Продолжаю отсматривать советские фильмы, которые в своё время прошли мимо меня (несмотря на то, что их постоянно крутили по ТВ), а заодно погружаюсь в незнакомую эпоху и делюсь впечатлениями.
Предыдущий фильм:
Не в первый за время марафона замечаю, что многие сюжеты советских фильмов в наши дни просто невозможны. И более того, чтобы понять эти сюжеты сейчас, надо знать реалии того времени.
Простой советский срочник ефрейтор Збруев получил свои 15 минут славы, попав на обложку журнала "Умелый воин". Ему тут же начали писать девушки со всей страны, "с предложеньем чистой дружбы", а то как же. Отслужив, Збруев устраивает "смотр невест", лично заезжая в гости к каждой...
Разумеется, "Тиндера" тогда ещё не изобрели, равно как и сайтов знакомств, и соцсетей, да и Интернета в целом, поэтому способ знакомства через переписку по обычной почте был в то время очень популярным и оставался таковым вплоть до начала XXI века. (Я сам ещё застал рубрику "Ищу друзей" в молодёжных газетах и журналах и успел попереписываться, всего каких-то 20 лет назад, но речь не о том.)
Вот интересно: журнал "Умелый воин", скорее всего, был рассчитан на мужскую аудиторию - на тех же воинов. Неужели девушки его тоже читали? Видимо, да - для того, чтобы на красивых мужчин в форме полюбоваться (как мужчины на западе покупали Playboy, чтобы поглазеть на баб). Даже удивительно, что невест оказалось всего семь (две из которых - фейковые, но всех секретов раскрывать не буду, если не видели замечательный фильм - сами посмотрите).
Но это не главный вопрос к сюжету. Главный вопрос звучит так: "...А зачем?"
Перед написанием этого обзора я прочитал довольно полный и логичный обзор на фильм от сведущего человека. Там, в том числе, доказывается, что путешествие Збруева было для режиссёра лишь поводом злобно пропесочить всю советскую жизнь. Возможно, но лично меня удивила одна мысль, из серии "и как я сам не заметил!"
Так вот: зачем, собственно, ефрейтору Збруеву мотаться по стране? Вы только посмотрите на него: красивый, холостой мужчина, невероятно эрудированный (что замечают все прочие персонажи фильма), за словом в карман не лезет, с женщинами не теряется (даже с самыми статусными, типа кинозвёзд), борьбой владеет, а главное - буквально на все руки мастер. Если же вдруг у него что-то не получается, сохраняет невозмутимость (эпизод с прибиванием гвоздя): мол, всё ясно, мы выяснили, как НЕ надо делать, а сейчас сделаем, как надо...
Словом, Збруев с таким набором характеристик запросто может подкатить шары к первой же красотке и добиться успеха. Собственно, что он и делает в начале фильма, талантливо окучивая неприступную с виду проводницу, да так, что она исполняет для незнакомого мужчины приватный танец...
Нет-нет, ничего такого, девушка просто показывает, какие танцы сейчас модны "на гражданке". Но сколько страсти и взаимного "электричества" в этой сцене! Думается, если бы дело происходило в наши дни, то танцами бы дело не ограничилось. Да и сюжет о семи невестах на этом бы закончился, началось бы кино совсем другого жанра...
Зачем же искать по стране всех этих девушек, чьи письма зачастую состояли из ходульных бессмысленных фраз? ("Как тебе служится, с кем тебе дружится..." и т.д.) Видно, Збруев - большой романтик, поэтому со всеми девушками он поступает порядочно и в койку не тащит. Возможно, в 1970-м году Збруев выглядел аморальным типом (в одной из советских кинорецензий его обвиняют в легкомысленности), но по нашим временам это просто образец высокой нравственности.
Кстати, вот в этом месте я мысленно процитировал "Остина Пауэрса":
— Знаешь, как мы греемся в России?
— Я догадываюсь, бэйби.
— Мы играем в шахматы.
— Я не угадал, бэйби.
Что до сатиры, то каких-то "ужасов гнусного совка" я не заметил. Даже наоборот, советская жизнь при всех её недостатках выглядит удивительно уютной. К примеру, общежитие для ткачих, где живёт одна из невест: казалось бы, о каком уюте может идти речь, когда жильцов - как сельдей в бочке... Однако люди в таких условиях не только живут, но и успешно размножаются. В тесноте, да не в обиде!
Популярная советская актриса живёт не в особняке с аквадискотекой, а в типовой квартирке. И собственноручно сверлит стену дрелью, в отсутствие прислуги. Как тут не вспомнить царя из "Вовки в тридевятом царстве", который лично красил заборы!
Ещё и простых смертных принимает в гостях. Потому что сама простая смертная, а не какая-то там небожительница.
И, конечно, самый яркий персонаж фильма - прогрессивный священник, который живёт по тем правилам, которые диктует его культ, и даже не догадывается, что в СССР попирают религии...
Забавный момент: викторина в парке, под аккомпанемент живого ансамбля. Впрочем, в провинциальных городках это и по сей день можно наблюдать:
Интересный приём: часть сюжета объясняется с помощью частушек, которые исполняет популярный в СССР фольклорный коллектив "Ярославские ребята".
Разумеется, я тут же полез искать дискографию группы... и меня постигло разочарование: группа есть - дискографии нет. Есть видеозаписи выступлений на разных "Огоньках" и отдельные треки - судя по всему, аудиоверсии тех же выступлений. А вот пластинок "Ребята", судя по всему, не записывали (иначе они нашлись бы на том же "Рутрекере", где есть всё). Странно, очень странно.
Следующий фильм:
Всем спасибо! Добавляйтесь!
Другие статьи цикла: