Менструальная бедность это, буквально, когда нет материальных ресурсов на гигиену при месячных. Либо прокладок (частый вариант), либо даже воды (вариант для отсталых стран).
Это частный случай унижения женщин, которое никто толком не рефлексирует и считает нормой. Причем это бывает даже когда в целом общество живет нормально, не бедно.
Причина такого явления, как менструальная бедность, в том, что в какое-то время соединилось три тренда:
- Женщины массово «на виду». Они учатся и работают, требования к гигиене и внешнему виду высокие.
- При этом тема менструации все еще «стыдная», табуированная.
- При этом женщинам все еще достается мало ресурсов. А из-за п. 2 не получается требовать себе в полном объеме то, что нужно при менструации.
До 20 века «на виду» работали только крестьянки и бедные горожанки. Они при менструации поступали просто: подтыкали нижнюю юбку. Протечка, запах – да кого это волновало? Богатые дамы при месячных брали больничный от светской жизни и лежали у себя в спальне.
Поэтому и проблемы не было. Проблема возникла позже.
«Стыдность» темы месячных в советское время была ничуть не меньше. Вплоть до мистического ужаса перед этим делом. Несмотря на самое лучшее образование. А материалов для прокладок могло и не хватать.
Проблема была и с доступностью, и со стиркой. Ведь использовали многоразовые тряпки, их надо было стирать и сушить. А где сушить? На общей кухне нельзя, отдельной ванной тоже нет. В комнате отец и братья. А сушить прокладки это не то же самое, что развесить носки или рубашки. Полагалось «прятать» эту сторону жизни.
Ваты, марли для одноразового применения хватало далеко не всем. И в продаже они были не везде, пропадали. И денег на них тоже давали не всем. Или деньги у семьи были, но на эти дела давать не считали нужным.
Самое грустное, что и сейчас не сильно изменилось.
Менструальная бедность это как раз вот это: все общество и конкретная семья могут жить нормально, а женщинам на прокладки не хватает.
Чаще, конечно, от этого явления страдают юные девочки. Далеко не у всех матери понимают, что такое менструация, как бы странно ни звучал этот факт. Почитайте вот эту статью и комментарии:
Там писали, что – да, матери реально отрицают менструацию у дочерей! Боятся, стесняются этой темы, избегают ее, пытаются развидеть, ругают дочь за месячные, не покупают прокладки или их приходится каждый раз выпрашивать. Или просто в семье запрещены такие просьбы.
Как, скажете, может ребенок не попросить элементарных вещей? Да запросто. Мой ребенок не сможет, моя дочь внятно и громко говорит, что ей нужно. Но я ее так воспитываю. Как человека. В уважении. Если у вас дети растут как полноценные люди, скорее всего, ваши дети тоже спокойно просят все нужное.
Если растить забитой с самого детства, запрещать все подряд, можно запросто запретить просить прокладки.
И это были комментарии, про запрет просить прокладки, не от древних мамонтов. А от читательниц, которым 40–50 лет или меньше. То есть это явление было и в 80-е, и в 90-е. И сейчас есть.
Первобытный страх перед месячными присущ многим людям обоего пола, как ни странно.
Кстати, марли как одноразового материала не хватало еще и потому, что марли при месячных, как и ваты, нужно очень много. У многих женщин даже современные толстые прокладки переполняются за 3–4 часа. Некоторые ночью встают поменять. По крайней мере в 1–2–й день так. И это норма, никто это не лечит. А у современной прокладки специальный впитывающий слой и снизу она непромокаемая! Что говорить про марлю? Ее надо очень много, и менять очень часто.
Протекать нельзя. Представьте себе протечку в школе – могли затравить. Сейчас уже потихоньку люди привыкают к данной теме, и то не все. А поколение назад и раньше была совсем дичь.
Так вот, если в семье мать и дочь, или две-три дочери, это сколько же марли надо, при одноразовом применении?! И как ее доставать каждый месяц? Стоила она дешево. Но как все товары с фиксированными ценами, пропадала из продажи часто.
Неудивительно, что рвали на тряпки старые простыни и СТИРАЛИ. Только старые простыни тоже не бесконечны.
А теперь представьте: у вас таз окровавленных тряпок, их нужно выстирать. Добела они не отстираются, скорее всего. То есть выдать их за просто «какие-то тряпочки» и сушить на виду нельзя. Нигде. Ни на балконе, ни в ванной. Увидят. Что вы почувствуете в этот момент?
Оказавшись перед этим тазом, что ты ему скажешь? (с)
Упоминание стирки многоразовых тряпок я встречала и в литературе, в т.ч. иностранной, 20 век.
Или вот еще ситуация. Пропиталась прокладка-тряпочка, а новой нет. Негде взять. У мамы просить нельзя, будет ругаться. Надо идти в школу. Что будете делать?
Кто-то просил у подружек. Кто-то таскал на прокладки старое постельное белье. Если кто-то из семьи работал с бельем (сестра-хозяйка в больнице и т.п.), таскали оттуда.
На эту сторону жизни не было принято обращать внимание.
Часто левые издания пишут о горькой судьбе девочек в Эфиопии и прочих неприятных уголках земли. Но поверьте: почти каждая женщина среди нас, в России, это испытала хоть раз. Или испытывает до сих пор. И левизна ни при чем.
Меня мало волнует Эфиопия, Бангладеш и Йемен, но волнует, как живут в России.
Старшее поколение женщин натерпелось и ужасающей, унизительной, болезненной гинекологии, и менструальной бедности хлебнуло.
Согласно исследованиям, проблемы с доступностью прокладок отмечали даже школьницы в США. Уж казалось бы, не Бангладеш. И вообще нам в кино показывают, что там тампоны в школьном туалете бесплатно лежат.
Лежат! Там же, где самолучшее образование, такая же самолучшая гинекология и обилие натуральных продуктов в СССР.
Если точнее, то 84 % школьниц в США в опросах отметили, что испытывали нехватку period products – товаров для месячных, т.к. прокладок или тампонов.
То есть дело не в бедности страны. Дело в том, что:
- Проблемы женщин и особенно девочек мало кого волнуют. Родителей волнуют, только если повезет.
- Даже в богатых странах никто не выпрыгивает из штанов, обеспечивая доступ к бесплатным средствам гигиены.
- Средства гигиены лежат, если кто-то целенаправленно затратил бюджет и распорядился их купить, а потом не забыл регулярно пополнять.
- Отрицание менструации, стигматизация, гнев по поводу менструации – это никуда не исчезло.
Может, в США все с этим плохо, потому что там много религиозных? У мамы, которая бесится от самого упоминания месячных, потому что это грех и стыд, не очень-то допросишься прокладок.
Насколько хуже или лучше у нас, сложно сказать, нет исследований. Но точно известно, что цены на средства гигиены сильно растут в последние годы (как и на все!). И для наиболее бедных женщин, а также девочек-подростков, цены могут быть проблемой.
Особенно меня бесит, когда на фоне бедности вылезают и подают голос экологи. И предлагают использовать многоразовые тряпки ради борьбы за планету. Спасибо, конечно, но это без меня. Сами-сами-сами.
И эта «экология» обходится еще дороже, чем одноразовые средства масс-маркета. Я смотрела на маркет-плейсе, многоразовые товары для гигиены намного дороже одноразовых.
То есть 1 % богатейшего населения будет летать на частном джете в Дубай за сумкой или в Париж поужинать, а 99 % наиболее бедных женщины должны проблемы экологии решать за счет своего комфорта. На малооплачиваемую работу ходить с тряпкой, потом ее стирать. Да еще приплачивать сверху. Ну вы знаете, как я люблю эко-активистов.
Эко-активисты, борцуны за эфиопских девочек, и т.п. Все это мимо. У нас совершенно другие проблемы. И они остаются прямо сейчас.
Не верите? А вы просто не интересовались.
Почитать еще: