Найти в Дзене
"Новая газета"- Рязань

Экспорт с привлекательным лицом

Женщины-предприниматели элегантно покоряют международные рынки. Как Рязанская область вписалась в этот многообещающий тренд – рассказываем на конкретных примерах

Социологические исследования последних лет показывают, что российские женщины, занимающиеся бизнесом, менее склонны к риску и активнее учатся, то есть чаще коллег-мужчин участвуют в образовательных проектах и курсах, направленных на расширение профессиональных компетенций.

Вполне логично, что поддержкой женского предпринимательства всерьез заинтересовались федеральные власти.

По мнению спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко, российские женщины не боятся проявлять активность на таких сложных участках, как импортозамещение, внедрение новых технологий, укрепление международных связей.

При поддержке Совета Федерации и Российского экспортного центра с июня 2022 года в стране проходит общенациональный конкурс «Лидеры поддержки. Женщины в экспорте». Начинание уже оправдало себя. Количество дам во главе отечественных фирм-экспортёров только за минувший год увеличилось на восемь процентов.

Подмога без подвоха

Практика показывает, что внешние ограничения и уход зарубежных компаний создали определенные сложности в экономике. Они же открыли интересные возможности, которыми уже воспользовались тысячи женщин-предпринимателей. И это не дежурная фраза, а отправная точка для цикла публикаций Рязанской «Новой» о руководителях региональных компаний, которые с успехом смогли выйти на внешние рынки.

– Мы работаем на рынке уже двенадцать лет и выпускаем различные виды поролона, а также сопутствующую продукцию: матрацы, подушки. Начинали с поролона для мебели, но постоянно расширяем производство, – рассказывает историю своей компании коммерческий директор и младший партнер ООО «ПП Химпластсервис» Юлия Суровенкова. – Сейчас в деревне Рожок, что в 15 километрах от Рязани, строим новый цех.

Путь на международный рынок для этой фирмы был непростым.

– Когда в 2018 году мы сделали качественный сайт компании, на продукцию неожиданно пошли заявки из других стран: Германии, Литвы, Польши, США, – вспоминает Юлия. – Конечно, мы хотели как можно скорее завязать контакты с потенциальными партнерами, но не имели никакого опыта ведения переговоров и заключения сделок с зарубежными компаниями. 

Рязанский производитель стал активно искать выход из сложившейся ситуации, ведь при освоении внешних рынков нужно принимать во внимание иной менталитет и другие законодательные реалии. Коллеги из дружественной фирмы рекомендовали представителям «Химпластсервиса» обратиться в Рязанский Центр поддержки экспорта при Агентстве развития бизнеса.

– Честно говоря, мы поначалу ждали какого-то подвоха, но уже с первой встречи стало понятно, что не ошиблись с выбором, – признает наша собеседница. – В экспортном центре сразу прикрепили к нашей компании специалиста, который доходчиво и компетентно рассказал об особенностях делового общения с иностранными компаниями, предоставил понятный алгоритм подписания контракта. Нам оказали неоценимое содействие в ведении переговоров, открытии валютных счетов, подготовке необходимой документации, создании логистических цепочек, причем предложили несколько вариантов маршрутов из точки А в точку Б. И все эти услуги, что поразительно, были оказаны на безвозмездной основе.

Впечатляющий форсаж

Это сотрудничество достаточно быстро дало результаты. Первые продажи продукции в Казахстан и Белоруссию были осуществлены уже в 2019 году. Сейчас география поставок заметно расширилась, даже несмотря на санкционное давление.

– Успешный выход на внешние рынки во многом стал возможен благодаря содействию специалистов регионального Центра поддержки экспорта и тем возможностям, которые они нам предоставили, – считает коммерческий директор компании. – Наши сотрудники прошли обучение по программам «Экспортный форсаж» и «Экспортный стандарт», где особое внимание уделяется важным нюансам при составлении контрактов, подбору таможенных брокеров, сертификации продукции, тонкостям финансовых расчетов, некоторым моментам, которые имеют принципиальное значение при упаковке товара. Для нас эти услуги особенно важны сейчас, в условиях нынешней экономической конъюнктуры, когда наводим мосты с новыми партнерами.

Благодаря помощи сотрудников регионального центра поддержки экспорта работники фирмы постоянно совершенствуют свои знания, касающиеся внешнеэкономической деятельности. А участие в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт» позволяет компании продвигать свою продукцию во время бизнес-миссий в Турцию, Азербайджан, ЮАР, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Помогает предприятию нарастить существующие мощности и поддержка Регионального центра компетенций в проекте «Производительность труда на малых и средних предприятиях Рязанской области».

Благодаря мерам государственной поддержки уже в сентябре планируется открытие упомянутого в начале этой публикации цеха в деревне Рожок по производству матрацев и подушек. К этой продукции уже есть интерес зарубежных партнеров.

А главный результат господдержки – существенный рост доли экспортных контрактов в обороте компании, с 2019 по 2023 год он увеличился с 10 до 40 процентов.

На завершившемся в июне этого года уже третьем по счету всероссийском конкурсе «Лидеры поддержки. Женщины в экспорте» неоднократно отмечалось, что благодаря дальновидному содействию госструктур – образовательным программам, льготным субсидиям, консультационным услугам – уже несколько лет подряд наблюдается заметный рост числа, оборота и влияния компаний-экспортёров, возглавляемых женщинами. О том, какой вклад в этот устойчивый тренд вносит Рязанский регион, продолжим говорить в следующих публикациях нашего цикла.

Юлия Швакова (в центре) и Андрей Ворфоломеев (справа) на XIV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» (2023 год) – Фото: agency62.ru
Юлия Швакова (в центре) и Андрей Ворфоломеев (справа) на XIV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» (2023 год) – Фото: agency62.ru

Продукция компании «Химпластсервис» – Фото: agency62.ru
Продукция компании «Химпластсервис» – Фото: agency62.ru

Продукция компании «Химпластсервис» – Фото: agency62.ru
Продукция компании «Химпластсервис» – Фото: agency62.ru

Виктор НИКАНОРОВ