерина Арефьева
Записаться на мою консультацию можно через WhatsApp: 8-906-926-87-00
или почту: katrin7613@yandex.ru